Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 18:12
Главная страница » 2011»Январь»8 » Антонин Дворжак - Симфония №9 «Из Нового Света» - Кливлендский симфонический оркестр, дир. Джордж Сэлл
Антонин Дворжак - Симфония №9 «Из Нового Света» - Кливлендский симфонический оркестр, дир. Джордж Сэлл
19:31
Зима - весна 1893 г. - в США великий чешский композитор создает свою девятую симфонию. Симфонию которая станет одним из лучших образцов мировой музыкальной культуры. Еще в Чехии Дворжак знакомится с книгой Лонгфелло «Песнь о Гайавате». С этой книги он проявит интерес к неизвестной ранее культуре. Именно её самобытность и разнообразие поразят и очаруют великого чеха. Позже он скажет: "В негритянских мелодиях Америки я обнаружил все, что требуется для создания значительной и прекрасной школы музыки. Они патетичны, нежны, страстны, меланхоличны, торжественны, религиозны, дерзки, радостны, веселы, и вообще могут быть в любом характере. Это музыка, подходящая любому случаю и способная выразить любое настроение" ("Нью-Йорк Геральд" май 1893 г.). А пока, Дворжак был призван на американскую землю в качестве пророка и создателя национальной композиторской школы в США. И неожиданно для всех обнаружил предпосылки к её созданию в народной негритянской музыке. Доказательством правоты Дворжака как раз и послужила Девятая симфония. Необычная мелодичность тем, острые, упругие ритмы, неповторимые интонации негритянских и индейских мелодий, спонтанный характер и баланс всех этих элементов - дали возможность Дворжаку создать произведение которое доказало его правоту. Несмотря на столь яркое и значительное влияние новых впечатлений, Дворжак так и остался Дворжаком , поэтому в этом произведении, как в капле воды, видны основные черты композиторского стиля.
Из-за сумрачного медленного вступления цикл приобретает черты эпичности. Однако за вступлением следует стремительное Allegro построенное на контрасте активной (первая) и лирической (вторая и третья) тем. Уже во второй теме, мотивно и ритмически родственной американским мелодиям проявляется связь с чешскими народными наигрышами. Такое же явление наблюдается и в третьей теме, которая напоминает «американизированную» польку. Прелестная простота и ясность тем отнюдь не упрощают содержание симфонии. Её развитие насыщено динамичностью и драматизмом. Вторую часть, навеянную образами «Песни о Гайавате», можно считать лирико-философским центром симфонии. В неторопливо разворачивающейся проникновенной, непередаваемо прекрасной мелодии Дворжак выражает и эпические образы индейских легенд, и тоску по Чехии, разлуку с которой он остро переживал. Середина части - более подвижна и встревоженная, построена на интонациях тоскливых зовов. Средний раздел - это авторский монолог, личностное высказывание. Именно по этому, музыка второй части выходит за рамки иллюстративного следования эпизодам поэмы Лонгфелло.
На третью часть композитор возлагает двойную функцию. Она является как продолжением единой линии драматического развития, чему способствуют интонационные связи с предыдущими частями и холодновато-тревожный характер музыки, так и выполняет функцию драматургического отступления перед финалом. Скерцо - самая «европейская» часть по характеру звучания. Не смотря на отголоски драматизма первой части и середины второй, за счет присутствия жанрового (то есть танцевального) начала происходит смягчение этих образов. Кульминационная точка цикла - финал. Суровый, решительный, бескомпромиссный характер темы задает тон всей части. Именно в финале Дворжак ярко раскрывает свой талант симфониста: все развитие финала происходит «на одном дыхании», мотивные преобразования органично вплетаются в сквозное развитие, усиливая тем самым динамизм части. Обобщающий характер финала проявляется из-за «стяжение» интонаций тем предыдущих частей. Это подлинным итог цикла - резюмируя тематический материал симфонии и сплавляя его в органическом единстве он переводит этот материал в «новое состояние». Теперь национальная принадлежность тем отходит на второй план, подчиняясь главной идее — идее объединения.
Спустя 4 года после премьеры Девятой симфонии, 7 июня 1897 г. в Будапеште родится мальчик, чье имя войдет в историю музыки, как имя выдающегося дирижера одного из лучшего в мире оркестра - Кливлендского Симфонического Оркестра. Но намного раньше, а именно в 1914 году, Селл дебютирует в Берлине, а до 1916 будет являться вторым дирижёром оперного театра «Королевские зрелища» в Берлине. Дальше будут Прага, Дармштадте и Дюссельдорф, пока в 1924 году он не возглавит оркестр Немецкой государственной оперы. В 1929 году станет генеральмузикдиректором Немецкой государственной оперы, а с 1932 года будет дирижировать лучшими оркестрами Европы. При этом являясь профессором Высшей школы музыки в Берлине и Немецкой академии музыки в Праге. В 1946 году Селла приглашают в Кливленд возглавить Кливлендский Симфонический Оркестр. Именно здесь, наконец, смогут проявиться лучшие качества дирижера — высокая профессиональная культура, умение добиваться технического совершенства и стройности исполнения, широкий кругозор. Все это помогло Селлу за короткий срок поднять уровень игры коллектива на большую высоту. Селла по праву можно назвать дирижером романтического склада, обладающего тонким вкусом, с гибкими темпами и выразительными rubato.
Antonín Dvořák - Symphony No. 9 in e minor, op.95 "From the New World" Cleveland Orchestra George Szell
Большое спасибо Сергею (nibelung), за точную дату записи: 21-22 марта 1959г.
Всем пожалуйста. Наконец-то, Олег, Вы хоть к чему-то придрались. Нельзя же в кратком описании больше двух. Я и так их уменьшал, чтобы страницу не расперло (не люблю я этого)
Очень хорошее исполнение,Сэлл всегда близок к идеальной интерпретации,за пределы допуска не выходит) Запись,кстати,тоже замечательная,времена такие были,с естественнной акустикой и ревербрацией,были сложности с количеством микрофонов,а электроники вовсе не было.Это сейчас - время стерильных студий и аудиофотошопу... appl)
Стерильность при записи оркестра практически недостижима. А то что запись "замечательная" - так это благодаря именно электронике (точнее цифровым технологиям). Посмотрите на параметры диска - ADD.
тогда ставили один стереомикрофон и несколько у групп,обычно дерево подзвучивали.Сейчас их у каждого инструмента ставят. А Ливин Стерео вообще делали на 3 микрофона,и какие записи получались!Идеал! Ремастеринг не всегда для "эффектов",просто перевод в цифру Кстати,1 и 4 Шумана у него ничем от пласта не отличается,проверил) копия и все
Кто же это интересно позволит простой перевод в цифру выдать за ремастеринг? Ремастеринг в записях классической музыки предполагает тончайший "макияж" лишь подчёркивающий красоту и скрывающий недостатки исходной фонограммы, а вовсе не его боевую раскраску. Услышать это и оценить можно только на аппаратуре соответствующего класса.
По Вашему номеру вышел на отличную дискографию Сэлла: http://fischer.hosting.paran.com/music/Szell/discography-szell.htm Теперь выяснил, что у меня есть 9-ка Дворжака 1952-го года, а у Вас запись 21-22 марта 1959-го года. А всего у него три записи (ещё 37-й есть). Буду качать.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".