Европейские
музыкальные архивы хранят много тайн. Одна из них - "Торжественная
месса" (Missa solemnis), найденная в 2000 г. в бенедиктинском аббатстве в
Оттобойрене. Её автором значится "Йозеф Гайден". После дополнительных
изысканий нотные партии этой мессы были обнаружены в одной из библиотек
Венгрии. Но в венгерской копии автором произведения назван В.А.Моцарт.
Наконец, в Пражской библиотеке эта месса хранится как произведение, с
большой долей сомнения приписываемое Вацлаву Пихлю... Как бы то ни было, атрибуция мессы Гайдну и Моцарту сама по себе отражает высокие художественные качества этого творения. Возможно, мы никогда не узнаем, кто именно был автором"Missa solemnis", но услышать её стоит.
В дополнение к "Торжественной мессе" на диске представлена премьерная запись двухчастного духовного сочинения Иоганна Михаэля Гайдна, младшего брата Йозефа. Это офферторий для солирующего сопрано, сочинённый в 1794 г., и хоровая часть, дописанная автором в 1797 г.
Judith Graf, soprano. Ingrid Alexandre, alto. Lukas Albrecht, tenore. Michael Haag, basso. Collegium Cantorum St. Gallen. Suedwestdeutsche Philharmonie Konstanz. Mario Schwarz
Коллектив композиторов. В конце концов окажется, что её написал неизвестный кантор применив куски из различных произведений. Загадка, интересно! Спасибо!
Несмотря на то, что vaniusha там нашел гайдновскую часть, тем не менее первые номера, да и месса в целом, ИМХО, ИМХО, ИМХО, мне куда более напоминает раннего зальцбургского Моцарта (использовать чужие переосмысленные части, как известно, для него было не впервой, причем на протяжении всего творчества). В пользу токого мнения укажу, что известно, что у Моцарта были ранние мессы, которые считаются утерянными - может это одна из них, правда, кем-то причесанная?
Позволю с Вами не согласиться. Ранние мессы Моцарта написаны в позднебарочной традиции. Это кантатные мессы. И своим музыкальным языком, строением частей, трактовкой оркестровых партий никоим образом непохожи на эту мессу. Если говорить о стилистике, то как раз наша Missa incognita принадлежит к более позднему стилю, примыкающему к стилистике больших венских месс рубежа 18-19 веков и позже. Известные мессы Моцарта рубежа 1770-1780, я имею ввиду К 337, 331 слишком малы по сравнению с этой неизвестной работой. Вообще, новая трактовка структуры этого жанра Моцарту была не свойственна. Большая месса c-moll лучшее доказательство, что Моцарт и не думал концептуально отходить от кантатности. Думается, что композитор(Пихль?) включил гайдновский Quoniam по недостатку времени например в связи с утратой оригинальной этой части и по большой любви к Гайдну. Надо сказать, что законченноя ария в этой мессе ник селу, ник городу. Явное позднее привнесение.
Я не о структуре, а о музыке и тематизме. Кантилена, изящество, отсутствие ярко выраженных народных мотивов (что у Гайдна есть даже в меcсах), легкость и юношеская страстность, а в иных местах чувственность все же ближе к Моцарту нежели более "спокойному" и уравновешенному Гайдну (несмотря на все его романтические кризисы).
Соглашаюсь с коллегой (коммент. 7). Очень похоже на правду. ИМХО, раннего Моцарта напоминает, но отдаленно, Гайдна Й. - еще меньше. И вообще, до уровня месс этих авторов (даже самых ранних Моцарта) Solemnis все же не дотягивает (также ИМХО). C Qouniam понятно, но есть ощущение, что и целые куски Benedictus где-то уже слышал, причем недавно... Денису спасибо не только за "Инкогниту", но и пополнения по части Гайдна младшОго, которые всегда на вес золота.
К комментарию 9. О какой страсности здесь идет речь? Это хороший, очень профессиональный уровень конца 18 века. Но не Моцарт. Мыслимо ли, что после к.427 и к.341 Моцарт написал бы это? Вот две вышеуказанные работы это страстность у Моцарта. Но не меланхоличное соло гобоя, по тематизму близкое к Розетти. Тематизм и мелодика Моцарта в лучших его духовных работах слишком сложны и слишком завязаны на зальцбургской трации церковной музыки еще 50-60 годов. Сравните фуги Cum sancto из нашей мессы и из к.427. Эта месса ближе к венскому вкусу конца 18 века и скорее похожа на поздние работы М. Гайдна. В частности, Символ заканчивается гомофонно. Венская традиция: такое часто встречалось позже и у Эйблера, и у Шуберта и у прочих, включая сюда и Брукнера(Большая месса ре-минор)
С Вашего позволения К341 и 427 - это не ранний Моцарт, а я глаголил о раннем. Кстати, но это уже к слову, раннее К222 хоть и не месса, а с этими сочинениями поспорит. Это я к тому, что этот офферторий тоже не в русле соседних сочинений, хотя и в традициях Эберлина.
КСТАТИ, КОЛЛЕГИ, А КТО БОГАТ НА ДУХОВНОГО ЭБЕРЛИНА? А то я кажись слышал только один - два опуса... .
Осталось ознакомиться с духовной музыкой Пихля, чтобы можно было судить увереннее... Но где ж взять! Авторы буклета среди возможных авторов называют также Ф.К.Брикси. Вот его мессы я уже выкладывал: http://intoclassics.net/news/2010-03-27-15078
К 15 и 17. Позволю не согласиться. Если под ранним Моцартом считать 60-серед. 1775, то он пишет в стиле, отчасти противоположном стилю этой месса. И мелодика у Моцарта иная. Слушал вчера вечером гениальную литанию к.195 с Арнонкуром. Там великолепная ария в Agnus и она ни в какое сравнение не идет с Benedictus из нашей мессы, хотя он очень хорош и мастерски написан. И в этой литании, и в к.243 Моцарт крайне напряжен и траматичен. Это скрытый трагизм, скрывающийся под пологом шикарной оркестровки и потрясающего гармонического и мелодического письма. Трудно поставить Мессу даже с этими произведениями. Если говорить о еще более ранних работах, вроде "Мессы святой Троицы, Мессы Сиротского дома, к.66 и коротких месс, то это позднебарочная традиция с иным взглядом на оркестр и построение частей. В нашей же мессе трактовка оркестрового письма на уровне 1780 годов, да позже она бедной золушкой не казалась бы. Мелодика-тоже зрелая классическая, хоровое письмо тоже явно отличное от барочного. Я имел ввиду, что ранняя духовная музыка Моцарта опирается на Эберлина, а предполагаемая месса Пихля написана в одном русле (с оговорками, конечно) с мессами Йозефа Леопольда Эйблера.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".