Евгения Федоровича Светланова весь мир знает прежде всего как создателя знаменитой антологии русской музыки. Предлагаю всем послушать то, что не так широко известно, но от этого только более интересно - франкофильская музыка в типично русской трактовке
Сочинения Дебюсси и Равеля все знают - нет смысла о них в десятый раз рассказывать, балеты Стравинского тоже все видели Балет "Любовь-волшебница" известен меньше. Мануэль де Фалья написал его по заказу знаменитой танцовщицы фламенко Пастории Империо в 1915 году. Краткое содержание: Красавица Канделас была возлюбленной цыгана, которого убили. Несмотря на то, что он был легомысленен и ветрен, она до сих пор не может забыть его, ей часто чудится его присутствие рядом с собой. Молодая цыганка не в силах избавиться от этого наваждения. По совету цыган, она произносит заклинание в магическом круге. Исполняется чародейский «танец огня». Но все напрасно. Призрак не оставляет её. Цыганки решили пококетничать с Призраком, и к нему возвращается его былая ветреность и он забывает про Канделас. В это время давно влюблённый в Канделас Кармело пылко объясняется в любви к своей избраннице и пылко её целует. Таким образом, чары Призрака рассеиваются, и влюбленные навсегда избавляются от его власти. Истинная любовь побеждает тени прошлого.
Мануэль де Фалья (1876-1946) Любовь-волщебница, одноактный балет с пением (1915) I. Вступление и сцена (0:30) II. В пещере (2:00) III. Песнь страдающей любви (1:41) IV. Призрак (0:15) V. Танец страха (2:11) VI. Магический круг (3:08) VII. Полночь. Заклинания (0:36) VIII. Ритуальный танец огня (4:09) IX. Сцена (1:23) X. Песня блуждающих огней (2:13) XI. Пантомима (6:29) XII. Танец игр любви (3:23) XIII. Финал. Предрассветные колокола (1:53) Морис Равель (1875-1937) Испанская рапсодия, для оркестра (1907) I. Прелюдия ночи (4:47) II. Малагенья (2:11) III. Хабанера (3:15) IV. Ферия (7:17) Клод Дебюсси (1862-1918) Иберия (из оркестрового цикла "Образы", 1906-1908) 1. По улицам и дорогам (7:26) 2. Ароматы ночи (10:11) 3. Утро праздничного дня (4:51)
Государственный Академический Симфонический Оркестр Евгений Светланов, дирижёр Солистка О.Александрова 1996, 1997
Клод Дебюсси (1918-1937) Три Ноктюрна, для оркестра (1899) I. Облака (6:52) II. Празднества (6:31) III. Сирены (10:41) Морис Равель (1875-1937) Павана умершей инфанте (1899) (6:17) Болеро (1928) (14:42)
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио Женская группа Академического Большого хора Всесоюзного радио (худ. рук. К. Птица) Евгений Светланов, дирижёр запись 1970х
Игорь Стравинский (1881-1971) Петрушка, потешные сцены в 4-х картинах (1911) 1. Картина I. Народные гулянья на Масленой (5:44) 2. Фокус (1:42) 3. Русская (3:24) 4. Картина II. У Петрушки (4:18) 5. Картина III. У Арапа (3:20) 6. Танец Балерины (0:52) 7. Вальс (3:30) 8. Картина IV. Народные гулянья на Масленой (под вечер) (1:32) 9. Танец кормилиц (3:23) 10. Мужик с медведем (1:22) 11. Купец с двумя цыганками (1:16) 12. Танец кучеров и конюхов (3:21) 13. Ряженые (1:38) 14. Арап и Петрушка (0:37) 15. Смерть Петрушки (2:03) 16. Призрак Петрушки (1:00) Весна священная, картины жизни языческой Руси (1913) 1. Часть первая - Поцелуй Земли: Вступление (3:29) 2. Весенние гадания (3:25) 3. Игра умыкания (1:14) 4. Вешние хороводы (3:32) 5. Игра двух городов (1:43) 6. Шествие Старейшего-Мудрейшего (0:39) 7. Поцелуй земли. Выплясывание земли (1:37) 8. Часть вторая - Великая жертва: Вступление (4:04) 9. Тайные игры девушек (3:19) 10. Величание Избранной (1:44) 11. Взывание к праотцам (0:51) 12. Действо старцев - человечьих праотцев (3:45) 13. Великая священная пляска. Избранница (4:41)
Государственный академический симфонический оркестр Евгений Светланов, дирижёр
В основе творчества Панчо Владигерова — болгарский фольклор, творчески им переосмысленный. В зрелых произведениях народно-национальная основа симфонизирована, реализована средствами современного письма. Композитор часто обращался к мелодиям, построенным на несимметричных размерах и ритмах (названных Бартоком «болгарскими»), к диссонирующим звукосочетаниям, к нетрадиционным ладам и инструментальным эффектам (перестраивание инструмента в процессе игры, удары согнутым большим пальцем о деку скрипки и тп).
Панчо Владигеров (1899-1978) Болгарская сюита, op.21 (1927) I. Вроде марша (5:41) II. Песня (7:59) III. Хоровод (5:31) IV. Реченица (8:45) Вардар, болгарская рапсодия, op.16 (1922) (10:11) Золтан Кодай (1882-1967) Танцы из Галанты (1933) (18:46) Джордже Энеску (1881-1955)
Румынская рапсодия №1 (1901) (13:43)
Государственный Академический симфонический оркестр, Евгений Светланов, дирижёр запись по трансляции с концерта "Образы" в БЗК, 11 января 1993
Игорь Стравинский (1882-1971) Поцелуй феи, одноактный балет в 4 сценах на темы П.И.Чайковского (1928) I. Колыбельная в бурю (9:23) II. Сельский праздник (13:00) III. На мельнице (6:41) Па-де-де (1:47) Адажио (4:06) Вариации (1:26) Кода (2:30) Сцена (4:34) IV. Колыбельная страны вне времени и пространства (4:53) Симфония псалмов для хора и оркестра (1930) I. Прелюдия (3:39) II. Двойная фуга (5:42) III. Аллегро (12:43)
Государственный академический симфонический оркестр
Гос академический русский хор, хор мальчиков Московского хорового училища Евгений Светланов, дирижёр запись по трансляции 1998, 1966
Симфония № 2 ми-бемоль мажор, Op.63 (1909-11) I. Allegro vivace e nobilmente (13:56) II. Larghetto (15:54) III. Rondo (Presto) (7:12) IV. Moderato e maestoso (13:58)
Государственный академический симфонический оркестр Евгений Светланов, дирижёр запись по трансляции, БЗК, 1979
Истинный подарок, спасибо! С детства восхищался этим дирижёром-пожалуй. самым "телевизионным" в его времена. Ломаю голову, что есть "франкофильская музыка"? , похоже, можете патентовать термин? Что за хор в Симфонии псалмов?
Франкофильская она и есть - декоративная Гос академический русский хор, хор мальчиков Московского гос хорового училища. Честно говоря, это самый "популярный" Стравинский, которого я слышал и Весна "правильная" (1966 год, однако, но Стравинского нашим очень хотели сделать)
Оно и понятно.Ни одно исполнение из слышанных "псалмов" меня не устраивает-попробую это. Не ровно дышу к этому опусу. Мне забавную быль про Стравинского Кофман рассказывал...
Рассказывают, что Стравинский, приехав в Ленинград (во время своего визита в СССР) , попросил везти его прямо в филармонию (Благородное собрание), и там просил оставить его в зале одного. Долго он там был один, за закрытыми дверями, уже забеспокоились. Наконец послали смельчака на балкон, чтобы он посмотрел, что там ИФ делает...тот увидел композитора стоящим в боковой ложе, глядящим на сцену и плачущим.... К нему в США поехала делегация советских композиторов-Хренников, Кара Караев , ещё кто-то, и был там известный скрипач по имени Игорь, фамилию не могу вспомнить, он и рассказывал.не Ойстрах. Вот пришли они к нему в дом, их просили подождать, и долго они ждали. Вышел Стравинский, старенький, маленький, не при параде, с неизменной палкой, молча сел на диван. Начали представляться-Хренников говорит-я такой-то. Стравинский-как-как? повторяет..тот раздумывает, потом бормочет-"не знаю такого композитора". То же самое с Кара Караевым. Никому сесть не предлагает. Скрипач говорит-Игорь такой-то -Стравинский оживляется -и я тоже Игорь! и одного его усаживает возле себя. Тот всю беседу порывается встать, Стравинский его держит за полу пиджака. Так и беседовали-двое сидят, наш генералитет стоит...пришла пора прощаться, вместо руки он протянул нашим палку, якобы....
Вот такого ещё редкого Светланова нашёл - Увертюры советских композиторов (ГАСО СССР, Евгений Светланов, 1977-83 гг., Мелодия С10-21717-1985) http://s51.radikal.ru/i131/1103/dd/a22b5d77d290.jpg
Спасибо! Как-то изловчился ни разу не услышать ПЕТРУШКУ со Светлановым... Очень интересно почитать комментарии. Ссылки бывают полезные,байки... Виниловый диск с увертюрами " редкого Светланова нашёл" я купил в магазине неликвида в 1989 году за 10 копеек
Да, у нас тоже в 80-е был магазин уцененных товаров. Замечательные пластинки (не какая-нибудь мура) 10, 15, 20 копеек стоили, при нормальной цене 1р.45.коп. Постоянно туда наведывалась, большая фонотека составилась
Я сам к классике с виниловых пластинок приобщался - из библиотеки и у бабушек филармонических таскал, и исполнители всё были мировые и звук тёплый, с современной цифрой не сравнить. С тех пор люблю шурш
Петрушка - сочный, темпы не быстрые, иногда вылитый Римский-Корсаков. Слушать можно А мне нравится советская классика, не вся, конечно, знаю людей, которые за такие пластинки и даже за пластинки похуже, чем эта, долларами расплачиваются на ebay
Возьму и этого, спасибо! Знаю Вашу нелюбрвь к лингвистическим дискуссиям, но, все-же "Любовь-волшебница" не совсем то, что по испански "El amor brujo"-скорее, Колдовская любовь или Любовь-колдун, ну да Бог с ним... Опять облом с Симфонией псалмов-не то...это дьяконское пение, волжские раскаты совсем не в стиле сочинения, и темпы нарочито медленные.
Да, Любовь-колдун тоже слышал. Волшебница всё же красивше. Как они названия наших балетов переводят это, вообще, наверное умора. А я эту симфонию не люблю. Знаете, наверное быль про то, то как Стравинский темы для неё сочинял. Взял фугу Баха, вычеркнул каждую вторую ноту - вот и тема. Молодец, ничего не скажешь. Потом Прокофьев в Невском его за цимбалы продёрнул смешно
Это тот случай, когда играть интереснее, чем слушать (я играл, с разными хорами), и вживую она великолепно звучит, тем более, там покопаться! просто наслаждение и для любителей математики, недаром Ярустовский её сравнивал с пирамидой, и для любителей фортепианных трудностей-в финале есть пару неисполнимых мест. Про фуги Баха-клевета. с такой композиторской техникой он мог сочинить любую тему, никого не цитируя, тем более, что ж Баха цитировать? сразу слышно...
Он и не цитировал - он математикой занимался. Вычитанием, может умножением - мы же не знаем всего. Лучше Всенощную послушать из духовных академических вещей или страсти-мордасти какие-нибудь. В святость модернистов верится с трудом. А из симфоний Стравинского я Три движения люблю (тоже с ф-но) и in С интересная - жаль редко играют
Кстати, забыл сказать. Есть запись Планет со Светлановым - висит в осле не скачиваются, вдруг у кого-то есть;)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".