Для любопытствующих пьеса Матерлинка в переводе Брюсова: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Maeterlinck.html
Еще совсем недавно у нас именем Шенберга было принято пугать детей в музыкальных школах. Слово "формализм" было одним из главных ярлыков, от которых принято было шарахаться. Исключение разве что делалось лишь для его "раннего творчества". Именно к раннему Шенбергу относится написанная в 1903 году симфоническая поэма "Пеллеас и Мелизанда" (по одноименной драме М Метерлинка ).
Шенберг отнюдь не родился злостным терзателем музыки, пугающим новатором, атоналистом и разрушителем. В начале ХХ века он, например, часто советовал своим ученикам пойти вечером в оперу (если давали что-нибудь вагнеровское), а наутро записать со слуха и принести ему свой вариант инструментовки - хотя бы оркестрового вступления к "Тристану и Изольде" или "Парсифалю". Сравнив с настоящим принесенный легко было видеть, чему еще нужно учиться, а что уже изучено. Впоследствии открывший (либо, как говорят принципиальные его противники, - придумавший) систему додекафонии, или "двенадцатизвучия", Шенберг был в конце 1902 - начале 1903 года на пути к своей первой большой работе на поприще оркестрового дела. Это поэма "Пеллеас и Мелизанда" по М Метерлинку, и написал он ее в то же самое время, когда Клод Дебюсси поставил на ноги своих "Пеллеаса и Мелизанду". Сюжет перекликающийся фабулой с"Тристаном и Изольдой" ,а так-же наверно и с "Франческой да Римини",(впрочем, если свести содержание к тегам судьба, любовь, ревность, смерть, то список можно будет продолжать бесконечно) получил необычную популярность и был использован еще рядом композиторов ( Форе , Сибелиус...) , но самыми значимыми, или во всяком случае известными сегодня, остались работы Дебюсси и Шенберга. В Шенберговской оркестровой поэме - вагнерианство самого правоверного толка, правда без слепого восхищения первоисточником. Отравлено романтическая, минутами конвульсивная, невероятно печальная Симфоническая Поэма ор. 5, огромна, сложна, как ребус (в одном месте Шенберг сочетает в одновременности 5 разных мотивов, накладывая их друг на друга)... Именно Пеллеасом Шенберг закрывает свой первый этап творчества ( "Песни Гурре" уже были написаны, но оркестрованы будут гораздо позже). А дальше пойдет совсем другая музыка, музыка, оспаривающая "закон гравитации"... Именно Шёнберг первым среди "правоверных вагнерианцев" осознал тот факт, что их кумир завел музыку в своего рода тупик - и есть только три пути: остановиться там навсегда, в этом тупике, пойти назад и прокрутить назад изрядный кусок мировой музыкальной истории - или ломать стену. И здесь впервые возникает у него мысль о том, что СТЕНУ МОЖНО И НУЖНО БУДЕТ ЛОМАТЬ. Но пока он еще не знает, как...
Категория: видео |
Просмотров: 5615 |
Добавил(а): pe3n
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".