Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из лидеров северогерманской органной школы. Важный предшественник Дитриха Букстехуде и И.С.Баха.
Генрих Шейдеман родился в Вёрдене в Гольштейне. Первые музыкальные навыки Шейдеман получил от отца, который был органистом в Вёрдене и в Гамбурге. С 1611 по 1614 Шейдеман обучался в Амстердаме у Яна Питерсзона Свелинка и, очевидно, был одним из его любимых учеников, т.к. Свелинк посвятил ему канон ещё во время его обучения. С 1625 года, возможно раньше, Шейдеман находился в Гамбурге и работал органистом в церкви "Святой Екатерины". Эту должность он занимал более 30 лет. За время своей деятельности он сыскал славу эксперта по устройству и настройке органов, а также как талантливый композитор, исполнитель и педагог. Среди его учеников были Иоганн Адам Рейнкен, ставший его преемником в церкви Св. Екатерины, и Дитрих Букстехуде. Генрих Шейдеман умер от чумы 26 сентября 1663 года в Гамбурге.
Шейдеман был очень известным органистом и композитором, о чем свидетельствует широкое распространение его произведений, органной музыки Шейдемана сохранилось больше, чем у любого другого композитора того времени. В отличие от других немецких композиторов раннего Барокко, таких как Михаэль Преториус, Генрих Шютц, Самуэль Шейдт и Иоганн Шейн, каждый из которых сочинял в большинстве разнообразных современных жанров и стилей, Шейдеман писал почти исключительно органную музыку. Сохранилось несколько песен и клавесинных пьес, но их количество незначительно по сравнению с десятками разноплановых произведений для органа.
Творчество Шейдемана, исключительно для церковных церемоний, имеет три основных типа:
- кантус фирмус, ранний тип хоральной прелюдии,
- "монодийный" хорал, который подражал текущему итальянскому стилю монодии, - вокальные сольные песни с бассо континуо - но для сольного органа,
- хоральные "фантазии", новое изобретение, основанное на клавирном стиле Свелинка, но с немецкими характерными чертами.
В дополнение к хоралам, он сочинял музыку для Магнификата, которая не только состоит из нескольких частей, но и создана в циклической форме чередования хоров во время всей церемонии вечерни - такая техника, в полную силу, будет использоваться только в 19 веке.
1. Christ lag in Todesbanden WV 3
Versus: Pedaliter
Versus: auf 2 clavir. Pedaliter
Versus: Bicinium
2. Angelus ad pastores ait WV 46 (d'apres Lassus)
3. Praeambulum in dWV 35
4. Jesus Christus, unser Heiland (Choralfantasie) WV 10
5. Praeambulum in d WV 33
6. Canzon in F WV 44
7. Toccata in G, WV 43
8. Erbarm dich mein, о Herre Gott WV 4
Versus: Canto fermo in Tenore
Versus: auff 2 Clavir
9. Praeambulum in e WV38
10. Verbum carofactum est (d'apres H.L.Hassler) WV 56
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".