Книгу прочитал гораздо раньше выкладки, так как
все, что касается Паганини давно входит в сферу
моих профессиональных интересов.
Впечатленио от книги двоякое. То, что касается био-
графии Паганини, его семейных и любовных подроб-
ностей, разумеется интересовало меня гораздо меньше. Если кому-то это интересно в первую оче-
редь, так тому и быть - этим интересам книга вполне
удовлетворяет.
Там же, где немного и вскользь говорится о вещах
профессиональных - любительство, временами пере-
ходящее в полную чушь. Как и у Виноградова, это
пересказ легенд, переписываемых авторами друг у друга. Тут и надрезанные струны и , ах- ах, игра на
одной струне (любой скрипач просто обязан исполь-
зовать весь двухоктавный диапазон каждой струны
в полной мере, и нередко это требование автора
нотного текста. Любой второкурсник музучилища при
сдаче технического экзамена обязан это показать,
иначе останется без стипендии) и прочее, говорящее
о слабом знании специфики предмета, о котором пишут.
Короче говоря, это опять беллетристика. Есть куда
более серьезные работы о феномене Паганини. На
русском языке их меньше, пожалуй, лучшая из них
монография И. Ямпольский"Никколо Паганини. Жизнь и творчество".Государственное музыкальное
издательство. 1961 г.
Любителя подобные книги в чем-то могут удовлетво-
рить. Но время, затраченное на чтение, можно потра-
тить куда более производительнее. Есть в интернете
множество источников разной степени достоверности,
но зато без ненужной развлекательности. Мне инте-
реснее узнать, как достиг Паганини такого совершен-
ства, чем с какими женщинами он встречался.