Никогда про такого не слыхали? Не спешите заливать своё лицо красками стыда, вы не одиноки - до недавнего времени многие из его сочинений выходили с копирайтом Йозефа Гайдна.
Отголоском этой несправедливости выступает и популярное прозвание Йозефа Шмитта - "голландский Гайдн".
История музыки знает в числе выдающихся композиторов и онемеченных чехов, и офранкофонованных итальянцев. Наша небольшая заметка - об оголландившемся немце.
Шмитт в роли немца.
Трудился музыкальным священником в цистерцианском монастыре в Эбербахе (Рейнгау, Германия). В его монастырские обязанности входило сочинение музыки, репетирование, исполнение и дирижирование. Здесь им было написано большое количество церковной и громадьё инструментальной музыки. В буклете также упоминается, что в монастыре занимались виноделием. И даже рекламируются вина этого монастыря (традиция виноделия сохраняется по сей день). И даже сравниваются с творениями композитора - искромётные, освежающие, вдохновляющие, сбалансированные и элегантно кипуче-шипучие.
Многое - ясно-прекрасную инструментовку - Шмитт унаследовал от своего учителя - Карла Фридриха Абеля. И этим он разделил участь ещё одного объекта преподавательского таланта Абеля - Амадея Моцарта. В сочинениях Шмитта прослеживаются и многие стилистические особенности маннгеймцев - Стамица и Рихтера - им свойственны разнообразнейшие формы захватывающей орнаментации.
Взяв немало у Стамица, Рихтера, Гайдна, Шмитт превзошёл их всех в космополитизме стиля. Он, словно упиваясь многообразием языков и диалектов музыки своего времени, создает свою музыку и свой стиль - роскошный, щедрый, экспрессивный, удивляющий, поражающий. В его музыке можно почувствовать изысканность и тонковкусие раннего Гайдна, энергию и напор маннгеймцев, галантность и утончённость Абеля, сентиментальность бахорождённых К.Ф.Э. и В.Ф.
Исполнительское мастерство и уровень сочинений германо-голландца были настолько высоки, что заслужили высочайших похвал Бёрни, Крамера, главных музыкальных критиков той эпохи. Предпредпоследний до конца жизни горько сожалеет, что не имел возможности повстречаться со Шмиттом во время своего большого музыкального турне по Европам. Шмиттова изобретальность, инновационность и креативность, красота инструментовки, уворожительность медленных частей производили на его современников огромное впечатление.
Шмитт на службе у голландцев.
В 1760-х гг. монастырь в Эбербахе, в стенах которого долгие годы рождались раскрашенные в разные цвета рукописи, музыка и вино, стал приходить в упадок. И в 1771-м году Шмитт в поисках лучшего для себя и своих муз места оказывается в Амстердаме, где вскорости после прибытия основывает свой собственный издательский дом. Предприятие Шмитта печатает не только признанных, известных композиторов, но и открывает публике новые имена, публикуя композиторов-авангардистов. Именно Шмитт взял на себе ответственность познакомить Северную Европу с учеником своего учителя - Моцартом.
Йозеф Шмитт был музыкантом удивительно разносторонним и политаланным, эта политаланность и желание проявить её на голландском поле и позволили ему внести огромный вклад в развитие голландской музыкальной культуры, вклад, процент от которого голландские музыканты получают до сих пор. Композитор, исполнитель, педагог, организатор, издатель, руководитель и дирижёр - вот роли, на которых он проявил себя в Голландии самым выдающимся образом.
С 1777-го года теперь-нидерландец принимал активное участие в деятельности амстердамского просветительского общества "Felix Meritis" (вольный перевод - Общество Заслуженного Счастья), целью которого было развитие искусств и наук. Шмитт не только дирижировал в концертном зале Общества, но и был задействован при его постройке и планировании. По (надеюсь, незлонамеренному) недогляду судьбы в англоязычной статье об Обществе в качестве выдающихся музыкантов, игравших в этом зале, упоминаются - "Robert and Clara Schumann, Camille Saint-Saëns, Johannes Brahms and Julius Röntgen", строчки "Joseph Schmitt" - нет.
CD (стандарт - Оранжевая Книга) с музыкой предоставил товарищ deketa.
Об апельсинах: "На своей родине – в Китае – апельсин был известен за 2200 лет до н. э. Оттуда он был завезен в Индию, потом – в Египет и Сирию. Появление апельсинового дерева в Европе связано с крестовыми походами в XV веке. Апельсины и апельсиновый сок давно на хорошем счёту, и есть причины не сомневаться, что их слава будет расти. В плодах очень низкое содержание натрия и жира, они – источник получения витамина С. Есть еще витамины B1, В2, Е, РР, каротин. Апельсин содержит 6-8 % Сахаров, лимонную и яблочную кислоты, тиамин, рибофлавин, пектиновые вещества, фитонциды, хороший набор солей и прежде всего калия."
Среднестатистический диск музыки барокко (классицизма) содержит: 60 мм. деозлобина, 43 мм. волевина, 122 мм. позитивоконцентрина, 334 мм. разумеевой кислоты, 54 мм. халлелуевой кислоты, 45 мм. правдоверина, 77 мм. полипрогрессидов.
Ах! Вот так соблазнили! Срочно скачиваю лечебные дозы витамина С , а так же деозлобина (всегда мечтала), волевина (очень нужно при июльской жаре), позитивоконцентрина (не повредит), разумеевой кислоты (никогда мало не бывает), халлелуевой кислоты (что такое, с чем едят?), правдоверина (очень хочется раздать всем), полипрогрессидов (надеюсь доза сбалансирована с хорошим вкусом :)).
От квадратных апельсинов Сотворённых тем голландцем, Что вино пил в Эбербахе Монастырь тем раззоряя, Возжелавшим лучшей доли И от немцев в Амстердаме Своевременно укрывшись Мелкий бизнес основавшим, Заработать аллергию Можно запросто, ведь Нотам он у Абеля учился!
Прекрасно! Спасибо! Но следует заметить, что Карл Фридрих Абель никогда не был учителем Моцарта! Единственное, что их связывает, это то, что 8-летний Моцарт в 1764 г. сделал собственноручную копию Симфонии Es-Dur Абеля Ор.7 № 6, для учебных целей (которая была ошибочно приписана Моцарту в издании "Брайткопф и Гертель"(1877-1883) как Симфония № 3 (KV 18)). Интересно, что Моцарт уже тогда проявил творческий подход - он заменил пару гобоев, прописанных в партитуре Абеля, на пару кларнетов...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".