Шуман пытался бороться, бороться с болезнью, с самим собой, и нередко эту борьбу переносил на нотную бумагу. Так произошло и со Второй симфонией. На первый взгляд, эта симфония, очень объективная, эпическая, меньше всего похожа на высказывание композитора о самом себе. Но Шуман специально подчёркивал её автобиографичность. Позже, вспоминая процесс создания Второй симфонии, Шуман писал: "Я могу смело сказать: это было словно сопротивление духа, с помощью которого я пытался победить своё состояние". Первая часть полна этой борьбы и по своему характеру очень переменчива. Если раньше Шумана манил этот мир мучительных лирических переживаний, иррациональный мир с его тёмными глубинами, то теперь композитор его боялся, стремился избегать, и противопоставить ему Шуман мог только объективное, внеличностное начало. Только так можно объяснить героический тон Второй симфонии, её масштабность, её близость к героическому симфонизму Бетховена и философской углублённости музыки Баха. Личные переживания стали для Шумана творческим стимулом, толчком для воплощения идей борьбы, преодолений и торжества человеческой воли.
1. Sostenuto assai
2. Scherzo. Allegro vivace
3. Adagio espressivo
4. Allegro molto vivace
Симфонический оркестр Харьковской областной филармонии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".