Год: 2005 Дирижер: Gilbert Bezzina
Веспетта-- Изабель Пуленар (Isabelle Poulenard) Пимпинон- Филипп Кантор (Philippe Cantor)
Информация о "Пимпиноне" от художественного руководителя ансамбля "Moscow Baroque" Марк Вайнрот:
Георг Филипп Телеманн (1681-1767) родился в Магдебурге в семье бюргеров и учителей, далеких от мира музыки. Четырьмя годами старше Баха и Генделя, Телеманн учился музыке в Лейпциге. Там он стал превосходным органистом, работал хормейстером и сочинял музыку. После нескольких лет работы в Айзенахе и Франкфурте Телеманн обосновался в Гамбурге в 1721 году. Несмотря на лестные предложения, поступавшие из разных стран, включая Россию, Георг Филипп довольствовался своим положением в Гамбурге, где он отвечал за церковную музыку, а позднее возглавил процветающую оперную компанию.
Ситуация, сложившаяся к началу 18 века в Гамбурге, благоприятствовала развитию оперы. Богатые горожане обожали все связанное с Италией и Францией. Огромный поток итальянской оперы, певцов и композиторов хлынул в города северной Германии. Гамбургский оперный театр был востребован, местные богачи с удовольствием вкладывали средства в новые постановки, с лихвой окупая расходы огромными сборами.
В качестве директора оперы Телеманн не только сочиняет музыку, но и отвечает за план оперных постановок на перспективу, учитывая вкусы и пристрастия аудитории. Часто это означало перенаименование опер своих коллег, возможно пересмотр оркестровок, перевод либретто на немецкий язык и даже добавление своих музыкальных фрагментов в текст других композиторов. Во времена Телеманна такое вмешательство было вполне обычным делом.
Телеманн и его современники сочиняли довольно тяжеловесные монументальные произведения, Оперы-серия, на мифологические сюжеты. И в традициях того времени было вставлять небольшие <интермеццо> между актами оперы. Публика предпочитала в перерыве оставаться на своих местах и наслаждаться буффонадой в сочетании с мелодичной музыкой таких интермеццо.
Из многих <интермеццо>, сочиненных Телеманном, только Пимпинону было суждено дожить до наших дней в авторской рукописи, остальные были утеряны. Телеманн сочинил его специально для представления между актами Der Geduldige Socrates . Либретто подписанно неким Иоганном Филиппом Преториусом, взявшим за основу либретто 15-ю годами ранее написанной одноименной оперетты Альбинони.
Пимпинон написан для струнного оркестра и двух певцов. Пимпинон - богатый холостяк (бас-баритон) и Веспетта- хитроумная горничная (сопрано). Часто ошибочно называют Пимпинона копией Служанки-госпожи Перголези, в то время как герои Телеманна развлекали аудиторию Гамбургской оперы полных 8 сезонов, прежде чем Перголези написал свое <интермеццо>.
Либретто Пимпинона на первый взгляд кажется странным из-за использования автором двух языков. Речитативы полностью на немецком языке, так как основные события разворачиваются именно в них, в сопровождении лишь бассо континуо, так что публика могла слышать и понимать каждое слово. Но что касается арий и дуэтов, то здесь использование двух языков для нас остается загадкой, хотя, оставляя большинство номеров на итальянском языке, отдавая дань жанру, в конце оперы автор вполне естественно переходит на немецкий в дуэте, где разражается семейный скандал.
Во всяком случае, аудитория Телеманна нимало не смущалась подобным обстоятельством. И отнюдь не потому, что мало интересовалась текстом. Напротив, публика внимательно следила за происходящим на сцене. Публикация либретто новой оперы еще до премьеры было одной из статей дохода оперного бизнеса. Во время представления свет в зале оставляли, дабы публика могла читать текст и следить за действием.
В Пимпиноне в полной мере нашли свое отражение традиции итальянской оперы-буффа. Партитура изобилует изящными мелодиями и характерными ариями. Поражает богатство музыкальных интонаций, красноречиво характеризующих персонажей. А любовная ария Пимпинона <Пим-пим-пимпинина> явно предвещает дуэт Папагено и Папагены из <Волшебной флейты> Моцарта. В вокальном смысле текст Телеманна отличается технической сложностью. Обе партии требуют виртуозности и колоратурной подвижности. Особенно трудным для исполнителя является <трио> Пимпинона, где он изображает соседа в басовом регистре, одну соседку в альтовом ключе, а другую - в сопрановом!
Пимпинон не просто богатый простак, как и Веспетта не просто хитрая девушка. Господин Пимпинон - богатый горожанин, трудолюбием и усердием накопивший свое состояние, не благородством крови, а упорством добившийся положения в обществе.
Он не стар и не так уж глуп. Но неловок в обществе и чувствителен к своей внешности, легко смущается от комплиментов и теряет контроль. Пимпинон неуравновешен и часто выходит из себя, что придает живость его характеру. В конце он понимает, что не в состоянии противостоять Веспетте. Но в большей степени привязанность к ней, а не слабость характера обезоруживает его. Веспетта - достойный оппонент и уникальный в своем роде персонаж, который отличается от типичного образа субретки итальянской оперы - буффа. Она гораздо многоплановее Церлины, Розины, Серпины или Сюзанны. Веспетта планомерно добивается своей цели и по мере того как она завладевает домом, ключами, кошельком и, в конце концов, самим Пимпиноном, ее характер предстает во всей полноте красок.
Милая хитрая девушка, она, начав манипулировать Пимпиноном, превращается постепенно в невыносимую капризную супругу, третирующую и унижающую на каждом шагу своего мужа, парализовав полностью его волю.
Мелодичный и изящный музыкально финал нельзя назвать типичным для оперы-буффа хеппи ендом. Какое будущее ожидает этих двух героев!
Обновленная ссылка от Алексея Червова (trefi) взамен умершей:
|