К жанру киномузыки и музыки в драматическом театре Прокофьев обращался не раз. Особенно известной стала его музыка к двум фильмам Сергея Эйзенштейна: «Александр Невский» и «Иван Грозный». С. Эйзенштейн предложил Прокофьеву работать над фильмом «Александр Невский». Высокое режиссерское мастерство Эйзенштейна вдохновило Прокофьева на создание буквально «зримой» музыки к кинокартине. В свою очередь, режиссера поражало в композиторе умение схватить самую суть сценической ситуации. Через полгода после выхода фильма на экран Прокофьев написал одноименную кантату (где использовал музыкальные эпизоды картины), создав стройную, совершенную по форме музыкальную фреску.
Фильм «Александр Невский», вышел в 1938 г. Он был снят по заказу Сталина. Тот решил поручить опальному режиссеру съемку официальной патриотической ленты «Александр Невский», понимая, что никто другой не справится с этой задачей лучше Эйзенштейна. В то время над страной нависла нацистская угроза, было необходимо мобилизовать советский народ на защиту родной земли, возбудив их пратриотические чувства.
Сюжет решили взять из славных страниц национальной истории. Победа России над Германией (современная терминология лучше позволяет понять экстраполяцию нового времени в далекое прошлое), была добыта князем Александром Невским, сыном Великого князя Ярослава II. Он разгромил тевтонских рыцарей 5 апреля 1242 года на Чудском озере в Ливонии, после того как он нанес поражение шведам на берегах Невы в 1240 году (откуда получил прозвище Невский).
В музыке к «Александру Невскому» (1938 г.) Прокофьев продолжил линию эпического симфонизма, идущую от Бородина. Такие эпизоды, как «Русь под игом монгольским», «Ледовое побоище», хор «Вставайте, люди русские», захватывают своей реалистической силой и строгой монументальностью. Не иллюстрация к кинокадру, а симфоническое обобщение темы, конкретизированной на экране, занимает композитора. Несмотря на то, что музыка накрепко связана с изображением, она имеет самостоятельную, очень высокую ценность, о чем свидетельствует созданная на ее основе кантата «Александр Невский» для оркестра, хора и солистки.
В этом же плане написана и музыка к фильму «Иван Грозный» (1942 г.).
«Александр Невский» был для Прокофьева первым опытом воплощения большой героической темы. Вторично он обращается к ней в опере «Семен Котко», (по роману В. П. Катаева «Я сын трудового народа»), но уже на современном сюжете, рассказывающем о событиях гражданской войны на Украине.
"Иван Грозный", музыка к фильму и "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным", кантата для сопрано, тенора, хора и оркестра (слова П. Антокольского)
Российская государственная симфоническая капелла, Российский государственный симфонический оркестр, дир. Валерий Полянский
"Александр Невский", музыка к фильму, для меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра
Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, дир. Юрий Темирканов
Саша Невский шведов бил. Драться с детства он любил. А ливонские "консервы", Что давили всем на нервы, С новгородцами разбил, А остатки утопил. Не фиг ползать по Руси! Здесь пощады не проси.
А почему в кинофильме звучит другая музыка "Пещного действа"? - Помогите найти музыку пещного действа из фильма - очень мелодична и красива!..
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".