В плеяде замечательных мастеров русского оперного театра Василий Петрович Дамаев занимает одно мз самых почетных мест. Он родился 7 (19) апреля 1878 года в казачьей станице на Кубани. С самого раннего детства мальчик познал тяжесть крестьянского труда. Он рабатал пастухом, поденщиком. Что касается образования, то пришлось удовлетворяться несколькими классами начальной школы, — на большее не хватало ни времени, ни средств. Природа наделила молодого Дамаева прекрасным музыкальным слухом и голосом. Юноша пел в местном церковном хоре, но, если бы не счастливая слу-чайкость, вероятно, так бы и не стал профессиональным артистом. В 1895 году через станицу проезжал московский адвокат Гар. Во время воскресной службы в церкви он обратил внимание на звонкий» и сильный голос одного из хористов. Адвокат убедил Дамаева переехать в Москву, чтобы всерьез заняться пением. Через несколько лет Василий Дамаев навсегда покинул родные места и отпрапился в столицу искать счастья. В 1903 году, уже находясь в Москве, Дамаев начинает брать уроки пения у бывшего солиста Большого театра Успенского. Однако прочную профессиональную подготовку будущий любимец московской публики получил в классах Московского Филармонического училища. В 1906 году Дамаева услышал известный оперный антрепренер С. И. Зимин. Он пригласил начинающего певца в труппу Московской частной оперы, где тот начал работать под руководством режиссера П. Оленина, известных дирижеров Э. Купера и Е. Букке. В 1908 году Дамаев с огромным успехом дебютировал на сцене театра Зимина в партии Самозванца («Борис Годунов» Мусоргского). Вскоре последовал еще целый ряд премьер, в которых молодой тенор пел все заглавные партии. К концу первого сезона в репертуаре Дамаева насчитывалось около десятка новых ролей. Особенно успешно выступал певец в русских операх — таких, как «Аскольдова могила» (Торопка), «Опричник» (Андрей Морозов), «Садко» (Садко), «Майская ночь» (Левко). По рекомендации Ф. И. Шаляпина Дамаев был приглашен С. П. Дя-гилевым для участия в парижских «Русских сезонах». В 1909—1910 годах певец с триумфом исполнил на сцене театра «Шатле» партии Самозванца («Борис Годунов») и Михайлы Тучи («Псковитянка»). В театре Зимина Дамаев пел до 1917 года. После революции певец выступал в опере Московского Совета рабочих депутатов (до 1920 года), в 1921—1922 годах — в труппе «Наш театр», с 1922 по 1924 год — в так называемой «Свободной опере» Зимина. Кроме того, Дамаев много гастролировал в провинции. Голос Дамаева — сильный и гибкий драматический тенор обширного диапазона, ровно звучавший во всех регистрах, — позволял певцу успешно справляться как с меццо-характерными партиями, так и с чисто «героическим» репертуаром. Общего впечатления от голоса не портил и несколько открытый звук на крайних верхних нотах. Напротив, этот незначительный дефект тембра при общей темпераментной, яркой интерпретации, особенно в операх Мусоргского и Римского-Корсакова, придавал голосу Дамаева своеобразное очарование, особую эмоциональную окраску. Все нюансы чувств и настроений получали в исполнении Дамаева убедительную, колоритную вокальную трактовку. К тому же Дамаев был незаурядным драматическим актером, энергичным, подвижным, с отработанной пластикой, с выразительным жестом. К сожалению, чудесный голос певца уже к началу 20-х годов начал тускнеть и терять звучность в верхнем регистре, хотя низы и mezzо voсе до последних дней были у Дамаева великолепными. По-видимому, это явилось следствием некоторой пестроты и разнохарактерности репертуара; возможно, на голосе сказалось излишнее перенапряжение в первые годы певческой карьеры на сцене частной оперы Зимина. Дамаев нес тогда на своих плечах весь теноровый репертуар, и сам впоследствии признавался, что ему приходилось иногда петь по 4—5 спектаклей в неделю. В репертуар Дамаева входило более 50 оперных партий. Как уже отмечалось выше, лучше всего ему удавались образы в русских операх, однако и в операх западноевропейских композиторов Дамаев имел заслуженный успех, например, в таких технически сложных партиях, как Канио («Паяцы» Леонкавалло), Отелло, Радамес («Отелло», «Аида» Верди), Джонсон («Девушка с Запада» Пуччини), Хозе («Кармен» Бизе), Вальтер («Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера). В 1929—1930 годах Дамаев был художественным руководителем Московской областной оперы. С 1930 года, оставив сцену, Василий Петрович работал сотрудником Театрального музея им. Бахрушина. Умер прославленный певец в Москве 11 октября 1932 года. Треклист: 1.М.Мусоргский. Сцена у фонтана(«Борис Годунов»). Марина - Софья Друзякина 2.Н.Римский-Корсаков. Дуэт Ганны и Левко(«Майская ночь»).Ганна - Вера Петрова- Званцева 3.П.Чайковский. Ариозо Германа «Прости, небесное созданье» («Пиковая дама») 4.П.Чайковский. Ариозо Германа «Что наша жизнь» («Пиковая дама») 5.Р.Леонкавалло. Ариозо Канио («Паяцы») 6.П.Чайковский. Ариозо Андрея («Опричник») 7.Дж. Пуччини. Ария Джонсона («Девушка с Запада») 8.Дж. Пуччини. Ария Каварадосси («Тоска») 9.Дж.Пуччини.Ария Рудольфа («Богема») 10.Н.Римский-Корсаков. Ария Садко «Кабы, была у меня золота казна» («Садко») 11.Н.Римский-Корсаков. Ария Садко «Ой, темная дубравушка» («Садко») 12.Н.Римский-Корсаков. Ария Садко «Ой, дружина верная» («Садко») 13.А.Гречанинов.Песня Алеши Поповича («Добрыня Никитич») 14.Р.Вагнер.Песня Вальтера («Нюрнбергские мейстерзингеры») 15.«Раскукуйся ты, кукушечка во темном лесу» 16.А.Рубинштейн.Строфы Нерона («Нерон») 17.Н.Римский-Корсаков. Песня Левко «Спи, моя красавица» («Майская ночь») 18.Н.Римский-Корсаков.Дуэт Панночки и Левко ("Майская ночь") Записи представлены в формате МР3. Общий объем файлов: 74,8 МБ Ссылка: http://files.mail.ru/201E4G
|