Предлагаю всем послушать "Планеты" Холста в чудесной трактовке Невилла Марринера. Даже воинственный Марс у него звучит мягко и не так зловеще, как обычно, а всё остальное - запредельно волшебно. Также в программе английские симфонические хиты - "Зелёные рукава" и Сюита на темы Английских народных песен Воана-Уильямса, Торжественные и церемониальные марши и Серенада Элгара, Идиллия Баттерворта, "Каприоль-сюита" Питера Уорлока и "Кукушка" Делиуса. Исполняют маэстро Марринер, королевский оркестр Концертгебау и Академия Св. Мартина в полях
Холста, очень интересного на самом деле британского композитора первой трети прошлого века, мало кто воспринимает в качестве музыкального гения на все времена, но известность его "Планет” (1914-1916) оказалась на редкость стабильной - сюита числится среди самых известных симфонических хитов. Изысканность музыкальной формы, красота оркестровки, мощь и богатство образов этого монументального произведения до сих пор вызывает у слушателей настоящее эмоциональное потрясение, а язык сюиты, ненавязчиво претворяющий самое "вкусное”, что можно было отыскать на рубеже XIX-XX веков в австро-немецкой, французской и русской музыке - от Вагнера до Дебюсси и Стравинского, обаятелен, внятен и неукоснительно производит впечатление. В сюите 7 частей - по числу планет солнечной системы. Освоением космоса, впрочем, Холст интересовался мало - его "парад планет” отсылает скорее к традициям европейской астрологии (и заодно и к античным мифам), чем к "звездным” наукам. Даже порядок планет в его сюите от астрономического отличается - хотя он все-таки счел нужным посвятить отдельные части "новым” планетам - Урану и Нептуну. Первая часть сюиты 'Марс, вестник войны' - милитаристский марш с громыханием ударных, подражающих военным барабанам и резкими звуками медных. 'Венера, вестник мира' - более лирична, как и положено мирной пасторали с отзвуками неги и любовного томления. 'Меркурий, крылатый посланник' полон юмора и ехидной скерцозной энергии. Четвёртая часть 'Юпитер, приносящий радость' - вдохновенный патриотичный гимн. 'Сатурн, вестник старости' навевает мысли о смерти, приближающейся тихо, но неуклонно. Шестая часть 'Уран, волшебник' рисует картины шабаша или вакханалии, напоминающие образы 'Фантастической симфонии' Берлиоза или 'Ученика чародея' Дюка. Загадочно-атмосферный финал сюиты - 'Нептун, мистик' наполнен звуковыми мерцаниями, плывущими сквозь время и пространство
Торжественные и церемониальные марши, Op. 39 - серия маршев для оркестра, сочинённая Элгаром с 1901 по 1930 год. Марш № 1 Ре мажор (1901г.) содержит в качестве главной темы известную английскую мелодию 'Страна надежды и славы'. Марш № 4 Соль мажор (1907г.) знаменит тем, что 1940 году на его музыку А.П. Герберт положил слова «Песни свободы»
Сэр Невилл Марринер (род. 15 апреля 1924) - английский скрипач и дирижёр. Учился в Королевском музыкальном колледже в Лондоне и в Парижской консерватории (класс скрипки Рене Бенедетти). Как скрипач выступал с Лондонским филармоническим оркестром и Лондонским симфоническим оркестром, работал с Тосканини, Фуртвенглером, Караяном. Изучал дирижёрское искусство у Пьера Монтё. В 1959 году создал камерный оркестр современных инструментов «Академия Святого Мартина в полях» и записал с ним множество произведений.
Зелёные рукава (англ. Greensleeves) - английская песня, известная с 16го века. Дважды упоминается в произведениях Уильяма Шекспира, в том числе в комедии «Виндзорские насмешницы». Название песни отражает прозвище неверной возлюбленной, к которой обращается автор. Считается, что зелёные рукава могли являться атрибутом одежды куртизанок в средневековой Англии. В Кентерберийских рассказах зелёный цвет упоминается как «цвет лёгкости в любви», поскольку после «свободной любви» на одежде девушки оставались пятна от травы. Эту мелодию и использовал Воан-Уильмс в своей оркестровой фантазии в качестве темы для вариаций. Мелодии популярных народных песен ("Семнадцать будет в воскресенье", "Мой Бонни", "Сбивая утреннюю росу") звучат и в известной оркестровой сюите 1923 года
Появление Эдварда Элгара стало переломным моментом в английской музыкальной жизни, значительным образом сломав шаблон Британии как «страны, лишенной музыки». Теплая и пасторальная Серенада для струнных написана 32-летним Элгаром в момент наслаждения медовым месяцем. «Благодарю, Господи, за нежную жизнь с моей нежнейшей женой», написал Элгар в своем дневнике. Влюбленное настроение композитора через его музыку, если захотите передастся и вам
Джорду Баттерворту (1885-1916) - своему другу композитору, погибшему в Первой мировой, Воан-Уильямс посвятил Лондонскую Симфонию. Идиллия Баттерворта "Берега Зеленой ивы", была исполнена на премьере симфонии 27 марта 1914 года
Филипп Хиселтайн (1894-1930) - англо-валлийский композитор-мистификатор, выступавший под псевдонимом Питер Уорлок. Прославился он как исследователь и знаток старинной музыки, и не случайно, что самое известное его сочинение - сюита на темы танцевальных мелодий XVI века "Каприоль" (1926) из знаменитой "Оркесографии, или Трактата в форме диалогов, по которому все могут легко освоить и практиковать частные занятия танцами" Жана Табуро, опубликованного в 1588 году и перепечатанного по-английски уже в ХХ веке. Музыка сюиты невероятным образом сочетает в себе архаику и современное звучание и до сих пор привлекает к себе внимание свежестью и мелодичностью.
Фредерик Делиус (1862-1934) был одним из первых английских композиторов, обратившихся к национальным источникам. Пейзажная звукопись его известной оркестровой пьесы "Слушая первую кукушку весною", навеяна образами английской природы, проникнута тёплым, задушевным лиризмом и отличается красочным импрессионистким колоритом
Ральф Воан-Уильямс (1872-1958) Фантазия для оркестра на тему песни "Зелёные рукава" (1934) (4.25) Сюита на темы Английских народных песен (1923) I. Seventeen Come Sunday (3.20) II. My Bonny Boy (3.18) III. Folk Songs from Somerset (3.51)
Эдвард Уильям Элгар (1857-1934) Серенада для струнного оркестра, op.20 (1889) I. Allegro piacevole (3.18) II. Larghetto (6.03) III. Allegretto (2.35)
Джордж Баттерворт (1885-1916) "Берега Зелёной ивы", идиллия для оркестра (1914) (6.03)
Питер Уорлок (1894-1930) "Каприоль", сюита на темы танцевальных мелодий XVI века (1926) I. Basse-danse (1.36) II. Pavane (2.11) III. Tordion (1.06) IV. Bransles (1.59) V. Pieds-en-Fair (2.25) VI. Mattachins (1.01)
Фредерик Делиус (1862-1934) Слушая первую кукушку весной (1912) (5.43) Прогулки по Райскому саду (8.44)
Оркестр 'Академия Святого Мартина в полях' дирижёр сэр Невилл Марринер
Поговоркку о том, что Англия - страна без музыки, наверняка запустили немцы. Это было не совсем так даже в 19 в., - много отличной музыки у Парри, Станфорда, Салливена - а в 20-м и подавно.
В теме об эстраде была предложена теория о том, что народная музыка по сути является эстрадой. Так что многие из представленных здест произведений можно считать эстрадными.
Я даже употребил выражение симфонический хит. Так что отчасти разделяю ваше мнение, коллега Кстати, как вам Планеты (праобраз 'Звёздных войн')? Интересно, что у нас их вобще не записывают. По крайней мере, я не слышал с русскими оркестрами Больше всего люблю, конечно Караяна - хотя некоторые счиатют, что он переусердствовал, особенно в Марсе - видимо вспомнил что-то своё ..арийское
Спасибо! "Планеты".и "Марс", в частности-чуть ли не лучшее мэйд ин Ингленд. Хотя Серенада Элгара-тож шедевр. Мени писня про кукушку дуже сподобалась! вспомнил одного хориста-он всю музыку "песнями" называл. Но, слушая Делиуса подумал-это ж прямой путь к музыке Голливуда...пару лет назад попал в филармонию на концерт фестиваля амер. музыки, и лучшее, что звучало-музыка к "Звёздным войнам". И всё в таком стиле-слушать это долго-вывернуть скулы от зевоты. Американский дирижёр был, видимо убеждён, что он играет лучшие произведения своей страны. Пели очень посредственные (их) певцы. А я думал-на какой туфте люди делают свои миллионы-музыка, примитивная до безобразия, надранная откуда только возможно-от Чайковского до "Тома и Джерри". Тупое довольство миллионеров, скажете Вы? Простите за оффтоп, англичане навеяли...
Я Марс, то есть тьфу - все Планеты люблю - удивительно красивая музыка
Путь к Голливуду не только англичане прокладывали - австрийцы тоже ещё начиная с Малера с его поппури, Корнгольд даже с помощью голливудских приёмов свой знаменитый концерт написал, или вот недавняя музыка к Гарри Поттеру тоже шедевр, есть интересные саундтреки, хотя я их присутствие в классических концертах не приветствую...Но вот Штрауса же играют вовсю, или, например пианисты-виртуозы отдолбят программу - по сути тот же Голливуд, из любой музыки можно пустышку сделать)
Этот альбом как-то попал у меня в ротацию в плеере) Это большая честь,кстати Олег,вы замечательный Спасибо! З.Ы. Надо послушать Караяна,вы же рекомендуете З.З.Ы. Удивительно,что Марс нравится не больше других(а ведь должен?) З.З.З.Ы. Элгар просто бесподобен - вот бы нам гимн в таком качестве!
Караян тут. Мощная запись. Вспомнил видимо буйную молодость.. и Люфтваффе http://intoclassics.net/news/2009-10-15-9842 Из Планет нравятся все части, кроме Сатурна и Урана. А Юпитер тоже что то вроде гимна, даже на каких то мероприятиях исполняют
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".