Книга о Форе неожиданно обнаружилась в серии "Мастера XX века". Подробный анализ произведений комозитора - одного из лидеров движения "обновления" французской музыки, позволяет автору утверждать, что во многом он был и первооткрывателем музыкальных новаций XX столетия. Речь идет о новом качестве музыки, о новейших модусах музыки (хроматических, микроинтервальных, сонорных), которые возродились на основе диатонической системы старинной модальности. Сен-Санс как учитель Форе подвиг ученика на претворение новейших достижений музыкального искусства XIX века на прочной основе старинной и классической традиции. Но Форе стремительно продвинулся в новаторском обогащении музыкального языка, связав свое творчество с эстетикой символизма. Одним из замечательных творческих открытий Форе, подсказанных ему музыкальной поэтикой символистского стиха, был гетерофонический контрапункт григорианского песнопения с поэтической декламацией. Именно в музыке добаховских эпох и французской песне, завуалированной привычными романтическими аксессуарами, коренится оригинальная интонационно-тембровая природа выразительности его мелодизма, восходящего к древнейшим пластам европейского многоголосия. Тяга к архаике, широкое использование ладов и приёмов, считающихся модернистcкими и роднит Форе с мастерами 20века
При написании книги автор пользовался преимущественно французскими источниками - письмами самого Форе, биографией композитора, написанной его сыном Филиппом Форе-Фремье (1957), трудами близких к кругу Форе французских критиков и историков (Луи Вюймена, Эмиля Вюйермоза, Жозефа де Морлиава, Поля Ландорми, Мориса Дюфурка, Клода Ростана), чьи работы отдавали должное композиторскому новаторству произведений Габриэля Форе, трудами Альфреда Корто и Жака Тибо о фортепианной и камерно-инструметальной музыке композитора, книгой Маргарет Лонг "За фортепиано с Габриэлем Форе", а также официальными документами Петербургской консерватории, Русского филармонического общества, отзывами в печати выдающихся русских музыкальных ученых и критиков (А. В. Осовского, В. Г. Каратыгина, В. В. Держановского) о Форе, во время его пребывания в Санкт-Петербурге, Москве и Гельсингфорсе по приглашению Художественного совета Петербургской консерватории (1910). В результате всех этих многочисленных исследований стало очевидным углубляющееся влияние творчества Форе на современную французскую музыку.
Сигитов, Сергей Михайлович
Габриэль Форе
Cерия "Зарубежная музыка: Мастера XX века" М., 1982год, 290стр, с илл. нот.пр
Загадочное искусство Форе. Сдержанное, скромное, целомудренное. Творчество этого "поэта интимности" каким-то удивительным образом объединяет в себе черты строгого и мужественного искусства Сезара Франка с пленительной нежностью и трепетностью искусства Клода Дебюсси. Многие современники Габриэля Форе, в том числе и некоторые русские музыкальные критики (Каратыгин, Держановский), воспринимали такое примирение двух крайних полюсов во французской музыкальной культуре на рубеже XIX—XX веков лишь как результат воздействия на композитора более крупных творческих индивидуальностей. А ведь самое "франковское" произведение Форе - его Скрипичная соната A-dur op. 13 - написана на 10 лет раньше прославленной скрипичной сонаты бельгийского мастера, а наиболее "дебюссистское" произведение - Баллада для фортепиано с оркестром ор. 19 - создано им в период, когда основоположнику музыкального импрессионизма было всего только 19 лет. Непонятый современниками, этот «мастер очарований» (*выражение Дебюсси) неуклонно продолжал идти по однажды им избранному пути, далекому от всякого эклектизма. Основанная на тонком взаимодействии и взаимопроникновении тональной и модальной систем композиторская техника Форе, строгая, отчетливая и в то же время гибкая и непринужденная, по своему стилистическому диапазону далеко выходила за пределы музыкального искусства XIX века, намечая одну из важных и характерных тенденций современной музыки. Эта тенденция устремлена, по словам М. С. Друскина, «к обращению через голову XIX столетия в глубь веков — к музыке барокко, Ренессанса». Но последовательно утверждая новую тенденцию, Габриэль Форе выступал прежде всего как представитель французской национальной традиции, внося заметный вклад в ее развитие. Вот к этому современному аспекту музыки Форе как в содержании, так и в способе выражения и необходимо привлечь внимание читателя.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Жизнь и деятельность.....9 Глава первая. Ранние годы. Школа классической и религиозной музыки......17 Глава вторая. У истоков движения за обновление французской музыки. Национальное общество.....38 Глава третья. Консерватория. Независимое музыкальное общество 70 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Творчество..........113 Глава четвертая . Идеи и образы французской поэзии послебодлеровского периода в вокальной лирике Форе.....123 Иллюстрации Глава пятая. Эпоха Верлена. Поэтика символизма в фортепианной и камерно-инструментальной музыке раннего Форе.....147 Глава шестая. Эпоха Валери. Новый классицизм позднего Форе.....185 Глава седьмая. В поисках нового гуманистического идеала. Реквием и «Пенелопа».....224 Список произведений Габриеля Форе....262 Список литературы 266 Указатель имен.....272
Сам не знал до недавнего времени, пока Форе не увлёкся. Многие интересные книги, кстати так и остались в планах издательства. Некий Розеншильд ещё в конце 60х дерзко планировал написать книгу о Сати. Естественно зарезали Первая книга о Сати вышла только в 2010м. Из крупных фр. редкостей у меня ещё остались Онеггер и Мийо. Есть краткие портреты всех французов в книге Шнеерсона. Буду должен, кому интересно. А так, мечтаю одолеть Нестьева Прокофьева и Бартока (800стр) - люблю полистать
На самом деле эта книжка в чём-то помогла мне понять Форе. Потому что я как раз современную составляющую больше в его музыке люблю, а её не сразу заметишь - нужно долго вслушиваться. Показалось удачным его сравнение с Эдуардом Мане - родоначальником импрессионистов
Пожалуйста, Юра! На этот раз у меня вышло наоборот - сразу не очень впечатлило, но зато со временем я к нему пришёл. От это переполняет гордость и за себя и за Форе - оказался непрост (не зря его французы ценят, и Дебююси и Сен-Санс Форе одинаково уважали), но всё-таки раскусил
Спасибо! Олег, вот тут Вы приводите цитату из книги, на мой взгляд, очень даже замечательное место: "...на тонком взаимодействии и взаимопроникновении тональной и модальной систем композиторская техника Форе, строгая, отчетливая и в то же время гибкая и непринужденная, по своему стилистическому диапазону далеко выходила за пределы музыкального искусства XIX века, намечая одну из важных и характерных тенденций современной музыки... «к обращению через голову XIX столетия в глубь веков - к музыке барокко, Ренессанса»...
В этой связи, приходит на ум мысль-гипотеза, не являлся ли для французской (и не только) музыкальной традиции своего времени Форе на новом витке музыкальной эволюции тем же "тихим революционером", каким стал в свое время Гайдн в эпоху классицизма, т.е. неким "трансцендентным" мостом, естественно соединяющим настоящее с прошлым и открывающим "новые пути" в будущее Музыки...
"Форе с удивлением вспоминает в 1922 году о музыкальных вкусах 70-х годов прошлого столетия: «Сначала мою музыку находили сплошным гвалтом. А музыку Гуно считали варварской, упрекая ее в отсутствии мелодии. Эволюция умов за сорок лет была необычайной"
Под выражением "тихий революционер" я имел в виду как раз-таки то, что на Востоке принято относить к "золотой середине"... Т.е. есть некий генеральный тренд эволюции и в том-то и заключается задача, чтобы, не впадая в крайности, сохранить баланс, одновременно оставаясь укорененным в традиции, не порывая с ней, ощущать остро и также тонко "новую волну"... У Гайдна и Форе такое "творческое кредо" явно прослеживается, в этой связи решил все-таки с удовольствием по Вашим знакам проследить творчество Форе - через музыку камерную, которую Вы добавили здесь на сайте и с помощью этой книги...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".