«Рубеж
XIX —
ХХ веков стал временем высокого расцвета русской духовной музыки. В эти годы в
Московском Синодальном училище церковного пения сложилась новая школа,
подарившая миру вдохновенные песнопения, среди которых — все духовные
сочинения великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова
(1873–1943).
Мелодии церковных роспевов Сергей слышал с
ранних лет. Рахманинов вспоминал, что его «с детства увлекали великолепные
напевы Октоиха». Бабушка композитора С. А. Бутакова, воспитывавшая
его в детстве, «почиталась как знаток церковного пения. В этой области она была
единственным в своем роде непререкаемым авторитетом, с которым считалось даже
все церковное начальство в Новгороде».
Этот интерес усилился и укрепился позже. В
Московской консерватории Рахманинов слушал у С. В. Смоленского курс
истории русского церковного пения. Регент Синодального хора Николай Михайлович
Данилин рассказывал «об исключительной творческой пытливости, проявляемой
Рахманиновым к особенностям старой московской, суздальской, новгородской,
киевской хоровой культуры». Данилина поражало, «с каким профессиональным
интересом и чисто "исследовательской” кропотливостью собирал Сергей Васильевич
сведения об особенностях так называемого крюкового письма, изучал лица и фиты,
в чем помогал ему Степан Васильевич Смоленский, крупнейший знаток в этой
области».
Несомненно, что Смоленский был вдохновителем
первого духовного опуса Рахманинов — концерта «В молитвах неусыпающую
Богородицу» на текст кондака праздника Успения Божией Матери, исполненного
Синодальным хором вскоре после своего создания, в декабре 1893 года.
Дивные по красоте мелодии Рахманинова придают традиционному жанру концерта
неповторимое лирическое своеобразие.
Спустя три месяца, 16 марта 1894 года
Рахманинов с сожалением сообщал Смоленскому о том, что ему приходится нарушить
данное Степану Васильевичу обещание и отложить работу над новым духовным
концертом: «Или у меня не хватило терпения, или способностей совладать с этим
текстом. Во всяком случае, то и другое весьма прискорбно. В конце концов я
думаю, что допишу же я это сочинение когда-нибудь, вот тогда я, забравши
маленький сверточек партитуры, прибегу к Вам, в надежде на то, что Вы и тогда
пожелаете этот Концерт исполнить, чем несомненно доставите мне огромное удовольствие».
Видимо, этот замысел остался неосуществленным. Не
нашли воплощения в музыке и тексты Литургии, присланные Смоленским в
1897 году. «Мне, видно, не судьба писать Обедню», — отвечает он Степану
Васильевичу, жалуясь на состояние здоровья. Вместе с тем, он не раз посещал
концерты Синодального хора, слышал произведения композиторов Московской школы.
В 1903 году А. Д. Кастальский, признанный глава Московской
школы, подарил Рахманинову ноты своего произведения с символичной надписью:
«Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от А. Кастальского в
знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но
настойчиво ждут вдохновений Рахманинова».
Вдохновение пришло летом 1910 года в селе
Ивановке Тамбовской губернии. «О Литургии я давно думал и давно к ней
стремился, — писал Рахманинов своему другу Н. Морозову. Принялся за
нее как-то нечаянно и сразу увлекся».
<…> После
первого исполнения «Литургии» 25 ноября 1910 года Синодальным хором,
мнения критиков, как обычно, разделились. Анонимный автор журнала «Хоровое и регентское
дело» писал: «Как произведение церковной музыки, "Литургия” показалась нам
слишком субъективной, слишком нецерковной по своему настроению, а вообще, как
произведение искусства, она лишена художественной убедительности — необходимого
достоинства истинно прекрасного творения. Мы не чувствовали в его музыке ясной,
религиозной убежденности».
Другую точку зрения высказал Николай
Дмитриевич Кашкин: «"Литургия” должна занять очень выдающееся место в нашей
церковно-музыкальной литературе. <…> При всей красивости музыки, она в
большой степени проникнута сосредоточенно молитвенным настроением, переходящим
иногда в мистическую таинственность. Нечего говорить, что все это написано с
огромным мастерством».
(Фрагмент
из книги Н. Ю. Плотниковой
«Русская
духовная музыка XIX– начала XXвека: страницы истории» (М., 2007))
Трек-лист:
1.Великая ектения5.28
2.Благослови, душе моя, Господа
3.25
3.Слава..
Единородный Сыне 1.48
4.Во
Царствии Твоем 4.47
5.Приидите
поклонимся 1.26
6.Господи,
спаси благочестивыя; Трисвятое 2.20
7.Херувимская 4.06
8.Верую 4.26
9.Милость
мира 3.19
10.Тебе
поем3.06
11.Достойно
есть2.31
12.Отче
наш 3.51
13.Хвалите
Господа с небес1.37
14.Благословен
грядый1.01
15.Да
исполнятся уста наша3.26
16.Буди
имя Господне0.53
17.Слава…
Многолетие2.25
18.Концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» 7.35
Исполняет Хор Московской Академии хорового искусства
Художественный
руководитель и главный дирижер Виктор Сергеевич Попов
Запись
сделана на студии "Мосфильм" в марте-мае 1997 года
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".