Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 17 Ноября 24, 14:04
Главная страница » 2011»Июнь»21 » Исаак Альбенис. Фортепианные сюиты "Иберия", "Наварра", "Танго" из "Испанской сюиты". Эдуард Семин
Исаак Альбенис. Фортепианные сюиты "Иберия", "Наварра", "Танго" из "Испанской сюиты". Эдуард Семин
21:05
Произведения испанского композитора Исаака Альбениса (1860-1909) в исполнении российского музыканта Эдуарда Сёмина (фортепиано)
Фортепианная сюита "Иберия"
(Iberia, цикл из 12 пьес, 4 тетради, 1905-09)
01. Воспоминание Allegretto espressivo 02. Пуэрто Allegro commodo 03. Праздник тела Христова в Севилье Allegro gracioso 04. Ронденья Allegretto 05. Альмерия Allegretto moderato 06. Триана Allegretto con anima 07. Альбайсин Allegro asaai, ma melancolico 08. Поло Allegretto melancolico 09. Лавапьес Allegretto bien rythme' mais sans presser 10. Малага Allegro vivo 11. Херес Andantino 12. Эританья Allegretto gracioso
Общее время звучания: 74:25
Запись: 1980-1985
Формат - FLAC
Ссылка для скачивания:
https://cloud.mail.ru/public/7Ayn/q5ALinboD
Исаак Альбенис (1860-1909)
Достигнув выдающихся успехов в эпоху Возрождения и Барокко (творчество Антонио де Кабессона, Антонио Солера), испанская музыка бо'льшую часть ХIХ века существовала на периферии европейской культуры. Однако в конце ХIХ века Ренасимьенто (renacimiento - "возрождение", в пер. с исп.), движение, охватившее всю художественную жизнь страны, вернуло испанскую музыку на мировую авансцену. Вдохновителем нового испанского музыкального Возрождения стал композитор, фольклорист, музыкальный ученый Фелипе Педрель (1841-1922). Его труды, в особенности, "Манифест за нашу музыку" ("Por nuestra musica"), издательская деятельность (благодаря Педрелю Испания вновь открыла своих старых мастеров, а также богатейшие пласты фольклора) стали фундаментом решения "стратегической" задачи - создания национальной композиторской школы в контексте нового европейского искусства. Первое практическое воплощение идей Педреля - в творчестве Исаака Альбениса (1860-1909); его место в испанской культуре сродни положению Эдварда Грига в норвежской или Яна Сибелиуса - в финской музыке. Даже по романтическим меркам биография Альбениса удивительна. Сын баска и андалусийки, родившийся в небольшом городке Кампродон севера Испании (провинция Жирона, недалеко от французской границы), Альбенис уже в четыре года дал первый концерт, в десять - убежал из дома и начал жизнь бродячего артиста. география его выступлений - Испания, Франция, Аргентина, Уругвай, Куба, Бразилия, Германия, Австро-Венгрия. Как пианист он в разные годы занимался с Антуаном Мармонтелем (профессор Парижской консерватории; у него учились Бизе, д'Энди, Дебюсси, Дьемер, Маргерит Лонг), Луи Брассеном; как композитор - с Франсуа Гевартом, Карлосом Рейнеке. Однако два имени должны быть упомянуты особо: Антона Рубинштейна и Франца Листа. Рубинштейн для Альбениса - образец романического артиста (интересно, что он был в жюри, присудившем Альбенису первую премию на выпускном экзамене в Брюссельской консерватории, в которой он в разное время учился и которую закончил в 1879 году). По некоторым сведениям, Альбенис был в числе учеников, сопровождавших маэстро Рубинштейна в его поездке в Америку. Встреча же с Листом (в 1878, по другим данным - в 1880 году), во многом, определила поиски Альбенисом собственного композиторского языка, способствовала обогащению его кругозора, пианистического репертуара. Вершина пианистической славы Альбениса - 1880-начало 1890-х годов. Концерты "испанского Рубинштейна" проходили в городах Испании и за рубежом. В противовес исполнителям салонных пьесок, Альбенис включал в свои программы шедевры классической и романтической музыки - сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Шумана, Грига, Вебера, Листа, Рубинштейна. Фактически, он привил испанцам вкус к высокому концертному репертуару. Он также участвовал в ряде важных просветительских проектов, в частности - в концертах "Симфонического общества" Барселоны, знакомившего с новой испанской и европейской музыкой. С 1894 года Альбенис жил в Париже. Он преподавал фортепиано в Певческой школе (Schola Cantorum), основанной Венсаном д'Энди, концертировал. Однако в эти годы его главным делом стала композиция. В конце ХIХ века слава Альбениса-композитора "догоняет" виртуозную. Вокруг Альбениса складывается круг испанских авторов, глубоко воспринявших и усвоивших его творческие импульсы: среди них Энрике Гранадос (1867-1916) и Мануэль да Фалья (1876-1946). Автор музыкально-сценических произведений (в их числе сарсуэлы - испанский вариант музыкально-сценического представления, близкий оперетте), сочинений для оркестра, Альбенис ныне знаменит своими программными фортепианными сюитами, воссоздающими песенный и танцевальный фольклор Испании (преимущественно ее южных областей). Среди них - "Гранада", "Испанская сюита", "Испанская рапсодия". Кульминация творчества Альбениса - фортепианная сюита "Иберия" (1905-1908), масштабное сочинение, состоящее из двенадцати пьес, объединенных в четыре тетради (по три пьесы в каждой). Идея "Иберии" - музыкальный портрет Испании через песни и танцы этой страны. Однако Альбенис редко цитировал фольклорный материал, предпочитая создавать собственные темы на основе его глубокого усвоения. В "Иберии" фортепианный стиль Альбениса достигает наивысшей сложности. В целом он близок Францу Листу; однако язык гармонии поздних сочинений (особенно "Иберии") обнаруживает влияние Клода Дебюсси. Влияние не было одностронним: следы фортепианной "Иберии" Альбениса - в оркестровой "Иберии" (вторая серия "Образов") Дебюсси. Добавим, французский мастер восторгался музыкой Альбениса, пропагандировал ее в критических статьях. "Изюминка" фортепианного стиля Альбениса - в сочетании "общеромантического" фортепианного стиля со специфическим испанским колоритом. Композитор воссоздает звучание народных духовых, ударных инструментов, но особенно - гитары. Фортепианное изложение реконструирует характерные приемы гитарного исполнительства (например, тремоло с так называемым расгеадо - игрой аккордами; пунтеадо - отчетливое исполнение каждой ноты). Испанский колорит воссоздается с помощью современного музыкального языка - полиритмии, нарочито-острых столкновений тем в контрастной полифонии. [Михаил Сегельман]
Эдуард Сёмин (р. 1945)
Эдуард Сёмин родился в 1945 году. Музыкальные занятия начались в восемь лет; первый педагог - Наталия Моисеева, ученица Карла Киппа (преподававшего в Московской консерватории и бывшего, в свою очередь, учеником Павла Пабста). В 1964-1972 Семин учился в Институте имени Гнесиных (затем - в аспирантуре). Его педагогом был выдающийся пианист, ученик Константина Игумнова, Олег Бошнякович. Карьера Семина - противоречие выдающегося пианистического дарования и достижений и скромного формального признания. Тем не менее, у этого артиста есть свой круг слушателей - истинных ценителей музыки. В концертах и записях пианиста их привлекает единство противоположностей: масштабность, ощущение формы целого - и внимание к детали; драмтическая виртуозность - и тонка акварельная звукопись. В 1969-1988 Семин осуществил ряд записей на Всесоюзном радио и фирме "Мелодия". Основа его репертуара - музыка ХIХ-ХХ вв. Наряду с признанными шедеврами, в репертуаре Семина - непопулярные, а иногда и вовсе неизвестные сочинения: он впервые исполнил на Радио музыку Алексея Станчинского (1888-1914), уделял большое внимание виртуозным транскрипциям Леопольда Годовского (1870-1938); также играл малоизвестную музыку ХХ века, в частности - Четвертую сонату ("Сонату-Токкату") Олега Эйгеса (1905-1992). Предлагаемая программа - первая в СССР запись целиком масштабного фортепианного цикла "Иберия" Исаака Альбениса, осуществленная в начале 1980-х гг. [Михаил Сегельман]
Фортепианная сюита "Иберия"
Первая тетрадь "Иберии" издана в 1906; вторая и третья - в 1907; четвертая - в 1908 годах. При этом пьесы, объединенные в ту или иную тетрадь, часто создавались в разное время. Первая пьеса, "Воспоминание" представляет собой как бы музыкально-поэтический эпиграф ко всему циклу (ее название может быть символично отнесено ко всей сюите). Вторая пьеса ("Порт"), в которой причудливо перемежаются различные танцевальные ритмы, отображает картину жизни Эль Пуэрто-де-Санта-Мария, небольшого порта недалеко от Кадиса. необычайно интересна третья пьеса - "Праздник тела Христова в Севилье". В ней воссоздается картина шествия в религиозный праздник, учрежденный Папой Урбаном IV в 1264 году и являющийся одним из главных у христиан католического вероисповедания. Музыка основана на теме шествия, родственной андалусийской народной мелодии. Четвертая пьеса цикла (первая во второй тетради) - "Ронденья" - представляет собой один из вариантов испанского танца фанданго, получившим свое название от города Ронда в Андалузии. Пятая пьеса (вторая во второй тетради) - "Альмерия" - связана с портом на юге Испании. В сочинениях, посвященных тому или иному городу, Альбенис использует излюбленные песни и танцы его жителей. В данном случае это испанский народный танец "тара'нтас", а также контрастующая ему мелодия хоты. Шестая пьеса (третья во второй тетради) - "Триана" - название цыганского квартала Севильи. Музыка близка традиции "фламенко", созданной, в основном, испанскими цыганами. Изумительна центральная тема "Трианы", с соединением в контрастной полифонии песни, танца и сопровождающих инструментов (дробь тамбурина). Седьмая пьеса (первая в третье тетради) - "Альбайсин" (по имени цыганского квартала Гранады, расположенного возле старинной арабской крепости Альгамбры) - выдающееся художественное открытие Альбениса. "Вы словно погружаетесь в атмосферу вечеров Испании, напоенных ароматом цветов, как будто слышатся приглушенные звуки гитары, которые то жалуются, то судорожно вздрагивают", - писал Клод Дебюсси. В пьесе, построенной на ритме меланхолически-страстного народного танца буле'рия, излюбленного испанскими цыганами, "сфокусированы" импресионистические краски Альбениса. "Создавая "Прерванную серенаду" [девятая пьеса первой тетради "Прелюдий", 1909-1910] Дебюсси, по-видимому, находился под обаянием Альбайсина" (Мирон Вайсборд, автор монографии об Альбенисе). Восьмая пьеса (вторая в третьей тетради) - "Поло" - андалузские песня и грустный танец (характерна авторская ремарка, рекомендующая исполнять эту пьесу так, словно она "прерывается рыданиями"). Его генезис установить трудно; по мнению некоторых исследователей, поло происходит от старинных песен и баллад. Девятая пьеса (третья в третьей тетради) - "Лавапьес" (по названию одного из пригородов Мадрида, со старинной церковью) - построена на ритме оживленного народного танца "чулос" (харктерна авторская ремарка - "пьеса должна быть исполнена весело и непринужденно"). Десятая пьеса цикла (первая в четвертой тетради) - "Малага" - основана на ритме народного испанского танца "малагенья". Название одиннадцатой пьесы (второй в четвертой тетради) - "Херес" - связано с андалузским городом (юг Испании). Музыка воссоздает образ испано-цыганского танца "солеарес". Завершает "Иберию" "Эританья". Название связано с поппулярным кабачком на окраине Севильи, "в котором можно найти свежее вино. Проходит бесконечно меняющаяся толпа. Взрывы смеха прерываются тамбурином. Никогда еще музыка не затрагивала столь различные впечатления, такие яркие, что от изобилия образов хочется закрыть глаза, как от яркого солнца" (Клод Дебюсси). В пьесе господствует движение севильяны. При жизни Альбениса и после его смерти "Иберию" исполняли (целиком и фрагментарно) близкие ему музыканты, пианисты Хоакин Малатс (1872-1912) и Бланш Сельва (1884-1942). Среди пианистов следующих поколений, исполнявших "Иберию" целиком, выделяется легендарный Артур Рубинштейн (1887-1982). Однако до сих пор сюита редко исполняется и записывается целиком. Тем интереснее нынешняя, первая в СССР и России, запись всех тетрадей "Иберии", осуществленная Эдуардом Сёминым в начале 1980х годов.
[Михаил Сегельман. Использовано предисловие "От редакции" издания: И. Альбенис "Иберия", М., Государственное музыкальное издательство, 1961]
Галина, пожалуйста, очень рад, давно хотел выложить, но что-то не было повода, а вот сегодня как раз-таки вспомнили прочтение тетрадей Иберии Алисии де Ларочча, и Вы с Юрием подсказали идею выложить также с Эдуардом Сёмином... как уже сказали, в рамках культурной программы можно даже и не сравнивать эти исполнения, а просто слушать с удовольствием, чего нам всем и желаю!
Если я правильно помню, на другой стороне этой пластинки были другие произведения Альбениса в исполнении Э. Сёмина. Или я ошибаюсь? Почему-то сидит в памяти какое-то танго Альбениса.
Затрудняюсь с ответом, весь диск на 74 минуты, ведь полностью сюита играется... может быть, просится ассоциация с Бошняковичем, который играл эту вещь и здесь недавно Наталья выкладывала этот концерт... Сёмин же был учеником как раз Бошняковича
Да не за что, Галина! ведь вот с радостью добавил этот концерт. Хорошо очень, что Вы с Юрием поддержали затею... хотел изначально просто добавить в пост с Алисией де Ларочча, но действительно, это было б нехорошо, все-таки два разных музыканта, хоть и играют одну сюиту...
Семин действительно записывал Танго Альбениса. Но винилового варианта я не видел. А видел на компакте. Там также есть запись Наварры. Если нужно - добавим, закачаем, все сделаем.
Нет сомнений, что нужно добавлять... год-то выяснили мы какой замечательный! Погружение в этой части вполне российско-испанское, более подходящего времени и не придумать даже
Конечно, нужно. Альбенис - такой интересный композитор, а его мало исполняют по сранению с другими композиторами, да и постов с его музыкой у нас тоже маловато. Будет здОрово, если этот пост будет дополнен. И вообще, раз Дни Испании, то нужно делать посты с испанской музыкой.
Здорово! Сергей, там одна деталь такая, это моя вина, я написал путано, Наварра она так сказать сама по себе Наварра, Годовский к ней руку не прикладывал. Пoлная информация такая - Navarra, Bravura fantasia (1909) completed by D. de Severac. Tango in D op.165 no.2 from Suite España (arr.L.Godowsky).
Сергей, огромное спасибо! Эту запись Семина я никогда не слышал. У нас на сайте как оказалось был серьезнейший пробел, не было полной записи этого цикла, а теперь у нас на Погружении целых две Иберии! Вот что значит год Испании-России. Сейчас вдруг вспомнил, отчасти по теме, что существуют ведь записи самого Альбениса и упоминаемого Малатса. Правда они играли не из Иберии.
Юрий, пожалуйста! В свою очередь, большое Вам спасибо с Галиной... без поддержки я бы так и не решился выложить ближайшее время, а ведь очень хотелось еще недели 2 назад выложить... но будем считать, что ждали Алисию де Ларочча, которую я еще не успел послушать, так что у нас с Вами разные ситуации - Вы послушали уже чтение испанской пианистки, а я - российского...
Олег, очень рад, пожалуйста, редкий случай - выложил свой диск, причем недели две тянул с этим делом... Мне кажется, Вы про Альбениса знаете также очень много, потому что у них ведь были взаимопроникновения в музыке с Дебюсси, так написано в буклете и в других источниках
P.S. Без французского соуса опять никак не обойтись, вот ведь прочитал в Википедии очередной офф-топ, дескать, Сесилия Саркози, вторая жена французского президента Николя Саркози, является правнучкой композитора Альбениса
Алексей, пожалуйста, очень рад! Юрий вчера очень поддержал и великодушно добавил также здесь интересный материал, кроме великолепной записи Иберии с Алисией де Ларочча...
Отмечу только, что это проблемы не с архивом, а именно с сервером files.mail.ru... так что могу предложить попробовать задействовать вариант В по адресу: http://files.mail.ru/G5V937
Да, небольшие трудности встречаются на пути меломана, но вот ведь сколько же их тогда встречается у музыкантов и звукоинженеров, прежде чем запись концерта попадет к слушателю... иногда я задаюсь такой мыслью и весьма признателен всем, кто способствует такому удачному для слушателей положению дел, к которому мы уже привыкли и постепенно перестаем ценить предоставленные нам возможности, принимая всю имеющуюся ценность как нечто само собой разумеющееся теперь... Желаю Вам интересных концертов и прослушивания с воодушевлением!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".