Американский композитор армянского происхождения Алан Хованесс известен своей плодовитостью: более 500 сочинений, более 60 симфоний, концерты, оперы, квартеты, сонаты. Ещё он был другом Джона Кейджа, был одним из первых западных композиторов, приглашенных на фестиваль индийской музыки, объездил мир, побывал даже в СССР... В 30-х годах Хованесс посетил в Финлядии своего кумира - Яна Сибелиуса, который стал крестным отцом дочери молодого композитора. О жизни Алана Хованесса можно писать много. Что же с музыкой? Известна ли она? Нет, не очень. Или совсем неизвестна. Конечно, в Америке его ценят, а в Ереване есть центр Алана Хованесса. Так же стоит отметить, что музыка Хованесса многими музыкантами несколько презираема из-за её "легковесности". Отрицать это тяжело, так же как и отрицать, что все же его музыка оригинальная и узнаваема. Это музыка, которая свободно дышит. От этой музыки остается впечатление открытого пространства, чистого воздуха, моря и простора. Если Гласс - музыка больших городов, то Хованесс - музыка маленьких городов у океана. Сравнение Гласса и Хованесса неслучайно - оба американцы, оба дети эмигрантов, оба воспринимаются многими музыкантами как несерьезные композиторы, композиторы для музыки к фильмам. Возможно, в чем-то это действительно так, но ведь это не отменяет их искренности, их стиля и их музыкального обаяния. Творчество Хованесса непосредственно сформировалось под влиянием Сибелиуса, Айвза и народной музыки. Как и Айвзу, Хованессу присущи гимнические мелодии, изложенные в таком тяжеловесном "органном" складе. Хорал. Но мелодия хорала модальная, восточная. Другая "составляющая" - импровизационность, подражание игре на народных струнных инструментах. Вообще, в его музыке слышны подражание народным инструментам. У Хованесса есть сочинения для народных инструментов (16-я симфония написана для корейских народных инструментов), а сам композитор играл на народных инструментах, в т. ч. на "китайском губном органе" - "шэне".
Уже в 40-50-х Хованесс использовал кластеры и вид "ограниченной алеаторики", названный им "spirit murmur" ("ропот духа"). Уже позже это будет называться "ограниченной алеаторикой", и этой техникой будет пользоваться знаменитый Витольд Лютославский. У Хованесса же это только одна из составляющих, которая вряд ли продолжается на протяжении всего сочинения, а лишь чередуется (или одновременно) с модальными гимнами и мелодиями в народном духе. Так же не избегал четвертитонов. Хованесс много путешествовал, многим интересовался (особенно астрономией) и все это отражалось на его музыке. Можно согласиться, что это выходило несколько наивно, поверхностно и облегченно, однако многие его сочинения излучают талант и свободу. Это настоящий американский художник. Предлагаю Вашему вниманию симфонии, написанные композитором для духового оркестра и ударных инструментов:
Symphony No.4 Op.165 (1958)
Symphony No.20 'Three Journeys to a Holy Mountain' Op.223 (1968)
Symphony No.53 'Star Dawn' Op.377 (1983)
Исполнители: Royal Scottish Academy of Music and Drama Wind Orchestra, Keith Brion
mp3, 320, 125 Мб
Symphony No.7 'Nanga Parvat' Op.178 (1959)
Symphony No.14 'Ararat' Op.194 (1960)
Symphony No.23 'Ani' Op.249 (1972)
Исполнители: Trinity College of Music Wind Orchestra, Keith Brion
mp3, 320, 135 Мб
P.S. у меня, в общем счете, есть записи 33 симфоний Алана Хованесса и еще много другой музыки, если кого-то интересуют какие-то конкретные сочинения, то (при условии что они есть у меня и их нет на сайте) буду рад выложить
|