Георгий Катуар. Симфония c-moll, ор.7. Дирижёр - Борис Хайкин
01:38
Бол.симф.орк.Вр и Т.Дирижер Борис Хайкин.Запись 21.11.1965г.Формат МР3.
97.9 mgb.Залито на mail 1.Allegro moderato e poco maestoso 12.52
2.Скерцо Allegretto con moto e capriccioso 9.37 3.Andante non tanto
11.16 4.Fine.Allegro moderato ma con spirito 10.18
Георгий Катуар (1861-1926)--загаднейшая и оргинальная личность в русской музыке на рубеже 19-20вв.Выходец из богатой московской коммерческой семьи обрусевших французов,сын,на которого возлагали большие надежды родители относительно продолжения их дела и прекрасно поначалу проявивший себя в нем,получивший блестящее образование (математ.факультет Моск.Университета),будущий композитор к музыкальной карьере себя не готовил.Учась в лучшей гимназии Москвы того времени-Креймана(ее же окончили С.Василенко,В.Брюсов,А.Бахрушин,М.Леви) 14-ти лет Георгий(Егор,Жорж)начал брать частные уроки по фортепиано у Карла Клиндворта-ученика Листа,приверженца и большого пропагандиста Вагнера,работающего в Москве с 1868г.Это знакомство наложило огромный отпечаток на становление юноши и,более того,сыграло одну из определяющих ролей в дальнейшем выборе не только профессии,но и направленности муз.идей и стилистики композитора.Даже когда Клиндворт в 1883 году уехал в Берлин(основывать свою муз.школу)--Катуар последовал за ним,не найдя достойной замены в обучении.Еще одной нитью пронизывающей юношеское восприятие является восхищение музыкой Чайковского и к 1886 году относится знаменательная встреча--на некоторе время вернувшись в Москву Георгий,уже пробующий свои силы в композииции,знакомится с великим композитором.Чайковский не только одобряет его первые опыты,но и берется хлопотать и в издании его нек.сочинений,и в необходимости получения профессионального образования.Вдохновленный поддержкой мастера Катуар решает полностью посвятить себя музыке.Вернувшись в Берлин композитор стремится наверстать упущенное--боллее детально изучает теорию,форму,контрапункт,одновременно с уроками Клиндворта занимаясь у О.Тирша(1месяц),Ф.Рюфера(3 месяца) и др.Но главной чертой в необходимости освоения композиторской техники становится принцип самообразования.Если Клиндворт мог передать Катуару любовь к музыке Вагнера и влиять в целом на него масштабом своей личности,то не Тиршем,не Рюфером Катуар не остается довольным и надеется на продолжении обучения вновь в России.При поддержке Чайковского,Танеева и Губерта Катуар оказывается в Петербурге.Но и здесь занятия не приносят удовлетворения--ни единственный урок с Римским-Корсаковым,ни несколько с Лядовым.Вероятно неординарность натуры и стремление к непостяжимым идеалам приводят в итоге к необходимости полностью отказаться от всех учителей и стремиться к совершенству письма собстванными силами.Не видя поддержки своему призванию в семье и не находя сочувствия своим художественным идеалам среди музыкантов,Катуар переживает тяжелый стресс,в итоге-неврастению(будет преследовать всю жизнь),долго лечится уединяясь в деревне.Лишь спустя несколько лет самобытность ретивого композитора будет оценена по достоинству.Написанный в 1904г. стр.квинтет g-moll ор.16 заслужит высочайшей оценки Глазунова,Римского-Корсакова,Танеева и мн.др.Все творчество Георгия Катуара делится на 2 неравных периода-ранний -примерно по ор.8 и зрелый-с ор.9.В раннем-прослеживается влияние Чайковского-лирическая настроенность,плавность мелодики,относительная простота форм,позитивность,в зрелом-общее восприятие эпохи-хроматичность Вагнера,экзальтация Скрябина,утонченность Дебюсси,выверенность в деталях Танеева.Все это в целом и есть стиль Катуара.На сегодняшний день почти неизвестный,композитор создал ряд произведений непреходящей ценности,такие как упоминавшийся стр.квинтет ор.16,форт-нные трио ор.14,квартет ор.31,квинтет ор.28,сложнейший и интереснейший форт.концерт ор.21,сочинения для фортепиано,романсы.Наибольшей популярностью пользуется у скрипачей соната №2 ор.20-''Поэма''.Очень высоко оценивал дарование композитора Борис Асфьев а также Гольденвейзер,Ростропович,Ойстрах,Берлинский.Работал в консерватории с 1917 до смерти в 1926г.,среди учеников Кабалевский,Оборин,Евсеев,Половинкин,Фере.Вашему вниманию предлагается познакомиться с редкой записью единственной симфонии Г.Л.Катуара,относящейся к раннему периоду тврчества и представляющей из себя оригинальную смесь русской пессенности и французской звукоизобразительности.Симфония писалась несколько лет-с 1889.Дату окончания сообщить не могу,известно,что в 1902 Катуар консультировался по 1 и 2 частям с Танеевым,в этом же году они были исполнены,3 и 4 части были вероятно написаны позже,т.к.в почерке ощущается рука уже более опытная и сильная.
Спасибо! Целиком и полностью поддерживаю предыдущего оратора.
6.zolotoreina zolotov (orest) (18 Апреля 11 14:15)
[Материал]
Чуть позже выложу романсы,прел.и фугу для органа,что-то из камерного.Камерные сочинения частично были,может собрать все их с новинками в один пост?Про фортепианный концерт не могу не сказать с огорчением,что абслютно никаких записей пока не попадалось.Будем надеяться,в частности на Амлена,что-ли,или на Кумбса.Помнится,Асафьев не только отмечал этот опус,но и выделял за новаторство
Заодно насчёт ф-п Концерта, к-рый вдова А.Б. Гольденвейзера Елена Ивановна называла не иначе, как "Этот роскошный фортепианный Концерт". Через 90 лет после скандально провалившегося по вине дирижёра исполнения в Петербурге он был сыгран в 2003-ем году в 3-х городах Нидерландов (Зволле, Энсхеде - 2 раза и Арнем), солистом был недавно умерший Риан де Ваал, оркестр The Netherlands Symphony (Orkest van het Oosten), дирижировал Николай Алексеев. У меня есть лайв-запись, но Риан просил её не шибко распространять. Дело в том, что произведения К. столь сложны в ансамблевом отношении, что живые записи почти невозможны без помарок, и солист был не вполне удовлетворён этой записью. Поэтому при всём желании не могу здесь выложить. А Концерт действительно прекрасный. Кстати, уникальный случай для этого жанра: первая часть не обычное сонатное аллегро, а интродукция и тема с вариациями.
Уважаемый Борис!Огромное спасибо Вам за взаимопонимание и интересные сведения о концерте Георгия Львовича.Я около года уже разыскиваю его партитуру и даже не догадывался,что однажды прочитанные сведения о вроде-бы где-то состоявшейся премьере концерта являются правдой.Искренне соболезную по ушедшему Риан де Ваалу и верю в то,что описаные Вами 3 концерта были хотя бы частичной реанимацией музыки Георгия Львовича.Кстати,о том,что премьера с Штейнбергом является провальной-не знал.Кюи в письмах упоминает об этом вечере с оттенком зависти...Не могу ли я питать хоть какую-то надежду познакомиться с редчайшей лайв-записью???Может быть,надо написать Вам в "личку"?...С уважением
Уважаемый Орест! О провальном исполнении Концерта в Петербурге (кстати, за год до того игралось в Москве с другим дирижёром, а как прошло - не знаю) известно из воспоминаний Гольденвейзера. В связи с этим письмо Кюи, на которое я тоже когда-то набрёл, это курьёз с сильным привкусом горечи. Партитура Концерта есть в библиотеке Моск. консерватории, там же авторское двухрояльное переложение. Насчёт романсов и пр. написал Вам в личку.
Последняя новость: выпущен диск с Фортепианным концертом! Солист - Hiroaki Takenouchi, Национальный оркестр Шотландии, дирижёр Martin Yates
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".