Он родился в Румынии, музыкальное образование получил в Берлине. Уже в юности музыкальная одаренность высокого, черноволосого, стройного и элегантного музыканта привлекли к себе внимание и любовь публики; зато его взрывного темперамента нередко побаивались музыканты. Звездный час дирижера настал в 1946 году, когда он стал главным дирижером Берлинского филармонического оркестра (заменив на этом посту своего кумира Вильгельма Фуртвенглера, которому временно было запрещено выступать в ходе денацификации). В 1952 году Фуртвенглер вернулся на этот пост, а в 1957 году, по решению оркестра, его сменщиком стал не Челибидаке, а Герберт фон Караян. Этот выбор, по мнению многих обозревателей, "травмировал" Челибидаке на всю оставшуюся жизнь. Вражда между сторонниками музыкальных концепций и просто личностей Челибидаке и Караяна сохраняется до сих пор. Обиженный Челибидаке демонстративно избегал Берлин и Вену, дирижировал прежде всего в романоязычных и скандинавских странах, и со временем даже превратился в своеобразного "единоличного оппозиционера" всему прочему музыкальному миру. Серьезная приверженность Челибидаке дзен-буддизму добавляет загадочности его творчеству. Как ни удивительно, но искуcство дирижера, сознательно избегавшего студийной работы и отрицательно относящегося к звукозаписи вообще, оказалось представленым в концертных записях довольно обширно. В данной выкладке представлены записи раннего периода (1959), сделанные на концертах Миланского симфонического оркестра. Здесь нет никакого затягивания темпов, которое позднее вызывало неприятие многих критиков. Спустя полвека записи симфоний Брамса под управлением С. Челибидаке передают слушателям музыкальную энергию, электризовавшую концертные залы.
alyoshaдобавил ссылку на flac-записи:
Johannes Brahms
CD 1
1.-4. Sinfonia N. 1 c-moll Op. 68
CD 2
1.-4. Sinfonia N. 2 D-dur Op. 73 5.-8. Sinfonia N. 3 F-dur Op. 90
Полное название оркестра: Orchestra Sinfonica di Milano della Radiotelevisione Italiana. Слышал я критические отзывы об итальянских оркестрах вообще. Кондрашин рассказывает, как в Неаполе бледный администратор уговаривал его не делать замечаний гобоисту, т. к. "он главарь мафии". Но у Кондрашина всё получилось, а у Челибидаке тем более. И ведь полвека прошло, если и есть оркестр, состав его поменялся несколько раз.
Брамса много на сайте, в разных исполнениях. Вариации и фугу на тему Генделя будем искать. Что касается Челибидаке, я к нему подходил с опаской. Шехеразаду в его исполнении не хватило терпения дослушать до конца. Особенно много разговоров про его Брукнера. И без того большие симфонии звучат не на 2 минуты, а на все 20 дольше. Но это относится к позднему периоду , когда Ч. работал с Штутгартским оркестром.
Я мало слышал Челибидаке, но , наверное, странный был дирижёр, если надо предупреждать - это, мол, не "поздний Челибидаке", а "ранний", не бойтесь! Я вот на днях слушал Реквием Моцарта - с интересом и удовольствием, но от темпа Конфутатиса пришёл в полное недоумение!
А я себе не могу простить, что не пошёл на него в Киеве где-то в конце 70-х-приезжала, кажется, Баварская опера и привозили "Электру" и "Саломею" и Челибидаке дирижировал, а я был юн и мне было всё равно. Причём, помню, вышел из театра немецкий господин(явно, из администрации), попросил прикурить, любезно поблагодарил и предложил войти, послушать. А я отказался. Так я "познакомился " с искусством Челибидаке. Но шума было много в городе (восторженного).Вариации на тему Генделя у меня есть , выложу. Серкин устроит?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".