Герман Шерхен - одно из замечательных явлений в
дирижерском искусстве нашего времени. ни один дирижер, пожалуй, не шел так в
ногу с веком. В Шерхене все представляет огромный интерес - жизненная и
творческая биография, методические установки, репетиционная техника,
педадогическая работа по воспитанию оркестров и дирижеров... Связь музыкальной
и артистической деятельности с новыми социальными явлениями в общественной
жизни, с техническим прогрессом, связь органическая, без компромисса,
характерна для всего его облика. Вся сознательная жизнь Шерхена прошла в
поисках нового и в систематической проверке творческих результатов своих
поисков. И какая жизнь - пятьдесят с лишним лет деятельности - 1912 - 1966.
Смерть дирижера "на посту", настигшая его на репетиции, была
неожиданной для всех (Шерхен был не по летам энергичен и бодр). Она явилась
почетным финалом жизни дирижера, полной огня и внутреннего горения.
Герман Шерхен родился в Берлине в 1891 году в небогатой
семье. Он не получил специального образования, если не считать общих занятий
музыкой в начальной школе. Но когда подростку пришлось зарабатывать на жизнь,
он самостоятельно выучился игре на альте, достигнув такого технического
совершенства, что его приняли сначала в коллектив Блютнер-оркестра, затем в
оркестр филармонии, где он играл под управлением лучших дирижеров мира. Случай
- великий друг многих талантов, оказал ему неоценимую услугу: в 1912 году молодого
музыканта пригласили принять участие в исполнении "Pierrot lunaire"
Шенберга под управлением автора. Шенберг внезапно заболел; за дирижерский пульт
встал Шерхен. Его исполнение было на столь успешным, что ему доверили
дирижирование этой программой во время большого турне оркестра по городам
Германии. Через два года в Риге, оставив игру в оркестре, он попытался
окончательно утвердиться в дирижерской должности. Помешала война. Она застала
музыканта на русской территории. Он был интернирован как немецкий поданный и
прожил под Вяткой в свободном поселении вплоть до 1917 года. В 1923 году Шерхен
возобновил свою дирижерскую деятельность в городе Винтертур (Швейцария),
регулярно выступая и с другими швейцарскими оркестрами. Но лишь Винтертур
остался верен ему на протяжении более четверти века, остальные оркестры
отпугивали от него чрезмерно современные программы, пренебрежение к вкусам и
мнениям широкой публики, длительные гастрольные поездки, а также параллельная
работа в других городах.
В 1927 году Шерхен организовал симфонический оркестр из
молодых музыкантов, только что окончивших Hochschule и консерватории, и после
нескольких месяцев занятий и репетиций провел с этим оркестром турне по городам
Европы. Пресса повсеместно отмечала очень высокий для такого молодого
коллектива профессиональный уровень исполнения. В работе с молодыми музыкантами
впервые проявился большой педадогический талант дирижера.
Шерехн был музыкантом, для которого Бах, Гендель, Гайдн,
Моцарт, Бетховен, Шуберт оставались всегда незыблемыми "богами".
Достаточно было послушать хотя бы одну его репетицию симфонии Моцарта, чтобы
понять: так трактовать может только тот, кто знает и глубоко чувствует все ее
стилевые тонкости.
Шерхен брался за исполнение любых произведений, особенно
современных. Его обвиняли во всеядности и беспринципности. Явно несправедливо!
Он не относился одинаково ко всему, что исполнял. Одни произведения он
повторял, другие забывал тотчас же по исполнении. У него был совершенно
исключительный музыкальный инстинкт, позволявший ему в конечном счете точно
определить достоинства новых сочинений.
Лео Гинзбург
(полностью в: Лео Гинзбург, Дирижерское исполнительство, стр. 265 - 275)
CD1 Ludwig van Beethoven - Coriolan Overture, op.62 (1954) (Wiener Staatsopernorchester) Ludwig van Beethoven - Symphony No. 8 in F (1954) Igor Stravinsky - L'Oiseau de feu - Suite (1954) (Royal Philharmonic Orchestra) Arnold Schoenberg - Suite in the Old Style (G major) for String Orchestra (1959) (Radio-Symphonie-Orchester-Berlin) Carl Orff - Entrata (1960) (Wiener Staatsopernorchester) CD2 Emil Nikolaus von Reznicek - Donna Diana - Overture (1957) Joseph Haydn - Symphony in G major, Hob.1:100 "Military" (1958) Johannes Brahms - Symphony No. 1 in C minor, op. 68 (1952) (Wiener Staatsopernorchester)
Исполнители: Wiener Staatsopernorchester, Royal Philharmonic Orchestra, Radio-Symphonie-Orchester-Berlin HERMANN SCHERCHEN
APE+CUE | Covers | 291 и 360 Mb
Ссылки: CD1 - http://narod.ru/disk/16713496001/HScher1.rar.html CD2 - http://narod.ru/disk/16728483001/HScher2.rar.html Пароль – intoclassics.net
Взято с http://bayreuthclassical.blogspot.com
|