Первый фортепианный квартет (1879) Форе, да и вообще, вся его камерная музыка подтверждает, что французский композитор был наделён удивительным мелодическим даром. Кроме того, он первым из французов поднял камерно-инструментальную музыку до уровня симфонической, превратив тот же квартет в концерт для фортепиано и струнных. Форе открыл своим творчеством период обновления в музыке Франции (так называемую "Прекрасную эпоху") переступив черту традиционного романтизма - классические образы Шумана и Сен-Санса подвергаются у Форе импрессионистскому осмыслению. Расширяется арсенал используемой гармонии - от минорной и мажорной пентатоник до фригийского и миксолидийского ладов. Его лучшие мелодии напевны, в них сказалось воздействие вокальной лирики самого Форе и григорианских песнопений. В строении цикла Форе следует извечной бетховенской концепции движения "от мрака к свету" - мрачные мотивы противопоставляются светлым, лёгким, радостным, однако они тоже расцвечивается новыми красками - полутонов-полутеней-полунамёков, сочетанием диатоники и хроматики. Воздушная невесомость новых образов, созданных Форе становится антитезой конструктивной плотности. Борьба этих двух начал - мрака и света, определённости и невесомости и составляет содержание сочинений Форе. Исход борьбы этих начал представлен в финале квартета, открывающимся ликующе-восторженной мелодией. Как на волнах несомая в ликующих взлётах арпеджио, она предстаёт в ослепительном блеске аккордовых ритмов партии фортепиано. Звонкой лидийской каденцией заканчивается эта камерно-концерная симфония торжества и радости.
Второй фортепианный квартет (1886) - самое своеобразное сочинение раннего Форе. Кажется всё сконцентрировалось в этом причудливом, полуреальном-полумиражном произведении: и страстная привязанность к жизни, и первые видения смерти, и светлые воспоминания о детстве, омрачённые горечью утраты близких, - и над всем этим вулканическая стихия круговорота танца. Во втором квартете в новом качестве предстают три важнейших стилистических компонента музыки Форе: во-первых - модальная изменчивость, гармоническая красочность, и полифоническая насыщенность мелодического языка, во-вторых - полиритмическая раскованность и гибкость построений и, в-третьих - композиционная монолитность музыкальной ткани. Как гимническое песнопение во славу жизни предстаёт в хоровом унисоне струнных тема главной партии первой части, интонационно навеянная началом фортепианной сонаты g-moll Шумана. Неповторимый облик теме придаёт её вполне современная сложноладовая основа, подсказанная старинной доклассической мелодикой и позднеромантической гармонией с преобладанием фригийского оттенка. 2я часть квартета - инфернальное скерцо, отмеченное остинатностью ритма, вихреобразностью мелодического движения, указывающего в этой бешеной "фарандоле" на влияние листовских образов, ставших традиционными для скерцозной музыки (к примеру, у Бартока). В третьей части квартета воображение Форе снова черпает вдохновение в образах музыки Листа - нежнейшая колыбельная, убаюкивающая тихим и мягким колыханием полна отзвуками "Утешения". Невесомость, эфемерность звучаний фортепианных арпеджио и засурдиненных струнных переносят слушателя в дивное миражное царство. Неистовость танцевального движения финала, главная тема которого отличается стремительностью и энергией восходящего движения, сродни Мефисто-вальсу. По окончании второго квинтета Форе принялся сочинять третий, но замысел был отложен на полтора десятилетия. В итоге Третий фортепианный квартет стал 1м фортепианным квинтетом
Первый фортепианный квинтет (1891-1905), написанный Форе в зените творческой славы отмечен мерным ритмическим движением музыки, полной душевного равновесия и спокойствия. Начало первой части квинтета подобно "Аве Марии" Баха-Гуно. Это прекрасный образец фореевского ровного пения - тихие перезвоны фортепианных арпеджио и унисонная мелодия струнных, уравновешенная, но ладово-переменчивая в оттенках эолийского, дорийского и лидийского ладов. Тень скорби вносит в эту краткую и умиротворённую мелодию надежды грустную ноту. Но тем динамичнее порыв к преодолению страдания. Побочная партия закрепляет в интонационно-тематическом комплексе черты мажорной просветлённости и хроматической утончённости. В репризе полностью господствует главная тема, звучащая пылко и мужественно. Во второй части возникает потрясающая по красоте бесконечная мелодия, в среднем разделе приобретающая черты светлой воздушной мечтательности. Финал квартета - новый контакт с искусством Бетховена. Многие сравнивали его мелодию то с "Одой к радости" из Девятой симфонии, то с пьесой Рамо "Радостная". Только у Форе более размеренно-величавая поступь и более богатая ладовая шкала. Полимелодическая ткань последних страниц квинтета полна подлинно юношеской гармонической свежести.
Второй фортепианный квинтет (1921) - одно из высших достижений позднего Форе. По свидетельству Шарля Кёклена, им восхищались все от Роже-Дюкаса до Жоржа Орика и Франсиса Пуленка. Начальная размашистая и энергичная фраза навеяна аттической мелодией "Пенелопы". Но этот величественный порыв умеряется грацией ритмических отклонений. Уже в следующей фразе на первый план выступает григорианская мягкая плавность. Неторопливое развитие темы подготавливает построенную на интонациях Улисса побочную тему первой части, окутанную нежными переливами прозрачной фортепианной фактуры. В коде объединяющей все темы гармоническое сопровождение чарует гулом колокольного перезвона (излюбленный композитором образ радостного ликования). Во второй части - Скерцо - этот гул переходит в ослепительный каскад звучаний. Скерцо основано на свободном неожиданном противопоставлении и капризном контрапунктическом переплетении стремительных гамм, поющих гимн жизни. В иную атомосферу личных печальных размышлени переносит третья часть, начинающаяся с нежного Ламенто. Утешение несёт вторая, хоральная мелодия, заключение которой просветляет печаль. В финале движение приобретает характер вальса-каприса, в круговороте которого звучат темы предыдущих частей. Венцом всему развития является торжественно ликующий аккорд, напоминающий нам о концовке оперы "Пенелопа" - гимне Зевсу.
Первая скрипичная соната Форе (1876) стала хронологически первым шедевром французской камерной музыки периода обновления. Открывающая сонату главная тема построена в виде гибкого перехода от нежной и порывистой шумановской по характеру мелодии к её минорному завершению, полному бетховенской напористости и энергичности ритма и движения. Последующие разделы лишь развивают внутреннюю контрастность исходной мелодии. В следующих частях двуплановость подчёркивается уже с помощью гармонии, отчего лирическая баркаролла 2й части и скерцозная тема 3й части приобретают черты тонкости, изысканности, ритмической пикантности. Финал концентрирует в себе всё предшествующее интонационно-тематическое развитие и является кульминационным моментом в раскрытии двух контрастных сторон единого образа.
Во Второй скрипичной сонате (1916) обнаруживается связь с тематизмом "Пенелопы" - основные лейтмотивы оперы подвергаются переосмыслению в аспекте пережитого потрясения - событий первой мировой войны. Композитор выстраивает обобщённый план ожесточённой борьбы, одушевлённый верой в освобождение. Экспозиция, разработка и реприза первой части предстают как ряд батальных эпизодов. Но чем яростнее воинственный пыл, тем мощнее призывы к сопротивлению и тем увереннее чувство победы. В основу второй части положен материал Анданте из неизданной симфонии. Музыка этой части полна ласковой нежности. Желанный мир несёт музыка финала, в которой гнетущие мотивы первой части преобразуются в лёгкое и радостное движение по кругу в форме рондо, и в итоге - подъём к вершинам радости.
Первая виолончельная сонта (1917) венчает военный цикл Форе. В ней также используется материал из незавершённой симфонии d-moll. В этой сонате предельно обострён контраст между ритмом, буйно-необузданным до жестокости, и мелодией, певучей, пластичной и проникновенной по тону. В образную ткань включены приметы военного времени - тревожная барабанная дробь в конце первой части, которая в финале звучит экстатически-просветлённо.
Вторая виолончельная соната (1921) проникнута чувством элегической примерённости, в ней нет ожесточённых вспышек ярости как в первой, но нет и льющейся через край радости. Средняя её часть представляет собой транскрипцию "Погребального песнопения", посвящённого 100-летию со дня смерти Наполеона. Канон этого Анданте полон просветлённого величия. Крайние части цикла покоряют своей мелодичностью - гибкой, непрерывной и драматически-экспрессивной в начальном Аллегро, и лёгкой, импульсивной в вакхически полётном финальном Аллегро виво.
В Фортепианном трио (1923) неожиданное иронично-насмешливое преломление получает извечная драма человеческой жизни и смерти. Лишь на первый взгляд в нём всё кажется привычным - лирико-драматичная первая часть, элегичная вторая. При внимательном же вслушивании в музыку трио обнаруживается особая лейтмотивная значимость. Тонко и неприметно подготавливается в первых двух частях сюрприз финала - знаменитая фраза "Смейся, паяц!" из оперы Леонкавалло - на её основе строится скерцозная тема: рыдание переходит в смех, который звучит как вызов композитора судьбе, смерти и старости.
Струнный квартет (1924) Форе достойно завершает блестящую историю французской квартетной музыки периода обновления, представленную именами Франка, д'Энди, Дебюсси, Шоссона, Равеля, Ропарца. Стиль его первых двух частей - строго контрапунктический, предельно выразительный, лишённый украшений. Финал, наоборот имеет лёгкий и шутливый характер. Главная экспрессивная тема 1й части заимствована из неизданного юношеского скрипичного концерта, во второй следует её инверсия. Воспоминания юности, выдержанные в мягкой, нежной и проникновенной гамме чередуются с ритмически напряжёнными скорбными медитациями. В финале наступает драматический перелом - переход от минора к светлому мажорному мотиву просветления. Последние страницы квартета, написанные за полтора месяца до смерти композитора поражают большой силой и внутренней энергией в утверждении жизни.
Среди других камерных сочинений Форе пьесы для скрипки и фортепиано - Колыбельная, Op. 16 (1880), Анданте, Op.75 (1897), Концертная пьеса (1903), Романс, Op.28 (1882); пьесы для виолончели и фортепиано - Элегия, Op.24 (1883), Бабочка, Op.77 (1884), Серенада, Op.98 (1908); Концертная пьеса для флейты и фортепиано (1898).
Очень красива Фантазия для флейты и фортепиано, Op.79 (1898), музыка, которой, обогащенная старинными ладами и частыми модуляциями, привлекает неповторимым сочетанием изысканности и строгости, изящества и простоты.
Форе написал также несколько сочинений для фортепиано в 4 руки, среди которых популярнейшая шестичастная сюита "Долли", Op.56(1893-96),где
Форе с любовью воссоздаёт, подобно Шуману в 'Детских сценах', мир
детских забав, образы безискусственной радости. В этом детском цикле
легко узнаётся почерк композитора - в мягких постепенных очертаниях
мелодическо линии ("Колыбельная"), в изящной изобразительности
синкопированного ритмического рисунка ("Мяу"), в струящихся прозрачных
арпеджио контрапунктически выразительной гармоническо фактуры ("Сад
Долли"). Психологической правдивостью покоряют следующие пьесы -
четвёртая ("Китти-вальс") и пятая ("Нежность"), некоторыми приёмами
напоминающие балетную музыку. В последней пьесе цикла ("Падеспань") -
яркой жанровой зарисовке, навеянной образами Испании, манера Форе
предвосхищает Равеля Известна также 4х ручная фортепианная пьеса "Сувенир из Байрейта", фантазия в форме кадрили (1888) - шуточный парафраз на темы "Кольца Нибелунга" Вагнера (своего рода пародия на всеобщее вагнерианство и вызов кружку Франка), и два переложения оркестровых сочинений - Симфоническая интермедия (1864) и Симфоническое аллегро, Op.68 (из сюиты op.20, 1873).
Pierre Barbizet, Jean-Philippe Collard, Samson Francois, Eric Heidsieck, Bruno Rigutto Christian Ferras, Jean-Claude Bernede,Augustin Dumay, Paul Boufil, Guy Chene Quatuor Bernede, Quatuor Parrenin
Sonate pour Violon et Piano No.1 En La Majeur, Op.13 (1876) 1. I - Allegro Molto 2. II - Andante 3. III - Allegro Vivo 4. IV - Allegro Quasi Presto Sonate pour Violon et Piano No.2 En Mi Mineur, Op.108 (1916) 5. I - Allegro Non Troppo 6. II - Andante 7. III - Allegro Non Troppo 8. Elegie pour Violoncelle et Piano En Ut Mineur, Op.24 (1883) 9. Serenade pour Violoncelle et Piano En Si Mineur, Op.98 (1908) 10. Papillon en La Majeur pour Violoncelle et Piano, Op.77 (1884)
Christian Ferras, violin & Pierre Barbizet, piano Paul Tortelier, cello & Eric Heidsiecke, piano
CD 2
Sonate pour Violoncelle et Piano No.1 En Re Mineur, Op.109 (1917) 1. I Allegro 2. II Andante 3. III Final : Allegro Commodo Sonate pour Violoncelle et Piano No.2 En Sol Mineur, Op.117 (1921) 4. I - Allegro 5. II - Andante 6. III - Allegro Vivo Quatuor a Cordes, Op.121 (1924) 7. I - Allegro Moderato 8. II - Andante 9. III - Allegro
Paul Tortelier, cello & Eric Heidsiecke, piano Quatuor Bernede
CD 3
Quatuor pour Piano, Violon, Alto et Violoncelle No.1 En Ut Mineur, Op.15 (1879) 1. I - Allegro Molto Moderato 2. II - Scherzo : Allegro Vivo 3. III - Adagio 4. IV - Allegro Molto Quatuor pour Piano, Violon, Alto et Violoncelle No.2 En Sol Mineur, Op.45 (1886) 5. I - Allegro Molto Moderato 6. II - Allegro Molto 7. III - Adagio Non Troppo 8. IV - Allegro Molto
Samson Francois, piano Jean-Claude Bernede, violon; Guy Chene, viola; Paul Boufil, cello
CD 4
Quintette Pour Piano et Cordes No.1 En Ut Mineur, Op.89 (1891-1905) 1. I - Molto Moderato 2. II - Adagio 3. III - Allegro Moderato Quintette Pour Piano et Cordes No.2 En Re Mineur, Op.115 (1921) 4. I - Allegro Moderato 5. II - Allegro Vivo 6. III - Andante Moderato 7. IV - Allegro Molto Jean-Philippe Collard, piano Quatuor Parrenin
CD 5
Trio pour Piano, Violon et Violoncelle en Re Mineur, Op.120 (1923) 1. I - Allegro Ma Non Troppo 2. II - Andantino 3. III - Allegro Vivo 4. Berceuse Pour Violon et Piano, Op. 16 (1880) 5. Andante Pour Violon et Piano En Si Bemol Majeur, Op.75 (1897) 6. Morceau De Concours Pour Violon et Piano (1903) 7. Romance Pour Violone et Piano, Op.28 (1882) 8. Fantaisie Pour Flute et Piano En Ut Majeur, Op.79 (1896) 9. Morceau De Concours Pour Flute et Piano (1898) Dolly, six pieces pour Piano a quatre mains, Op.56 (1893-96) 10. I. Berceuse 11. II. Mi-A-Ou 12. III. Le Jardin De Dolly 13. IV. Kitty Valse 14. V. Tendresse 15. VI. Le Pas Espagnol 16. Intermede symphonique F major pour Piano a quatre mains (1864) 17. Souvenir de Bayreuth, fantaisie en forme de Quadrille sur les themes favoris de 'L'Anneau Du Nibelung' de Richard Wagner (1888) 18. Allegro symphonique pour Piano a quatre mains (from Suite, op. 20), Op.68 (1873)
Jean-Philippe Collard, piano Augustin Dumay, violin & Frederic Lodeon, cello Michel Debost, flute Jean-Philippe Collard & Bruno Rigutto, pianos
И ещё одна - более современная запись, довольно хорошая, в чём-то лучше. Кроме основных камерных сочинений Форе - квартетов, скрипичных, виолончельных сонат и квинтетов, здесь представлен вокальный цикл для голоса и камерного ансамбля "Добрая песня" на стихи Верлена (1893)
CD1: 63:21 PIANO QUINTET in D minor Op. 89 PIANO QUINTET in C minor Op. 115
QUINTETTO FAURE DI ROMA Maureen Jones, piano Pina Carmirelli, violin I Federico Agostini, violin II Massimo Paris, viola Francesco Strano, cello
CD2: 66:05 PIANO QUARTET in C minor Op. 15 PIANO QUARTET in G minor Op. 45
THE AMES PIANO QUARTET William David, piano Mahlon Darlington, violin Laurence Burkhalter, viola George Work, cello
CD3: 43:52 LA BONNE CHANSON, Op. 61 (Paul Verlaine) For voice, 2 violins, viola, cello, double bass & piano PIANO TRIO in D minor Op. 120
Sarah Walker, soprano The Nash Ensemble Marcia Crayford, violin (+ piano trio) Andrew Watkinson, violin Roger Chase, viola Christopher van Kampen, cello (+ piano trio) Rodney Slatford, double bass Ian Brown, piano (+ piano trio)
CD4: 64:37 CELLO SONATA No. 1 in D minor Op. 109 CELLO SONATA No. 2 in G minor Op. 117 STRING QUARTET in E minor Op. 121 ELEGIE, FOR CELLO AND PIANO, Op. 24 5:57
Thomas Igloi, cello Clifford Benson, piano Amati Quartet: Willi Zimmermann, violin I Barbara Suter, violin II Nicolas Corti, viola Johannes Degen, cello Elegie: Wladislav Warenberg, cello Sara Crombach, piano
CD5: 49:47 VIOLIN SONATA No. 1 in A major Op. 13 VIOLIN SONATA No. 2 in E minor Op. 108
Пожалуйста! Надеюсь на сонатах не остановитесь Вообще, у меня из камерной музыки Форе в фаворитах - фортепианные квартеты (особенно 2й), квинтеты (трудно выбрать - оба хороши), 1я скрипичная соната, Трио с "Паяцом" и "Долли" Долго вслушивался - слишком всё тонко, но когда расслушал - это было открытие
"Долго вслушивался - слишком всё тонко, но когда расслушал - это было открытие..." как хорошо, как хорошо бывает в такие моменты осознать, что в пережитом бессилии и неопределенности был сокрыт путь к подлинной красоте и любви, которая проявляется тихо и непосредственно, когда все знания и языки умолкают в какой-то момент... "через тернии к звездам"...
Для русского уха такая музыка вообще непривычна. Сейчас рецензию перепечатаю начала века о концертах Форе в Москве и Петербурге 10х годов - разное пишут
Критика нужна бывает очень как приправа, только еще больше придает пикантность вкусу, вносит интересность... она в своей притягательности точно соль публичного обозрения
Каратыгин: "Несклонный к традиции чистого классицизма, стоящий в стороне от основных течений современной музыки Франции, Форе даёт музыку дряблую, вялую, расчитанную на самый мелкобуржуазный вкус и застрявшую где-то в промежутке между всеми существующими типами и манерами. Лучшее впечатление оставила соната для скрипки и фортепиано".
Гр.Прокофьев: "Произведения Форе заинтересовали неглубоко, несмотря на их достоинства - красивую, порой смелую гармонизацию, хорошее камерное и оркестровое письмо. Форе - это межеумок, соединяющий, несоединимое - классические заветы (его учитель Сен-Санс) с модернистскими вкусами. Поэтому пылкие французы называют его "родоначальником нашего музыкального Ренессанса", главой которого является, конечно Дебюсси. Из звучавших произведений мне больше всего доставил удовольствие квартет, оп.45, средние части которого прямо хороши и интересны".
Неизвестный оппонент из 'Русской музыкальной газеты': "Форе пользуется почтительным вниманием и нежным признанием в группе щеголяющих изысканностью ценителей. У меня же сложилось впечатление, что красота его композиций исполненных на концертах в Петербурге, как цветок пересаженный на чужую землю значительно поблекла. Лирический талант Форе несколько односторонен и склонен к элегии, к меланхолической томности, что не исключает моментов искренней, сердечной теплоты."
Письмо Форе в Париж, 1911: "В Петербургской консеравтории в мою честь был устроен торжественный приём: звучали фанфары труб, девушки подносили букеты, директор произнёс речь, учащиеся устроили прекрасный концерт их моих произведений, а публика кричала: "Форе!" "Форе!", так что ломились стены"
Нет это однофамилец, Гр. - видимо Григорий. Каратыгин любил Скрябина, Дебюсси, Стравинского и С.С.Прокофьева - очень модные композиторы в 1911. Понятно, что ему не понравилось. Может быть позже пресытился модерном и расслушал
Ага понял, что не гражданин, а Гр. Память не зря терзалась о Каратыгине:
"О понимании же сути искусства Брукнера хорошо сказал В. Каратыгин: "Сложное, массивное, в основе своей имеющее титанические художественные концепции и отлитое всегда в крупные формы, творчество Брукнера требует от слушателя, желающего проникнуть во внутренний смысл его вдохновений, значительной напряженности апперцепционной работы, мощного активно-волевого импульса, идущего навстречу высоко вздымающимся валам актуально-волевой анергии брукнеровского искусства".
Критик же. Наверняка всех причесал, кого слышал Но это всё всего лишь его вкусы Чего стоит перл о Малере: "Мелодическая вульгарность и банальность. Много длиннот. Много дешевки" Грубо. Необъективно
Пост с музыкой Форе бесценный... считайте, что тут аншлаг и на неделю билеты уже распроданы... ни в коей мере не обойдусь сонатами, тем более если уж нужна виолончель, так она почти во всей камерной музыке, куда ж от небольшой, но весьма дружной компании отделяться ей! удивительное дело, но почему-то французы упорно признают виолончель мужского рода ...
о, здесь играет Jean-Philippe Collard, которого тому назад Юрий "забижал"...
Ну, Форе, как вы услушите в первой виолончельной сонате по мужски суров И вообще, есть в его музыке какая то строгость, но мягкая и благородная, иногда даже ласковая, идущая видимо от его характера, как человека. Отсюда тонкость гармонических красок и лирическая мягкость.
Чудесная музыка! Такая ясная, такая чистая, и такая французская, и такая человечная! Р. Дюмениль
Коллар в своей области хорош. За фп цикл Форе (у нас выкладывали) он даже вроде премию получил
"И вообще, есть в его музыке какая то строгость, но мягкая и благородная, иногда даже ласковая, идущая видимо от его характера, как человека. Отсюда тонкость гармонических красок и лирическая мягкость." как здорово сказано! Мне казалось всегда, что именно у Шопена эта же "французская половина" присутствовала в его творческом гении... спасибо, извините за офф-топ, если что, сами понимаете, не-музыкантам надо давать фору, тем более если речь идет о Форе
Кстати, он очень любил Шопена. И тоже писал ноктюрны - целых 13, большие и разные. Интересные, есть пересечения с Листом, предзнаменования стиля Дебюсси-Равеля. Ещё из фп музыки известны его Баркароллы - тоже 13. Несуеверный был
Да, он любил некоторые вещи Форе. И вообще, французскую музыку любил - Сен-Санса, Бизе, Массне. Некоторые мотивы использовал, даже фр шансон Но второй ещё лучше. :violin: Хотя первым тоже заслушиваюсь
Форе, наконец-то я его до конца расслушал
Есть книга, кстати (почти 300стр) - это я оттуда перепечатал краткие выдержки. http://www.alib.ru/bs.php4?uid=1377ad11154f056699429b36fd3bbc9d83df Оцифрую со временем
Второй комплект без сканов Значит не будет ворчаний и криков "О, дайте, дайте мне коврики!..." Нет их и возможно не будет Остался лишь протёртый коврик в Парижской консерватории перед иконой Форе
Пожалуйста! Скоро засяду за сканер и выложу обещанную книжку
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".