Луи Шпор выдающаяся фигура раннего романтизма. Он был крайне востребован как скрипичный виртуоз, плодовитый композитор, дирижер и педагог. Не смотря на трудолюбие Шпора, его успех являлся скорее результатом врожденной гениальности, нежели хорошего обучения.
В 1805 в весьма юном возрасте 21 года Шпор был назначен концертмейстером герцогского двора Готы. В соседнем Зондерсхаузене герцог Гюнтер Фридрих Карл I, державший духовой оркестр, нанял в 1801 феноменально одаренного кларнетиста Йогана Симона Хермштедта (1778-1846). Хермштедт посетил Шпора в 1808 и попросил, чтобы тот написал концерт для кларнета, несмотря на неполный состав оркестра в Зондерсхаузене. Шпор согласился, полностью раскрепостившись в творчестве; позже он признавал, что сначала очень мало знал о кларнете и писал, как будто для скрипки, включая невероятные трели, чрезвычайную бравурность и проворство в наивысшем регистре.
Четыре концерта для кларнета Шпора наряду с тремя концертами Круселля и Вебера сохраняют свой высокий статус как самые выдающиеся в 19-ом столетии. Его предисловие к первому изданию первого концерта стало пророческим:
"Возможно этот концерт поможет другим композиторам избежать монотонности большинства существующих произведений для кларнета (разумеется самого прекрасного из духовых инструментов, поскольку на нем играет сам господин Хермштедт), в значительной степени состоящих из повторения технически простых и банальных сольных пассажей, и искать более широкие горизонты для инструмента, столь богатого своим диапазоном и экспрессией.”
Успех концерта в 1809 вызвал необходимость в следующем. Второй концерт - единственный из четырех в мажорной тональности и, возможно, самый прекрасный из них. Нет ни каденций, которые Шпор рассматривал, как дурные, ни любых риторических приемов, таких как: паузы, ферматы или маркировки ad libitum. Первая часть праздничная, воздушная, с богатым калейдоскопом виртуозного сольного материала. Необычное мелодическое использование самого низкого регистра кларнета дает спокойствие медленным частям, которые контрастируют с бурным центральным эпизодом. Финал - рондо, отмеченная как 'alla Polacca', в стиле трёхдольного танца польского происхождения. Прекрасные инвенции Шпора дают солисту возможность выделиться.
Шпор написал свой четвертый концерт для кларнета in A с мягким густым звуком, в то время как первые три для более яркого и чаще используемого кларнета in В flat. Концерт является более симфоническим, чем его предшественники, с более тяжелой оркестровкой и длинным задумчивым введением. Сольная партия сдержанна, продумана, с меньшим количеством философских ярких вспышек (Хермштедт играл концерт только дважды и, возможно, предпочитал его предшественников). Larghetto - лирическая ария в двух частях. Шпор, как и Моцарт до него, будучи масоном, начинает эту часть с трех торжественных масонских аккордов. Величественное, в значительной степени приглушенное, финальное Рондо сочетается со значимостью предыдущих частей. Обозначение 'al Espagnol' отсылает нас к ритмам Болеро в сопровождении кастаньет.
Шпор перебрался из Готы в Вену в ноябре 1812, где оставался приблизительно в течение трех лет и где, возможно, встречался с композитором Францом Кроммером и даже играл его музыку. В то же самое время Хермштедт выступал в Вене, и так же исполнил один из концертов Кроммера для двух кларнетов в Амстердаме.
Франц Кроммер, известный сегодня чехам как Франтишек Крамарж, прибыл из Моравской области габсбургской Империи. В начале своей карьеры он служил венгерскому дворянству в качестве скрипача, виолончелиста, органиста и возможно гобоиста. В музыкальном мире того времени все благоприятные пути вели в Вену, и Кроммер в 1790-е поселился там, как последний имперский концертмейстер и композитор, следуя за своим соотечественником Леопольдом Кожелухом. Кроммер занимал эти посты до своей смерти в 1831, после которого они освободились.
Кроммер появляется в значительной степени как композитор-самоучка, композитор плодовитый и успешный. Его камерная музыка была популярна в течении всей его жизни, но современным слушателям он известен идиоматичностью письма своих духовых концертов и произведений для духовых ансамблей. Концерты для двух кларнетов, написанные в этот период, были в числе тех немногих, которыми пренебрегали композиторы и кларнетисты. Этим концертам пришлось пройти испытание временем. Стилю Кроммера характерны ясность и оптимизм, быстрые части полны энергией и воодушевления, а медленные пафосом и оперной страстью. Солисты играют в тандеме или поочередно, ведя диалог длинными фразами или короткими соперничающими перебиваниями. Первая часть этого концерта ми-бемоль довольно долгая и традиционная, но не лишенная при этом веселого возбуждения. Кроммер использует тональность до минор для адажио, затянутого стигийским мраком. Финал – главная часть концерта. Интересен не только шепот вступления пиццикато унисона и звуковые залпы, которыми обмениваются солисты, но также и смена ролей кларнетистов. Достойно упоминания, что все три концерта связаны стилем своих финалов - танцевальными частями в форме рондо, основанных на полонезе или болеро. Впервые концерт был исполнен сначала в Лейпциге в 1815 Вильгельмом Бартом и его учеником Фердинандом Хайнцем.
Кроммер и его современники однажды могут быть признаны типичными представителями классицизма в современном представлении, который до настоящего времени ограничен затасканной троицей Гайдна, Моцарта и Бетховена. Напротив, общественность Бетховена не спешила оценить стилистический отход Кроммера от школы Гайдна-Моцарта до окончания 1815. В Германии приблизительно десятилетием ранее Шпор потерпел неудачу в своих попытках найти сочувствующих для ранних струнных квартетов Бетховена, представленных в Лейпциге в публикации 1801 как выдающиеся, по причине их трудного исполнения и не популярности стиля. Виолончелист и композитор Бернхард Ромберг, как ни удивительно, сказал: "Мой дорогой Шпор, как Вы можете играть такой унылый хлам!”
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".