В симфоническом наследии Моцарта есть своя вершина. Это знаменитая триада 1788 г. В предельно краткий срок великий художник создает грандиозный цикл, достойно венчающий его симфонический путь. Светлая и восторженно лучезарная ми-бемоль мажорная симфония была завершена 25 июня; через месяц появилась на свет элегическая соль-минорная симфония — предвестник романтических настроений в музыке XVIII в.; и, наконец, 10 августа были дописаны последние такты гениального „Юпитера". „В этих трех симфониях, — пишет Б. Асафьев, — Моцарт выразил все характерные черты стиля и мышления, как своего, так и своей эпохи, и приготовил путь Бетховену. В них нашел свое воплощение образ Моцарта — гуманиста, художника предреволюционной эпохи с его непоколебимой верой в жизнь, художника, еще не созревшего до активной борьбы, но уже познавшего сложность общественных отношений и неизмеримые богатства человеческой души". Моцарт предполагал исполнить всю триаду в одном симфоническом концерте. Однако услышать свои последние оркестровые шедевры композитору не удалось. Лишь после его смерти симфонии 1788 г. (как, впрочем, и многие другие моцартовские сочинения) были с огромным успехом исполнены и вскоре завоевали любовь миллионов слушателей.
СИМФОНИЯ № 39, МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР (1788) L Adagio. Allegro. II. Andante. III. Allegretto. IV. Allegro
Ми-бемоль мажорная симфония — грандиозная интродукция всей симфонической триады. Не случайны в ней многие черты пролога: „укрупненность" тематического материала, преобладание широких мазков, величавость, ясность и определенность замысла... Всем этим подчеркивается „заглавное" положение симфонии в цикле. Отсюда, очевидно, и тот максимально „укомплектованный" состав оркестра, который здесь использован; в партитуру введены литавры, трубы и даже кларнеты (Гайдн применит кларнет лишь в последних Лондонских симфониях, т. е. спустя 6—7 лет после создания моцартовской триады). Открывает симфонию пышное вступление. Оно разворачивается неторопливо и степенно. Полнозвучные призывные аккорды сменяются безмятежным пением струнных и осторожной поступью деревянных духовых. Постепенно подготавливается переход к собственно I части. Правда, само начало Allegro не вносит разительного темпового контраста, как это бывает, скажем, в симфониях Гайдна. Основная его тема лишена активности; в ней нет и напряженного волевого заряда. Это — типично пасторальная мелодия с некоторым оттенком вальсовости. Внезапно атмосфера разряжается. Словно перекликаясь с музыкой вступления, активно звучат ликующие возгласы всего оркестра. Казалось бы, опять устанавливается настроение героической готовности. И вдруг — неожиданно выплывает на поверхность плавная женственная тема... Так строится и в дальнейшем вся I часть: „воинственные" эпизоды сменяются пасторальными, драматические фрагменты — нежными, акварельными зарисовками . .. Эмоциональный строй величественного Andante далек от приемов чисто внешнего контраста. Взволнованную, широкого дыхания тему дважды прерывают эпизоды, исполненные патетики и внутренней взрывчатой силы. И каждый раз проходя, они оставляют заметный след; даже в сравнительно спокойных фрагментах ощущаются отголоски отгремевших „бурь". С импозантными образами I части перекликаются начальные такты менуэта. Размашистая, упругая тема часто уступает место незатейливым оборотам, кокетливым „приседаниям". А в трио простоватую мелодию (она напоминает деревенский вальс) с напускной серьезностью излагает кларнет, да передразнивающая его флейта: им „неуклюже" подыгрывают валторны ... Финал —самая лучезарная, самая живая часть во всей симфонии. Смеющиеся пассажи флейт и фаготов, переливчатые рулады скрипок, острые выпады валторн и труб — все кружится, перекликается, кипит. Стремительный вихрь, финала словно перечеркивает раздумья и героику I части, патетику Andante, напыщенность менуэта и безоговорочно утверждает в качестве конечной цели и итога всего произведения молодой задор, кипучий бег жизни, шутку и веселье.
СИМФОНИЯ № 40, СОЛЬ МИНОР (1788) 1. Molto allegro. И. Andante. III. Allegretto. IV. Allegro assai
В созвездии трех симфоний соль-минорная занимает место своеобразного лирического интермеццо. Слегка подернутая дымкой меланхолии, она по своему романтическому настроению стоит особняком в творчестве Моцарта. Недаром ее часто сравнивают с романом Гёте „Страдания молодого Вертера". Будучи современниками, эти произволения в известной степени отразили ту степень повышенной эмоциональной возбудимости, с которой реагировали наиболее чуткие представители интеллигенции гого времени на бурные исторические перипетии века просвещения. I часть симфонии начинается непосредственно с изложения основной темы -- трепетной, взволнованной, с оттенком скорби. Традиционного классического вступления здесь нет. Нельзя переоценить столь смелого шага, вызванного исключительностью эмоционального подтекста музыки Лишь в разработке волнение усиливается. Заключительные страницы вновь наполнены тихой грустью и лирической мечтательностью ... II часть спокойна и задумчива. Постепенно из начальной темы, внутренне уравновешенной, но внешне построенной на волнообразном мелодическом движении, выделяется „порхающий" мотив струнных. Вскоре он становится главенствующим. Новая (третья) тема Andante полна нежности и легкой печали. Развитие всех тем привносит черты волнения и тревоги. Но возвращение к начальному эпизоду вновь закрепляет настроение глубокой сосредоточенности. Менуэт соль-минорной симфонии, почти лишенный танцевальности, превращен Моцартом в наиболее строгий и собранный фрагмент цикла. Лишь в трио более отчетливо проступают элементы великосветского танца. Финал перекликается по характеру образов с I частью. Правда, драматическое начало выражено в нем с большей силой. Благодаря стремительному движению и лаконичной форме, финал носит характер объективного повествования. Это можно утверждать даже несмотря на некоторую нервозность и порывистую мятежность его музыки.
СИМФОНИЯ № 41 („ЮПИТЕР"), ДО МАЖОР (1788) I. Allegro vivace. II. Andante cantabile. III. Allegretto. IV. Molto allegro
Монументальная до-мажорная симфония — самое масштабное симфоническое произведение XVIII в. Благодаря величественности замысла и эпической стройности всей композиции она получила название „Юпитер", прочно за ней закрепившееся. В противовес соль-минорной симфонии — этому обаятельному лирическому монологу — партитура „Юпитера" поражает мужественным оптимизмом и торжественной приподнятостью. Кроме того, драматургический план симфонии несколько необычен: центр тяжести всего произведения перемещен в финал. Это придает циклу особую образно-психологическую определенность и цельность. Начало I части сразу создает настроение светлой, ничем не омраченной радости. Правда, две грациозные, удивительной красоты и обаяния темы (скрипки) временно отодвигают развитие музыки в сторону мечтательно-спокойных, „недейственных" эмоций. Но оба раза вслед за их изложением с новой силой утверждается лапидарный мотив, интонационно близкий начальным фразам I части. Интересно, что все темы решительного, волевого характера одновременно несут на себе отпечаток типично моцартовской мягкости и благородства. Им совершенно чужд „воинственный" пафос. Главное в подобных темах — жизнеутверждающее, созидательное начало, спокойствие и уверенность. II часть — вдохновенная лирическая импровизация. В трепетных мелодических оборотах, полных очарования и редкой красоты, нет ни тени волнения. Музыка Andante отличается душевным равновесием, одухотворенностью и поэтичностью ... В менуэте более всего впечатляет подвижность и легкость мелодического рисунка. В крайних его разделах нет ничего от жеманного придворного танца. Зато в трио ощутимы танцевальные черты, то кокетливые, то парадно-торжественные ... Финал „Юпитера" — блестящий пример поразительного мастерства Моцарта, особенно в области полифонии. Основная тема финала (начальная четырехзвучная попевка) заимствована композитором из средневекового песнопения. Однако для Моцарта эта „цитата" является лишь конструктивным материалом, на основе которого постепенно разворачивается грандиозная музыкальная панорама. Калейдоскопическое сплетение тем поражает своей легкостью и прозрачностью. Обилие музыкальных образов, их постоянное взаимодействие и взаимообогащение, насыщенная оркестровая палитра делают финал кульминационной вершиной всего произведения. В.С. Фомин. Из книги "Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель". Ленинград, 1967.
W.A. Mozart (1756-1791) Symfoni nr. 39 i Ess-dur, K. 543. Symfoni nr. 40 i g-moll, K. 550. Symfoni nr. 41 i C-dur, K. 551 "Jupiter".
Anima Eterna. Dirigent: Jos van Immerseel.
Fra Neuhaussaal i Regensburg 24. mai 2010
Anima Eterna - оркестр, который был основан Йос ван Иммерселем в 1987 году, базируется в Брюгге. В зависимости от репертуара (который колеблется от Монтеверди до Гершвина), он насчитывает от 7 до 80 музыкантов.
MP3/320 06 - Jos van Immerseel .rar 216.1 МБ скачать:
files.mail.ru/L8Q5JNL8Q5JNL8Q5JNL8Q5JNL8Q5JNXX
|