Среди выдающихся певцов конца прошлого и начала нашего столетия почетное место принадлежит Медее Ивановне Мей-Фигнер. Ее судьба, и творческая, и личная, тесно связана с нашей страной, с русской оперной сценой. Эдуард Старк, один из крупнейших критиков, писал о ней следующее: «Медея Фигнер, иностранка по происхождению, ставшая русской артисткой, принадлежала уже к разряду исполнительниц новой формации. Выйдя из Италии, этой страны прирожденных вокалистов по преимуществу, Медея Ивановна... приложила все старания к тому, чтобы талант певицы сочетать в гармонии с талантом актрисы». Антонина Васильевна Нежданова также оставила краткое точное свидетельство об искусстве выдающейся артистки: «Медея Ивановна Фигнер — драматическое сопрано, красавица с огненным темпераментом — своим чудесным голосом, изумительным умением владеть им вызывала в публике бурные овации». В воспоминаниях многих современников певица оставила яркий след. Так, дирижер Николай Малько писал, что «она всегда была очаровательна всегда... захватывала. Наташа в «Опричнике», Маша в «Дубровском», Валентина в «Гугенотах» — какие образы и какое пение!». Медея Ивановна Мей-Фигнер (Амедея Меи Дзоваиде) родилась 4 апреля 1859 года во Флоренции в семье ремесленника. Она рано, девяти лет, потеряла мать. Отец, надеясь, что дочь станет учительницей, старался дать ей посильное для бедной семьи образование. Но рано зародившаяся любовь к музыке и к театру привела девочку к решению учиться пению. В 1873 году, четырнадцати лет, она поступила во Флорентийскую консерваторию в класс профессора Ф. Бьянки. Кроме того, Медея Мей училась у знаменитого педагога Г. Панофки и у известной певицы Карлотты Кароцци Цукки. В 1875 году Медея впервые выступила перед публикой, исполнив партию меццо-сопрано в «Реквиеме» Дж. Верди (первое исполнение во Флоренции). Вскоре состоялся ее дебют и в опере. На сцене ярмарочного театра в Синалунге (близ Флоренции) ей сопутствовал большой успех в партии Азучены («Трубадур» Дж. Верди). Через некоторое время во Флоренции Медея Мей поет в «Гамлете» А. Тома (партия Королевы) вместе с выдающимся французским баритоном Виктором Морелем, который предсказал ей, что вскоре она перейдет на репертуар драматического сопрано. Затем последовали выступления в Турине (ряд партий, в том числе Кармен в одноименной опере Ж. Бизе), Ницце (здесь М. Мей выступила в «Сафо» Дж. Пачини), Модене, Генуе и других городах Италии. В 1877 году певица совершила гастрольную поездку по Испании (Барселона, Мадрид, Гренада, Севилья). В репертуаре были «Кармен», «Трубадур», «Фаворитка» Г. Доницетти, среди партнеров лучшие артисты итальянской оперы тех лет: А. Мазини, М. Баттистини и другие. Медее Мей не было еше и двадцати лет, когда к ней пришел настоящий большой успех. Турне по Испании сделало ее имя известным за пределами Италии, куда она вернулась уже европейской знаменнтостью. В 1884 году она поет в Милане, затем в Болонье, где в опере «Фаворитка» впервые ее партнером был Николай Фигнер. Летом этого же года Медея Мей в составе труппы артистов итальянской оперы (среди них Ф. Таманьо н Н. Фигнер) гастролирует в Южной Америке. Осенью М. Мей снова в Италии, она поет Леонору в «Фаворитке», заглавную партию в «Лукреции Борджиа» Г. Доницетти, Амнерис в «Аиде» Дж. Верди. Ее партнер — знаменитый испанский тенор Хулиан Гайярре. В 1886 году Медея Мей снова в Южной Америке, гастролирует в одной труппе с Н. Фигнером. В это время она окончательно переходит на амплуа драматического сопрано. Из прежних партий в ее репертуаре остаются только Кармен и Амнерис. Весной 1887 года в Милане Медея Мей и Николай Фигнер получают приглашение из Петербурга и вскоре с триумфальным успехом дебютируют на сцене Мариинского театра в "Гугенотах" Дж. Мейербера. Затем следуют выступления артистов в лондонском «Ковент-Гарден». Вскоре Медея Мей и Николай Фигнер возвращаются в Петербург, где совместные выступления в течение многих лет сделали их любимцами публики. Россия стала для Медеи Мей второй родиной: в 1889 году она вышла замуж за Николая Николаевича Фигнера. В первые сезоны на русской сцене певица исполняла свои партии (в «Гугенотах» Дж. Мейербера, «Отелло» Дж. Верди, «Мефистофеле» А. Бойто, «Джоконде» А. Понкьелли) на итальянском языке. Первой попыткой «переключиться» на русский язык, которым артистка настойчиво овладевала (хотя так и не смогла избавиться от акцента), был дуэт из «Мефистофеля» А. Бойто. Но уже в 1889 году она исполнила всю партию Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского, подготовленную с А. Тосканини, по-русски. Второй русской оперой Медеи Мей-Фигнер была «Корделия» Н. Соловьева (1890 г.), а 7 декабря 1890 года артистка была первой исполнительницей партии Лизы в «Пиковой даме» П. Чайковского, в опере, где главные партии были написаны композитором в расчете на исполнение их четой Фигнеров. Партия Лизы была подготовлена певицей в содружестве с автором. 6 декабря 1892 года Медея и Николай Фигнеры были участниками премьеры последней оперы Чайковского «Иоланта», а в следующем году артистка выступила в партии Иоанны в «Орлеанской деве». 3 января 1894 года в Мариинском театре впервые была поставлена опера Э. Направника «Дубровский». И снова в главных партиях выступили супруги Фигнер. Они же были первыми исполнителями оперы Направника «Франческа да Римиии» (26 ноября 1902 года). Русские оперы заняли значительное место в репертуаре Медеи Мей-Фигнер. Она участвовала в возобновлении «Опричника» П. Чайковского на сцене Мариинского театра в 1897 году, в этой же опере (партия Наташи) артистка впервые выступила вместе с Ф. И. Шаляпиным (1900 г.). Кроме того, Медея Фигнер исполняла партии Ольги в «Нижегородцах» Э. Направника (1891 г.), Франчески в посвященной ее супругу опере Н. С. Кроткого «Поэт» (1892 г.). Уже в конце своей сценической карьеры певица включила в свой репертуар Поппею в «Нероне» А. Рубинштейна и Гориславу в «Руслане и Людмиле» М. Глинки (1905—1906 гг.). Замечательная исполнительница итальянских и французских опер Медея Фигнер была первой Сантуццей в Сельской чести» П. Масканьи на русской сцене (1892 г.), Шарлоттой в «Вертере» Ж. Массне (1896 г.), Мими в «Богеме» Дж. Пуччини (эта партия была ею подготовлена с автором), Неддой в «Паяцах» Р. Леонкавалло. Одной из лучших партий певицы была Кармен, где ее трактовка резко отличалась от натуралистической интерпретации этого образа знаменитой испанской певицей Марией Гай. М. Фигнер была замечательной Маргаритой в операх А. Бойто «Мефистофель» (среди ее партнеров, кроме Н. Н. Фигнера, — И. В. Ершов, Л. В. Собинов и Ф. И. Шаляпин) и Ш. Гуно «Фауст» (с Ф, И. Шаляпиным в 1902 г.). В репертуаре Медеи Фигнер была и партия Тоски в опере Дж. Пуччини. Этой оперой начались в 1903 году ее гастроли в Буэнос-Айресе и Монтевидео, где ею были исполнены также заглавные партии в «Джоконде» А. Понкьелли и в «Адриенне Лекуврер» Ф. Чилеа, Маргарита в «Мефистофеле» А. Бойто. Всеми спектаклями дирижировал Артуро Тосканини, среди партнеров, певцов экстракласса, был Энрико Карузо. В 1906 году Медея Фигнер исполнила партию Донны Анны в «Дон Жуане» В. А. Моцарта в спектакле Мариинского театра, посвященном 150-летию со дня рождения гениального композитора. Вместе с Шаляпиным артистка выступила даже в оперетте Р. Планкетта «Корневильские колокола» (благотворительный спектакль, 1904 г.). Великолепный, «бархатного» тембра голос певицы, большого диапазона, свободного звучания во всех регистрах, с идеально отработанным пиано, огромная музыкальность и выразительность пения, пылкий сценический темперамент помогли ей справиться и с труднейшими партнями Брунгильды в операх Р. Вагнера «Валькирия» (1901 г.) и «Гибель богов» (1907—1908 гг.). Кроме того, М. Фигнер пела Эльзу в «Лоэнгрине» и Елизавету в «Тангейзере». Часто выступала Медея Фигнер в Одессе (вместе с Н.Фигнером вплоть до их разрыва в 1903 г.), в Москве (впервые в «Кармен» в 1890 г.). В 1904 году артистка провела успешные гастроли в Киеве (совместно с выдающимся тенором Л. М. Клементьевым). В 1907 году, после чествования в Мариинской опере по случаю двадцатилетия работы в этом театре, она провела ряд выступлений в партии Кармен в Баку и Тифлисе. В 1908 году М. Мей-Фигнер приняла участие в пяти спектаклях русской оперы в Берлинском театре «Кролль». По приглашению труппы Итальянской оперы артистка исполняла партию Леоноры в «Фаворитке» в театре Петербургской консерватории в 1910 году. 20 января 1912 года выдающаяся певица простилась со сценой Мариинского театра, которому было отдано двадцать пять лучших лет артистической жизни. Последним спектаклем была «Кармен» Ж. Бизе. После ухода со сцены артистка изредка выступала с концертами, а в 1916 году даже выступила как «гастролер» в Мариинском театре снова в «Кармен» (вместе с И. В. Ершовым) и в «Гугенотах» (с И. А. Алчевским в роли Рауля). Затем артистка еще продолжала концертные выступлення в Петрограде и в Москве. Большой популярностью пользовались ее концерты в «Кружке друзей камерной музыки». 0б одном из них известный критик В. Каратыгин писал: «Мы являемся свидетелями редкого факта: голос, «работающий» беспрерывно в продолжение четырех десятков лет, доныне сохранил прекрасную звучность, сочность, гибкостъ... М. Фигнер развернула такой зажигательный темперамент, показала музыку, слова и даже жесты в таком тесном органическом единении, что же оставалось желать большего». В 1923—1930 годах певица работала педагогом в ряде музыкальных учебных заведеннй Ленинграда. В 1926 году М. И. Мей-Фигнер было присвоено звание заслуженной артистки республики. Последнее выступление состоялось 15 ноября 1928 года в зале Ленинградской филармонии. В 1931 году она поселилась в Париже, где проживала ее дочь. Здесь она занималась педагогической работой, изредка выступала в концертах, всегда исполняла романсы русских композиторов. До конца своей долгой жизни она не забывала нашу страну. Художник К. А. Сомов писал о ней в 1933 году: «Она говорит, что о России страшно скучает, болыше чем о своей родине — Флоренции, что это ее главная родина и что ее сердце там...» Один из сыновей М. Фигнер — офицер Советской Армии—погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Скончалась Медея Ивановна Мей-Фигнер в Париже 8 июля 1952 года. Творческий путь артистки является не только редким примером акклиматизации иностранки на русской оперной сцене. Ее искусство составило значительное звено в истории русского и европейского музыкального театра на рубеже столетий. Голос певицы был записан в начале века в Петербурге фирмами «Граммофон» (1901 — 1902 гг.) — Двадцать одна запись, включая дуэты с Н. Н. Фигнером, «Колумбия» (1903 г.) — три оперных арии, «Пате» (1903 г.) — четыре записи. В возрасте семидесяти одного года М. Мей-Фигнер записывалась в Москве в 1930 году для пластинок «Музтреста». Из этих записей вышли в свет только четыре. Последняя запись певицы (романс П. Чайковского «Ночь» на слова Я. Полонского) не была ранее опубликована, так как не соответствовала стандартной скорости вращения диска (семьдесят восемь оборотов) и впервые представлена на данной фонограмме. Ю. Перепелкин
МЕДЕЯ МЕЙ-ФИГНЕР сопрано Э. Направник (1839—1916) 1.Колыбельная Адели («Гарольд», 5 д.) (23146х) — 3.05 2.Речитатив и романс Маши (35406) — 3.04 3.Французский дуэт Маши и Дубровского (24061) —3.01 («Дубровский», 2 и 3 д.) П. Чайковский (1840—1893) 4.Ариозо Лизы («Пиковая дама», 6 к.) (23135) — 3.28 А. Бойто (1842—1918) 5.Ария Маргариты (35465) — 3.26 6.Дуэт Маргариты и Фауста (24060) —2.38 («Мефистофель», 3 д.) Дж. Пуччини (1858—1924) 7. Ария Тоски («Тоска», 2 д.) (22134) —3.08 Ж. Массне (1842—1912) 8.Ария Шарлотты («Вертер», 3 д.) (22124)—2.19 Ж. Бизе (1838—1875) 9.Хабанера (23125) — 3.05. 10.Сегидилья (24080)—2.12 11.Цыганская песня (23131х) — 2.08 («Кармен», 1 и 2 д.) П. Тости (1846—1916) 12.Воспоминание (Р. Пальяра) (23122)—3.33 Ж.-Б. Фор (1830—1914) 13.У креста (В. Тюго) (24057)—3.14 Б. Гродзкий (1865 — ?) 14.Ноктюрн, соч. 65 № 1 (3. Бухарова) (24059) — 2.20 А. Рубинштейн (1829—1894) 15.Ночь, соч. 44 № 1 (А. Пушкин) (23123)—3.13 М. Глинка (1804—1857) 16.Не искушай (Е. Баратынский) (24058) — 2.56 П. Чайковский (1840—1893) 17.Ночь, соч. 60 № 9 (Я. Полонский) (655)—2.53 Николай Фигнер, тенор (3, 6, 13,14,16) Фортепиано На итальянском (7,12), французском {3,5} и русском языках Записи «Gramophone and Typewriter», Петербург, 1901 (3, 4, 6—9,12-16), 1902 (I) гг.; «Columbia Phonograph», Петербург, 1903 г. (2,5), 1902 (11) гг.; «Раthe», Петербург, 1903 г. (10); «Музтрест», Москва, 1930 г, (17). В скобках после названия произведений указаны исходные каталожные номера записей.
Записи представлены в формате МР3. 1-я часть:28,3 МБ; 2-я часть:31,8 МБ
Большое спасибо за информацию! Я внёс её в описание выкладки. Прошу в будущем указывать такие данные, так как для многих посетителей они важны для решения вопроса "скачивать - не скачивать".
Настя! Сегодня elisa fialka выложила ПОЛНЫЙ комплект записей Меди Ивановны и Николая Николаевича. Кстати, редкий, вышедший в США (мой оттуда, во всяком случае). Рекомендую горячо!
И что надо делать? Может быть, прочитать то, что внизу красным написано specially for you? Или внимательнее комментарий №10?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".