Симфоническое творчество Римского-Корсакова в сравнении с оперным не столь масштабно и многообразно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад. Основное направление симфонизма определяют общие принципы эстетики Римского-Корсакова, а также глубокая и органическая связь с традициями Глинки, усвоение опыта Балакирева и отчасти западно-европейских романтиков (Г. Берлиоза, Ф. Листа). Римскому-Корсакову не была близка сфера "чистого” обобщённого инструментализма. Две его непрограммные симфонии (1-я и 3-я), несмотря на ряд удачных страниц, не стали крупными творческими достижениями автора. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному (главным образом, живописному, изобразительному) и жанровому (связанному с народным песенным и танцевальным тематизмом) симфонизму. Отсюда характерный выбор жанров и форм — увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита и определённая направленность стиля — тяготение к вариационности, орнаментике в развитии материала, особое внимание к колористическим возможностям гармонии и оркестровки.
В 1861 году Н.А.Римский-Корсаков, в ту пору обучавшийся в Морском училище, познакомился с Балакиревым, который ввел его в свой кружок и предложил писать симфонию. На зимних каникулах, проведенных в родительском доме в Тихвине, первая часть симфонии была закончена. В течение зимы и весны 1862 года Римский-Корсаков написал скерцо (без трио) и финал. В 1862 году Римский-Корсаков окончил Морское училище и отправился в заграничное плавание. Во время стоянки в Лондоне ему удалось написать медленную часть симфонии. По возвращении в Петербург Римский-Корсаков дописал трио скерцо, и 19 декабря 1865 года симфония была сыграна под его управлением в одном из петербургских концертов. Весной 1884 года Первая симфония была переделана и переоркестрована. В этой редакции она исполняется и поныне.
"Антар" написан Н.Римским-Корсаковым в 1868 году и посвящен Ц.Кюи. В "Летописи" композитор пишет: "Я, по мысли Балакирева и Мусоргского, обратился к красивой сказке Сенковского ("барона Брамбеуса") "Антар", задумав написать симфонию или симфоническую поэму на ее сюжет". В сказке О.Сенковского - известного журналиста и ученого-арабиста - Н.Римского-Корсакова привлек колорит востока. Первоначально "Антар" был назван Второй симфонией. Впоследствии Римский-Корсаков переименовал произведение в симфоническую сюиту. Композитор дважды возвращался к "Антару", сделав в 1875 году вторую, а в 1897 году - третью, окончательную редакцию.
В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».С 1870-х годов расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Санкт-Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur.
---*---
Симфонии №№1-3. Исполняют Государственный Академический Симфонический Оркестр СССР, Е.Светланов (1977, 1983)
Трэклист:
CD1
Симфония №1 ми минор, Оp. 1: 01. I. Largo assai. Allegro (8:56) 02. II. Andante tranquillo (10:42) 03. III. Scherzo - Vivace (4:58) 04. IV. Allegro assai (6:56) Симфония №2 "Антар" (Симфоническая сюита), Оp. 9: 05. I. Largo (12:23) 06. II. Allegro (5:18)
CD2
Симфония №2 "Антар" (Симфоническая сюита), Оp. 9: 01. III. Allegro risoluto (7:11) 02. IV. Allegretto - Adagio (11:03) Симфония №3 до мажор, Оp. 32: 03. I. Moderato assai - Allegro (15:30) 04. II. Scherzo - Vivo (6:49) 05. III. Andante attacca / IV. Allegro con spirito (16:17)
Формат: FLAC (image+ .cue) - 447.4 Мб МР3-320 - 242.8 Мб
Симфония №3, Симфониетта на русские темы. Исполняют Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга, А. Аниханов (1994)
Трэклист:
Симфония №3 до мажор, Оp. 32: 1. Moderato assai — Allegro — 12:30 2. Scherzo: vivo 3. Andante 4. Allegro con spirito
Симфониетта на русские темы ля минор, Op.31: 5. Allegro pastorale 6. Adagio 7. Scherzo. Finale
Формат: APE (image+ .cue) - 200.1 Мб МР3-320 - 129.9 Мб
Пароль: 4Zg9SIv
Приятного прослушивания!
|