Один из крупнейших писателей ХХ века, Пол Боулз (1910—1999) начинал свою артистическую карьеру в качестве
композитора. Боулз учился у Аарона Копланда, Нади Буланже и Роджера Сешнза, пик
его композиторской активности приходится на 30-50-е годы: он пишет оперы,
балеты, музыку для театральных постановок (в первую очередь, Теннеси Уильямса).
В 1947 году Боулз переезжает в Марокко, его композиторская деятельность
становится менее интенсивной (по его утверждению, из-за невозможности достать в
Танжере пианино), однако параллельно с занятиями литературой он занимается
изучением марокканской традиционной музыки, собирает уникальную коллекцию
записей, которая хранится в Библиотеке Конгресса США.
«Музыка, которую он писал, очень красива гармонически,
невероятно проста по решению, рассчитана на исполнение небольшими ансамблями,
меланхолична и одновременно совершенно внеэмоциональна. Очень многие
современники Боулза искали в музыке ключи к бессознательному, то есть к выходу
за пределы музыки просто, к снятию границ. Композиции же Боулза вполне
просчитаны и предсказуемо успешны. Когда слушаешь сочиненную во время первой
поездки в Танжер "Сонату для гобоя и кларнета" или навеянные
путешествием по Сахаре сцены из Анабазиса на слова Сен-Жен Перса, трудно
отделаться от ощущения, что их гротескная полифония и отчасти танцевальные
ритмы могли бы быть вдохновлены городскими видами Парижа, Берлина, Нью-Йорка.
Проза его по сравнению с музыкой написана бесстрастно и отстраненно, но
оставляет сильнейшее эмоциональное впечатление. Вам предлагается заглянуть в
мир собственного подсознательного и в выползающую оттуда нечеловеческую тьму.
Среди музыкантов распространено суждение, что переход Боулза к прозе был
вынужденным отступлением, отказом от себя самого, что Боулза не поняли. Это не
совсем так. Сотрудничеством с Боулзом-композитором дорожили Оурсон Уэллс,
Сальвадор Дали, Теннеси Уильямс. Русско-американский композитор Владимир
Дукельский называл его "невероятно талантливым". А язвительный и
резкий Сергей Прокофьев согласился консультировать Боулза, музыке нигде не
учившегося, по теории композиции».
Игорь Вишневецкий
1-4. Концерт для двух ф-но, духовых и ударных (1948/49)
Dominique Morell
- ф-но
Douglas Nemesz
- ф-но
Pascal
Arche - кларнет
Noman Forget - гобой
Lise Bouchard - труба
Julien
Gregoire - ударные
Francois Gaultier
- ударные
Дирижер - Jean-Oede Villancourt
5-10. Picnic Cantata для четырех певцов,
двух ф-но и ударных (1952/54)
James Anaknossan – ф-но
Leslie
Kinton – ф-но
Edsaida Thoma
- сопрано
Chantal Lavigne
- сопрано
Helene
Lemieux – меццо-сопрано
Noelle
Huet - контральто
Julien
Gregoire - ударные
Francois Gaultier
- ударные
Дирижер - Jean-Oede Villancourt
Salle Claude Champagne, Quebec,
10 августа 1997
11-18. Music for a farce (1938) для кларнета, трубы и ударных
Ives
Ensemble
Muziekcentrum Vredenburg, Utrecht,
15 ноября 1999
http://files.mail.ru/CB00VHCB00VHCB00VHCB00VHCB00VHXX
|