Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Глюк - Оперы [аудио]
В.А.Моцарт, KV 475, 457, 331 (Alla Turca), 310, 397, Мария Юдина (mp3 160 kbps) [аудио]
Играет Робер Казадезюс. И.С.Бах – Французская Сюита №6, Ми Мажор. [аудио]
Календарь новостей
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Среда, 21 Февраля 18, 14:26
Главная страница » 2011 » Март » 12 » Бела Барток - Струнные квартеты / String Quartets from Bartok New series. Исполняет Mikrokosmos Quartet
Бела Барток - Струнные квартеты / String Quartets from Bartok New series. Исполняет Mikrokosmos Quartet

Теги: Венгрия, Барток, квартет, 20 век

                                            

Основанный в 1998 году из четырёх венгерских музыкантов с большим опытом в области камерной музыки Mikrokosmos квартет записал для юбилейного комплекта Полного собрания сочинений Бартока, выпущенного к его 130-ти летию новую версию квартетов. Записи предшествовало изучение заметок и инструкций композитора, касающихся исполнения его квартетов (темпов, приёмов игры, акцентов и тп.). Этот сет производит двойственное впечатление. Намерение музыкантов донести до слушателя истинный замысел Бартока можно только приветствовать, с другой стороны - эта версия после известных виртуозных интерпретаций Джульярдцев или квартета Эмерсон кажется неоднозначной. Квартеты сыграны как бы в противовес сложившимся традициям и моде. Тем не менее интересно послушать как понимают своего главного национального композитора XXго века сами венгры, да и коллеционерам записей будет интересно

Шесть струнных квартетов Белы Бартока - одни из самых выдающихся образцов квартетной литературы XX столетия. Они представляют различные этапы творческих исканий великого венгра. Мы встречаем среди них как пьесы мелодически ясные, подобные ранним двум квартетам, где ещё сохраняется основа мажоро-минорного строя, лишь усложнённая контрапунктическими наложениями и модуляционными сдвигами, так и сочинения подобные квартетам 20-30х годов, где композитор нередко выходит за рамки традиционной тональной системы. Многое позволяет сравнивать квартетный стиль Бартока со стилем последних квартетов Бетховена - свобода, импровизационная произвольность мелодического мышления, афористичность кратких тем-формул, неожиданность и парадоксальность контрастов, тяготение к контрапунктическим и вариационным средствам развития, своеобразие строения сонатного цикла. Из других влияний - музыка Баха, Дебюсси и ранний Стравинский. Однако нигде мы не найдём у композитора реминисценций и стилизаций: всюду сугубо индивидуальная бартоковская образность - здесь и философские размышления, воплощённые в сплетениях угловато-заострённых линий,таинственные пейзажи и прихотливейшие скерцо - то комически-причудливые,то демонически-устрашающие, и наконец неожиданные прорывы в мир народно-песенных образов. Квартеты (особенно 3, 4й и 5й) - наиболее оригинальные творения Бартока. Особенно это касается инструментовки. Трудно найти ещё в камерно-инструментальной музыке образцы столь же изобретательного и многообразного применения смычковых инструментов. Барток достигает здесь крайних пределов, на которые только способен струнный квартет. Привычная камерность сменяется оркестровой фресковостью. Звучание смычковых имитирует то духовые, то ударные или щипковые инструменты. Необычные приёмы звукоизвлечения - стучащие col legno, завывающие glissandi, мертвенные non vibrato, жестяные тембры, бряцания и тихие таинственные звучности - всё это способствует созданию непривычной для камерного жанра атмосферы
 
Первый квартет (1908), сочинённый в одно время с первым скрипичным концертом обнаруживает лучшие стороны оригинальнейшего дарования Бартока: свежесть мысли, рельефность, почти зримую осязаемость образов, сочетание глубоко личного начала со смелым претворением крестьянского фольклора. Три части квартета - медленное, наполненное то тягостными думами, то восторженными порывами фугообразное Lento, фантастически-скерцозное Allegretto, развёртывающееся как пёстрая вереница причудливых арабесок, и танцевальный финал - составляют нерасторжимое единство, подкрепляемое внутренними тематическими связями
 
Второй квартет (1915-17) ярко демонстрировал перелом в бартоковском творчестве военных лет - тягу к сгущённой, остродиссонантной сфере, к рискованным политональным комбинациям, к линеарной полифонии. "2й квартет Бартока мы играли с листа после его появления, - вспоминает Артюр Онеггер, - хотели было вовсе отказаться от него, ибо сочинение действительно трудное, но оно заинтересовало нас в высшей степени". Квартет представляет собой сравнительно редкий тип замкнутой трёхчастной структуры: первая и третьячасти - медленные, созерцательные. Капризные звуковые арабески в них чередуются подобно неуловимым видениям или неясным предчувствиям. Вторая часть - быстрая, гротескно-танцевальная. Это инфернальное скерцо - своего рода пугающий варварский пляс, который служит сюжетным драматическим центром квартета
 
Третий квартет (1927) - самый короткий и концентрированный из всех бартоковких квартетов. Сжатые разделы единой структуры (первая часть - Moderato, вторая - Allegro и кода) основаны на острейших образных контрастах: крайнему субъективизму медленной части, с её неясными бормотаниями или безудержно диссонантными воплями, противопоставлен некий внеличный мир пугающих призраков. Можно сказать, что первые разделы квартета воспринимаются как некие звуковые осколки смятённого сознания, а финал - как своего рода "пляска смерти".
 
Четвёртый квартет (1928) многогранен по образному строю и драматургии. В первой части безраздельно господствуют утрированно жёсткие созвучия, резкие темброво-динамические эффекты. Во второй части - быстром, затаённо-тревожном скерцо дан выразительный образ отдалённого ветра, неприветливой, холодной пурги. Барток использовал здесь призрачный засурдиненный тембр, иногда дополняемый жёсткими "уколами". Третья часть - импрессионистская зарисовка с натуры, ночной ноктюрн полный неясных шумов, в котором угадываются то отголоски пастушьего наигрыша, то птичий щебет. Музыка четвёртой части - непрерывное пиццикато, ещё один то ли Danse macabre, то ли неуклюжая ночная серенада. В финале исчезает атмосфера жутковатой призрачности, уступая место вполне земной плясовой стихии. Типичное для бартоковских финалов варварское аллегро отмечено ледяным неблагозвучием остинатных ритмов (вспоминаются ритуальные пляскииз "Весны священной")
 
Пятый квартет (1934) - наиболее монументальный из всех квартетов Бартока, практически музыка для струнных № 2. Здесь заметно изменение стиля в сторону прояснения ладогармонической сферы - автор больше не стремится поражать аудиторию варваризмами, он обращается к большей изысканности тембровой палитры. Часто используются непривычно высокие регистры альта и виолончели, по-прежнему широко применяются различные импрессионистские колористические приёмы в духе Дебюсси. Первая часть - типичный образчик бартоковского полифонического конструктивизма, из трёх кратких попевок соткана вся звуковая ткань этой части. Вторая часть Адажио - вновь излюбленный автором жанр ночной пейзаж, шорохи ночи на фоне хорала. Третья часть - скерцо народно-танцевального характера в болгарском стиле. Четвёртая часть Анданте воспринимается как реприза второй части, только в этот раз среди тихих отзвуков ночи слышится выкрики, боль и гнев. В быстром финале весёлые, лёгкие и гротесковые темы сплетаются в танцевальный клубок. Уже в конце обращает на себя внимание один комический эпизод - поток быстрых пассажей вдруг перывается простой, банально звучащей мелодией, которой композитор хотел показать неискушённым слушателям как безвкусна и ограничена традиционная тональная мелодия рядом со звуковыми богатствами политонального контрапункта.

Шестой квартет (1939) - последнее сочинение, написанное Бартоком в Венгрии, которую он покидал навсегда, не надеясь на возвращение. В трагических настроениях квартета несомненно отразились, мучительные переживания автора, вызванные началом войны (уже пылали города, разбомбленные нацистами). В партитуре господствует вязкая полифоническая ткань, нарочито изломанный или причудливо-ползучий рисунок тем. Лирический герой Бартока после ужасающего столкновения с чудовищными силами механизированной агрессии и торжествующей пошлости остаётся наедине со своими тягостными рефлексиями. Быстрые восходящие фразы главной темы первой части проносятся капризно и легко как фантастические тени, а в побочной возникает венгерское песенное начало, как отголосок тоски по Родине. Вторая часть - марш, полный острых пунктирных ритмов, которые сменяются эпическим плачем о бедствиях народа. Третья часть - гротесковая Бурлетта, карикатурный приджазованный танец - кабацкая "музыка толстых", контрастом которой звучит пасторальный средний раздел - будто пастушечий наигрыш. Мотивами тихой умиротворённости, грустного размышления пронизана финальная часть последнего бартоковского квартета
 
Бела Барток (1881-1945)

Струнный квартет № 1 op. 7, BB 52, Sz 40 (1908–1909)
I. Lento (9:25)
II. Allegretto (8:47)
III. (Introduzione) Allegro – Allegro vivace (11:59)

Струнный квартет № 3, BB 93, Sz 85 (1927)
I. Prima parte-Moderato (4:42)
II. Seconda parte-Allegro (5:43)
III. Ricapitulazione della prima parte-Moderato (2:56)
IV. Coda-Allegro molto (1:55)

Струнный квартет № 5, BB 110, Sz 102 (1934)
I. Allegro (7:37)
II. Adagio molto (5:25)
III. Scherzo, Alla bulgarese (5:04)
IV. Andante (4:45)
V. Finale, Allegro vivace (6:59)

Струнный квартет № 2 op. 17, BB 75, Sz 67 (1915–1917)
I. Moderato (10:27)
II. Allegro molto, capriccioso (7:33)
III. Lento (8:28)

Струнный квартет № 4, BB 95, Sz 91 (1928)
I. Allegro (6:12)
II. Prestissimo, con sordino (2:55)
III. Non troppo lento (5:19)
IV. Allegretto pizzicato (2:47)
V. Allegro molto (5:41)

Струнный квартет № 6, BB 119, Sz 114 (1939)
I. Mesto – Vivace (7:25)
II. Mesto – Marcia (7:32)
III. Mesto – Burletta, Moderato (6:58)
IV. Mesto (6:01)
 
Mikrokosmos String Quartet:
Gabor Takacs-Nagy, violin
Zoltan Tuska, violin
Sandor Papp, viola
Miklos Perenyi, cello
Записано в январе-июне 2008

http://files.mail.ru/U0UOLE 
ape+cue / 2CD c буклетом
 
Наиболее известные записи квартетов Бартока:
 
Джульярдский квартет (1951, 1981)
 
Эмерсон квартет (1990)
 
Венгерский Vegh Quartet (1972)
Категория: аудио | Просмотров: 4111 | Добавил(а): legoru
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 22
1. anm (alyosha)   (12 Марта 11 16:51)
Большое спасибо!

2. Oleg (legoru)   (12 Марта 11 16:55)
Пожалуйста!

Три диска из этой серии я уже выкладывал - 2 ранние сюиты и Деревянного принца
http://intoclassics.net/news/2011-01-14-20870
Ещё пара дисков есть на фоноархиве - Кочиш дирижирует. Фортепианный Барток из этого комплекта тоже с Кочишем дублирует 8ми дисковый сет, который тоже у нас есть
http://intoclassics.net/news/2009-07-20-7477

http://www.bartoknewseries.com/en/published-cds


3. Татьяна (татьяна)   (12 Марта 11 17:02)
Спасибо!
Хоть копилка и переполнена, но трудно пройти мимо, да еще с такой аннотацией! bravo

4. Oleg (legoru)   (12 Марта 11 17:04)
На самом деле тяжеловато слушать. Ну раз так Барток хотел, то можно и помучиться. Венгерские музыковеды божаться, что мол вот "так и надо играть", "от попсы нашего родного Бартока очистили" и т.п...:)

5. Алесь (AlesDePro)   (12 Марта 11 17:05)
Слушал в исполнении Emerson String Quartet. Впечатлило. Поэтому беру, предложенный Вами, комплект без колебаний. Спасибо!

6. Oleg (legoru)   (12 Марта 11 17:06)
Пожалуйста! Ну это как раз противоположенное Эмерсонам исполнение - никакого вируозничанья, не вширь, а в глубь. Антиромантика концентрированная, импрессионизм и звукопись почти нивелированы, и возможно слишком серьёзно

7. Алесь (AlesDePro)   (12 Марта 11 17:11)
Тем интереснее будет сравнивать.

8. Oleg (legoru)   (12 Марта 11 17:14)
Я тоже так подумал. Ещё переизданный комплект с Булезом надеюсь кто-нибудь к юбилею соберётся выложить - по сути лучший оркестровый сет. У нас до сих пор только отдельные диски

9. Андрей (dzuban)   (12 Марта 11 18:52)
Спасибо большое! Я с Джульярд-квартетом сушал и понравилось. А Вы, уважаемый legoru, как их оцениваете?

10. Oleg (legoru)   (12 Марта 11 18:58)
Джульярдцы - образцовые и с тембровой и с мелодической стороны. Сам услышал впервые квартеты Бартока именно в их исполнении. Не зря существует американская поговорка 60х годов, о том, что ценностями фрондирующего интеллектуала тех лет были трубка, бутылка и диск квартетов Бартока с Джульярдцами (это видимо вместо женщин). Удачна запись 90х Эмерсонов. Эта новая венгерская запись для тех, кто все предыдущие послушал (в принципе 1й, 3й и 4й неплохо).

11. Admirador (iura)   (12 Марта 11 23:47)
Понятно. Значит, не буду и начинать-никого не слушал. :D
Только трубка мне и осталась...да ещё рояль. :'(

12. Oleg (legoru)   (13 Марта 11 00:00)
Зря, JSQ скачайте, тем более в мп3 - трафик минимальный, зато почувствуете себя фронидирующим интеллектуалом
Почитайте комментарии - может проникнитесь
http://intoclassics.net/news/2010-01-12-12893

13. Admirador (iura)   (13 Марта 11 01:20)
К интеллектуалам себя причисляю. к фрондирующим?...слишком сложно для нашей серости-не поймут. :D И не из-за трафика-не жалко. С Бартоком у меня сложные отношения (понимаю-ему всё равно)-игру его слушаю с удовольствием, но, как правило, не говорит он ничего моему сердцу, а мастерство ценю. как любое мастерство.
Скачаю завтра Джульярд, закурю трубку и...говорил на днях с американской знакомой-не тот уже Джульярд. что при Розине Левиной...и там упадок и деградация. Куда идём? :'(

14. Oleg (legoru)   (13 Марта 11 01:35)
Понятно. Барток мне самому иногда кажется смутным - его играть не умеют, сильно он нахимичил - поздний Бетховен, баховский контрапункт, французские изыски с дремучей венгерской деревней, ещё и экспрессионизм - в этом сложно разобраться, мне больше нравится его светлые образы.
Вот хотя бы 3й концерт - легко слушается, а почему то не очень известен
А американцы-струнники мастера. Давеча слушал квартеты Прокофьева в исп. "Американ квартет" - думал ерунда, а оказалось очень романтично. Сравнил с нашим квартетом имени Прокофьева, советским ещё, где одни девушки - не в их пользу. А квартеты Бартока наши вообще по-моему не записывают - я не слышал по-крайней мере. Не по зубам видимо. Так что упадок он уже давно :(

15. Женя (Jenka)   (13 Марта 11 01:53)
Спасибо! Где-то его я уже видел, но так как название квартета (как впрочем и многих других) мне не известно, то решил не качать. Но раз Вы постите, значит что-то в этом есть.
Еще раз спасибо! appl

16. Oleg (legoru)   (13 Марта 11 01:57)
Это из почившего венгерского блога диски. Подумал, что раз уж нигде нет, то пусть хотя бы у нас будет (может получится всю серию собрать - таких изданий больше не будет). В принципе свои впечатления от исполнения я описал, так что надеюсь сюрпризов тоже не будет. Удивительно, как по-разному может звучать одна и та же музыка. Но тут у ребят видимо специально цель такая была - не быть похожими на другие квареты

17. Андрей (dzuban)   (13 Марта 11 14:58)
Спасибо, legoru, за пояснения на мой вопрос - сразу не смог поблагодарить. А как Вам (и уважаемому Юрию) соната Бартока для 2-х ф-но и ударников - для меня так просто замкчательно. А в исполнении Аргерих с Фрайром - так просто изумительно. Совершенно не понимаю что он там нахимичил. Просто как любителю с очень большим стажем понравилось необыкновенно!

18. Oleg (legoru)   (13 Марта 11 15:01)
Тоже хорошая вещь, вдохновлённая Свадебкой Стравинского.. Есть авторская версия для 2х фортепиано с оркестром

19. Admirador (iura)   (13 Марта 11 17:44)
Соната для меня из тех вещей, к-рые надо играть самому, и разбираться в хитросплетениях, и, почти всегда, получать удовольствие...проверено опытом. Жаль, мало играл подобной музыки, но соната в планах.
Но с прослушиванием ...как только начинаю подобное слушать-мысли уносятся совсем в другую сторону-слышу, но абсолютно не вникаю, тоже и с Хиндемитом. :D

20. Oleg (legoru)   (13 Марта 11 18:11)
На самом деле очень содержательная музыка, очень притягательная, таких впечатлений от обычной романтической музыки не получишь

21. Admirador (iura)   (13 Марта 11 19:08)
Всё зависит от настроя и способности фантазировать, нет, не то слово...от слухового опыта. Можно от простенькой сонаты Скарлатти получить такие впечатления...Дали и не снилось! :D
Ведь Вы не будете спорить, что старым мастерам требовались гораздо более скромные средства. ;)

22. Oleg (legoru)   (13 Марта 11 19:17)
У старых мастеров просто выбора не было, если был бы - они бы, я думаю не сопротивлялись новому :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.