Интересно, что в трёхтомной французской "Музыкальной энциклопедии" (Encyclopedic de la musique, Paris 1961) статья, посвящённая Сен-Сансу, написанная Бернаром Барде подозрительно мала - текст ее меньше одной страницы (тогда как, например Клоду Дебюсси посвящено целых тринадцать). Однако даже в такой несправедливо короткой статье отмечены широкая культура и утонченность Сен-Санса — эстета, увлеченного формой и изяществом стиля, чистотой выражения, идеалом логики; "богатство оркестрового колорита предохраняет Сен-Санса от сухости, а сила ритма бьет ключом жизни". Барде заканчивает свою статью, явно полемизируя с модернистами, столь склонными безоговорочно развенчивать Сен-Санса: "Конечно, нужен выбор из творческой продукции столь обильной, хронология которой обнимает 70 лет; но насколько незаслуженным представляется равнодушие, окружающее, в угоду новой эстетике, музыку этого мастера с начала XX века".
Юлий Кремлев
"Камиль Сен-Санс"
М, 1970 г., 345стр. с ил. и нотн. примерами
Жизнь и творчество Камиля Сен-Санса освещены в зарубежном музыкознании приметно обстоятельнее, чем биография и композиторское наследие его современника и постоянного соперника в оперном жанре — Жюля Массне. О Сен-Сансе опубликовано больше книг и статей, они, вдобавок, носят более основательный характер. Но до сколько-нибудь исчерпывающих итогов изучения пока еще далеко, капитальные монографии всестороннего характера отсутствуют. На русском же языке монографий вообще нет. Между тем, творчество Сен-Санса издавна занимает в России заметное место. Плодовитый композитор, писавший в самых различных жанрах, неустанно концертирующий пианист и дирижер, музыкальный критик и эссеист, педагог, чрезвычайно энергичный организатор музыкальной жизни, человек огромной любознательности (питавший, в частности, особый интерес к естественным наукам), ревностный путешественник — все эти грани натуры Сен-Санса требуют изучения и характеристики, чтобы картина его жизни и творчества получилась полной.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие..................................3 Глава первая. Детство......................11 Глава вторая. В Консерватории. Выход в жизнь.......23 Глава третья. Становление таланта и воли.....37 Глава четвертая. Грозные годы. Расцвет творчества ......70 Глава пятая. Зрелость....................96 Глава шестая. Испытания и победы.....126 Глава седьмая. Годы странствий......185 Глава восьмая. Бодрая старость......237 Заключение.................286 Главнейшие даты жизни и творчества.......298 Литература о Сен-Сансе.......318 Указатель имен...............321
Хорошо. Для вас и всех опероманов Хотя в энциклопедии вредные неблагодарные французы посвятили ему статейку ещё меньше, чем Сен-Сансу Мне нравится Манон и Дон Кихот, пара сюит, некоторые фп пьесы
У французов какая-то странная нетерпимость к собственной музыке. И они очень интересно к наследию своих композиторов относятся. Например, даже ПСС Дебюсси нет, такого что-бы там всё-всё было, даже неизданное, что уж о других говорить. Но в нашей то стране очень Сен-Санса любят, ещё аж с конца 19 го века. Он, да Массне с Бизе и Делибом на Петра Ильича благотворно влияли, что тут ещё скажешь
"Французская душа - потёмки" Кстати, они ведь тоже без дела не сидят и сейчас, очень и очень чуткие ко всему мировому фольклору... ничего не пропускают мимо ушей ведь вот тот же К.Сен-Санс сам подобно лебедю, прилетевшему в южные края на зимовку, на дахабье сплавлялся по Нилу, а потом свой замечательный Пятый концерт "Египетский" сочинял...
С Вашего позволения повторюсь с буклетом в руке о 2-й части "Египетского концерта": "Вторую часть концерта назвали бы теперь "экспериментальной" - так много в ней фантазии и выдумки... Здесь вторгается Восток. Правда, по мнению А.Корто (вряд ли оспоримому), это "видение Востока" схвачено "глазами слишком западными". Но, так или иначе, картина Востока ярка и колоритна - и внезапным ударом оркестра (на доминанте гармонического ре минора) с последующей неистовой толчеей синкоп и, далее, причудливыми тематическими узорами фортепиано с появлением новой альтерации ре минора (соль-диеза). А затем Сен-Санс демонстрирует все новые и новые эффекты. Он вводит в партию фортепиано сложные созвучия обертонов. Вслед за этим (уже в соль-мажоре) на фоне звонких переливов водного пейзажа звучит песня нубийских лодочников, услышанная Сен-Сансом во время поездки по Нилу. Еще дальше, в фа-диез мажоре, появляется чисто изобразительный эпизод, где пентатонный напев-наигрыш левой руки выступает на остинатном фоне до-диез у правой руки (с упорными форшлагами ре-диез) и первых скрипок spiccato с сурдинами. По собственному признанию композитора, он имитировал здесь упорный, неумолчный крик нильских лягушек. До конца этой словно бы коллекционирующей курьезы и особые эффекты части мы слышим еще своеобразную каденцию фортепиано (с быстрой дробью репетиций и новым эффектом обертоновых призвуков), речитатив фортепиано на фоне первоначального синкопированного ритма части... Несмотря на всю экзотику второй части, в ней проглядывает, обретя новые звуковые формы, и образ печали, тоски, так ясно выраженной музыкой первой части." Все-таки "потемкинская душа" француза берет и своё, и чужое...
Олег, благодарю Вас за труд, книгу и знания! и также храню надежду, что текст тамошний будет попроще нежели из буклета вышеприведенный, который "с упорными форшлагами ре-диез"...
Не за что! Кремлев тоже пишет, что экзотику Сен-Санс любил, египетскую особенно, но она у него несколько условна, как взгляд туриста из Европы на азиатские достопримечательности
Лучше пусть уж как Сен-Санс путешествуют, чем как Наполеон... последний тоже вроде как туристом наведывался и в Египет, и в разные другие страны, эдакий "военный туризм", если так можно выразиться
если результат один и тот же - т.е. все равно обратно домой возвращаться с тем же, пусть хотя бы позитивные впечатления останутся у всех сторон
Поставлю книгу я по именам, Окажется он перед Дебюсси, А по фамилиям, то следом за Равелем... Вот неразлучная компания! Мерси! Не проштудируем, хотя бы перемелем!
СПАСИБО!
p.s. Дебюсси пока нет, но раз Вы обещали значит точно будет!
Пожалуйста! Дебюсси уже есть. Кстати, всем совет (научился на ошибках) - сканируйте в сером цвете, а не в чёрно-белом (а то грязи много и буквы шатаются). Сохраните потом серые сканы в чёрно-белые картинки. И всё. На практике всё познаётся
17.Константин Владимирович (konst) (20 Июня 11 17:59)
[Материал]
Спасибо! О любимых композиторах хочется знать больше. Давно хотел почитать эту книгу, да не попадалась. Тоже методом проб и ошибок определил, что тексты лучше сканировать в сером цвете. Ещё обнаружил, что результат сканирования весьма заметно может зависеть от сканера (не только от его древности, но и просто от фирмы/модели).
Вот тут инструкция. Говорят, если по ней всё делать, то будет идеально. Я со Сканкромсатором пока не разобрался http://www.djvu-soft.narod.ru/scan/scan_and_share_1_07.htm
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".