Шарль Гуно - автор знаменитого "Фауста", в молодости написал две вполне неплохие симфонии, музыка которых привлекает поэтической цельностью выражения, естественностью музыкального языка, полного галльского остроумия и очарования. Гуно привносит в инструментальную музыку элементы оперного жанра, что для француза неудивительно. Это придаёт симфониям оригинальный оттенок театральности. Возможно, если бы не увлечение оперой и религией, Гуно со временем стал бы одним из лучших французских симфонистов. Симфонии были окончательно закончены Гуно в 1855 году, но большей известности не получили из-за безразличного отношения тогдашней французской публики к симфоническому жанру. Заново эти гармоничные образчики французкого симфонизма были открыты лишь в 50х годах XX века и сейчас с успехом исполняются
Первая симфония до-мажор (1843) продолжает традиции позднего Моцарта, отчасти Гайдна - не случайно композитор присвоил ей неофициальный заголовок "Гайдновская". Традиционная классическая форма в симфонии 25-летнего Гуно представлена с французской ясностью и точностью. Первая часть открывается полётной темой, играемой скрипками. Вторая часть симфонии - марш, начинающийся в мрачноватом в ре миноре, затем трансформируется в менее зловещий си-бемоль мажор с разработкой в форме фуги. Скерцо - элегантный менуэт с контрастным трио в народном деревенском стиле (как раз напоминающем о Гайдне). Финал написан в типично моцартовском духе. Интересно, что Жорж Бизе познакомившись с симфонией Гуно сделал её переложение для фортепианного дуэта, и видимо именно она послужила примером для его известной симфонии до-мажор
Вторая симфония ми-бемоль мажор (1855) - более амбициозная и драматичная работа, в ней чувствуется влияние раннеромантического стиля Бетховена. Первая часть симфонии отличается многоплановостью и богатством. Начинается она с медленного Адажио, перерастающего в весёлое сонатное Аллегро. Медленная часть - Ларгетто написана в характере неспешного лирического гимна. Контрастные эпизоды Скерцо явно навеяны бетховенскими образами. Финал, с его деликатной темой первых скрипок, деревянных духовых и торжественными игристыми звучаниями, носит характер оперной элегантности, возвращающий нас из инструментальной музыки в мир французской комической оперы
По настоянию оперного антрепренера, и в угоду парижской публике, обожающей зрелища, Гуно включил в сценарий оперы "Фауст" (1869) развернутую балетную сцену "Вальпургиева ночь". Она представляет собою ряд дивертисментов фантастического характера: Мефистофель соблазняет Фауста картинами роскоши и оживляет известнейших красавиц прошлых веков - Клеопатру, Елену, Фрину. Перед Фаустом танцуют грациозные троянские девушки и нубийцы
Исполняют дирижёр Невилл Марринер и оркестр "Академия Святого Мартина в полях", 1997год
Charles Gounod (1818–1893)
2 Symphonies · Faust Academy of St Martin in the Fields Sir Neville Marriner
Symphony No. 1 in D (1843-54) I. Allegro molto (6:37) II. Allegro moderato (3:40) III. Scherzo. Non troppo presto (5:52) IV. Finale. Adagio - Allegro vivace (9:42)
Symphony No. 2 in E flat (1855) I. Adagio - Allegro agitato (8:37) II. Larghetto (8:57) III.Scherzo. Allegro molto (4:48) IV. Finale. Allegro, leggiero assai (8:39)
Faust Ballet Music (1869) i. Les Nubiennes, Valse (2:30) ii. Adagio - animato (4:08) iii. Danse antique (1:25) iv. Variations de Cleopatre (1:45) v. Les Troyennes (2:49) v. Variations du miroir (1:57) vii. Danse de Phryne (2:46)
Ничего, значит есть время ознакомиться с другими французскими симфониями первой половины 19 го века - есть интереснейшая вещь Эрнеста Рейера Ода-симфония "Селам" 1850 года - очень оригинальная, в пяти картинах, с ориентализмамии, Берлиоз хвалил
Нет, есть классицизм неплохой - Госсек, Довернь,Обер, Ледюк, Даво, Мегюль, Плейель, Девьен (правда Гайдн с Моцартом всё же круче). Потом Берлиоз с четырьмя программными симфониями, Фелисьен Давид с Пустыней, упомянутый Рейер, Бизе, Гуно, Луиза Фарран, Сен-Санс, Франк, Лало, Дюка, Шоссон, поздние романтики из школы Франка (наиболее интересны пятеро - Венсан д’Энди, Альберик Маньяр, Луи Вьерн, Жозеф Ги Ропарц и Шарль Турнемир), потом 20й век - Морис Эммануэль, Флоран Шмитт, модернисты - Руссель, Онеггер, Мийо, Кёклен, Соге, Дютийе симфонии писали, и так кое-кто по мелочи
Да, забыл. Есть юношеская симфония Клода Дебюсси (1880), написанная им во время пребывания в России. В дальнейшем Клод интереса к симфонии не испытывал, хотя его знаменитое "Море" было воспринято критиками именно как трёхчастная симфония. Равель тоже формально симфоний не писал, тем не менее в списке его сочинений таковая значится - хореографическая симфония "Дафнис и Хлоя" (1913) - жанр нашедший последователей, например в творчестве Шарля Турнемира
Мерлезонский балет - 17 век. Да, пожалуй, Вам стоит оформить Ваши комментарии как книгу. Доработать и потянет на неплохое исследование. Только анализ формы - тут поаккуратнее.
При проигрывании получается сбой на первом же треке в районе где-то после 1 минуты. Проигрывал на разных плеерах. Не подскажите в чём причина? Может ошибка в рипе?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".