Сложны и необычны композиторские судьбы Александра Мосолова и Леонида Половинкина. Одни из первых наших авангардистов, благодаря обстоятельствам жизни впоследствии почти забытые. Нет надобности напоминать, что социальный зигзаг прошелся по всей истории музыки советского периода и так или иначе коснулся каждого. Одни предпочли эмиграцию, другие - делая компромиссные шаги или сознательно принимая новый языковой канон, все-таки смогли, вопреки тотальной унификации, сохранить свое лицо, продолжив линию русского эпического симфонизма
Леонид Половинкин (1894-1949) учился в Московской консерватории у Василенко, Катуара, Мясковского. В 1920-х входил в Ассоциацию современной музыки и был одним из лидеров раннего советского авангарда. Раньше других композиторов проявил интерес к джазу, а позже — к монтажной форме конструктивистов. Среди его сочинений тех лет — фортепианные «Происшествия» (1920-25) и фокстрот «Электрификат» (1925), оркестровые «Телескопы» (1926-30). После разгона Ассоциации современной музыки, активным участником которой он был, резко сменил стиль и написал девять симфоний. Последнюю - Девятую я, как раз, всем и предлагаю послушать. Мне очень понравилось - не такая уж академическая вещь, музыка русская по характеру, в духе Прокофьева, местами даже с отголосками его парижских балетов
Александр Мосолов (1900-1973) - ученик Глиэра и Мясковского. В 1920-х состоял в Ассоциации современной музыки и снискал репутацию одного из самых радикальных представителей авангардного направления в советской музыке. Международную известность композитору принесла пьеса Завод (1928), в которой средствами большого оркестра имитируется одновременная слаженная работа множества машин. После 1930, когда ведущие позиции в музыкальной жизни СССР заняла Всесоюзная ассоциация пролетарских музыкантов, музыка Мосолова перестала исполняться, а сам он стал жертвой беспощадной критической кампании. После этого композитор резко порывает с прежней манерой письма. Чтобы обезопасить себя, Мосолов выезжал в фольклорные экспедиции и писал музыку, следуя эстетическим установкам, стандартным для советской музыки сталинского времени. В 1937-38 несколько месяцев провел в тюрьме по обвинению в антисоветской агитации. В ноябре 1942 года Мосолов вернулся в Москву. В военные годы Мосолов обращается к жанру симфонии. Симфония ми мажор (1944) продолжает линию эпического симфонизма, каким он сложился в русской, а затем в советской музыке.
Симфония №9 (1944) I. Andante. Allegro moderato (20:13) II. Scherzo. Allegro vivace (7:33) III. Andante. Cantilena della ninna-nanna (8:33) IV. Finale. Allegro con brio (13:38)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр Александр Титов, дирижер
Концерт для виолончели с оркестром №2 ре минор (1937-45) 1. Элегия (7:55) 2. Интермеццо (4:24) 3. Баллада (7:00) Симфония ми мажор (1944) I. Largo (14:39) II. Largo sostenuto (11:51) III. Largo maestoso. Pesante (11:23) IV. Allegro (14:16)
Дмитрий Еремин, виолончель Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр Александр Титов, дирижер
Часть этой серии я выкладывал на прошлое 9е мая http://intoclassics.net/news/2010-05-09-16180, а остальные тоже будут, если добрые люди будут делиться По-моему остался Глиер, Стравинский и ещё кто-то Ага, посмотрел - Евлахов
Спасибо! Олег "резко сменил стиль", и от французов метнулся на Родину... Ох и подозрительны мне композиторы, "резко меняющие стиль", кроме Игоря Фёдоровича, конечно. Надо бы портреты, мне кажется, поменять местами-раз в аннотации первым Половинкин, то ему на левый фланг...
Ну, кстати довольно изысканная музыка - местами очень по-французски, оркестровка тоже - с арфой, челестой и проч, мелодии в духе Шута и Блудного сына Прокофьева, несоветская музыка, короче Пусть не по порядку, Мосолова я выкладывал полдиска - он раньше вышел, но пусть первой будет премьера симфонии Половинкина. К слову, ваши украинские композиторы обоих очень уважают
Есть товарищ Джорджий (настоящее имя не знаю) - тоже преподаватель и композитор, единомышленник Зажитько, пропагандист Росетти, ниспровергатель Моцарта. Он большой поклонник нашего раннего авангарда - Мосолова, Половинкина, Лурье, Рославца и проч http://intoclassics.net/forum/7-2755-51384-16-1298288422
А я знаком с одним европейцем-горячим поклонником всех выше перечисленных. Он говорит, что если бы у него было много денег, он потратил бы их не на круизы, а на написание подлинной истории советской музыки той поры.Вот это, я понимаю-страсть!
Я тоже увлекаюсь тем периодом - это наша история (разве, что скрябинисты вроде Лурье мне не нравятся), есть даже сообщество - там люди от каждой редкой затёртой пластинки млеют http://home.wanadoo.nl/ovar/
Сообществ каких только нет... А дискуссия интересная-Моцарт вторичен, Бортнянский первичен-Господи, было это уже всё! история свом спиралеобразным движением выводит эти темы на поверхность периодически. а ему (Моцарту)-хоть бы что!
Статья переводная была - интервью для иностранцев, возможно там речь шла о 50 долларах, в переводе на наши - 5 тысяч. А по радио с 48 года крутили только 'Вставайте, люди русские...'
Но, по крайней мере это не Шостакович - музыка более русская. И вообще симфония медитатативная какая-то, странно минималистичная. Концерт в духе позднего Прокофьева - очень мелодичный, лучше Кабалевского
Честно говоря-не понравилось ни то, ни другое. Или не так-ждал совсем другого. ни реформации, ни новизны, ни прорывов неведомо куда-обычный советский агитплакат. Остаюсь с Шостаковичем.
Я не композитор, мне с ним вполне... Но если некоторым композерам, как сейчас принято говорить, кажется, что так легко походить на ДДШ, да ещё при этом считать эту похожесть дурным тоном-! то я завидую их несложному мировосприятию.
Пожалуйста! На аваксе ещё один диск из этой серии выложили. Евлахова. Хотя, мне не очень понравилась музыка http://www.avaxhome.ws/music/classical/early_20th_century/Wartime12.html
Здесь были 9-ый и 14-ый диски из серии "Музыка военной поры". Позднее всю серию объединили здесь: http://intoclassics.net/news/2015-06-13-16180
Моя ссылка на диски с 11-го по 16-ый там точно жива. Остальные надо проверять. Если что, пишите в ЛС.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".