Название: Страсти по Матфею Оригинальное название: Matthäus Passion - BWV 244 Год: 2005 Жанр: Концерт классической музыки Композитор: Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) (1685-1750) Режиссер: Hans Hulscher Замысел звука: Tini Mathot, Adriaan Verstijnen Редакторы: Ton Koopman, Ruud Moll Оркестр и хор: The Amsterdam Baroque Orchestra & Choir Хор мальчиков: Boys Choir of Sacraments-Church Breda Дирижер: Ton Koopman Солисты: Jörg Dürmüller (Евангелист), Ekkehard Abele (Иисус), Cornelia Samuelis (Сопрано), Bogna Bartosz (Альт), Paul Agnew (Тенор), Klaus Mertens (Бас) Язык: Оригинал - немецкий (Либретто на русском - читайте ниже)
Запись концерта состоялась 22 и 23 марта 2005 в средневековой церкви Sint-Joris города Амерсфорт (Amersfoort) в Нидерландах. Результат, без сомнения, получился утвердительный, что выражено в картинке и звуке, а также благодаря превосходным солистам.
«Страсти по Матфею» великого Иоганна Себастьяна Баха, впервые исполненные в 1727 году, заставляют зрителя сокрушаться и сегодня.
О произведении
«Страсти» Иоганна Себастьяна Баха — монументальные произведения Баха, где разыгрываемый в лицах евангельский рассказ перемежается ариями da capo на специально сочинённые поэтические тексты, хорами и хоралами. До нашего времени дошли полные версии «Страстей по Иоанну» (BWV 245) и «Страстей по Матфею» (BWV 244b и BWV 244), а также текст «Страстей по Луке». Считавшиеся утерянными «Страсти по Марку» (BWV 247) были реконструированы в XX веке. Страсти по Матфею (нем. Matthäus-Passion или Matthæus Passion), BWV 244 — музыкальное произведение И. С. Баха для солистов, двух хоров и двух оркестров, созданное в 1727—1729 годах. Полное название: Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Matthaeum. Либретто Х. Ф. Генрици (Пикандера).
Страсти, или пассион, являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха и состоят из 78 музыкальных номеров, в том числе речитативов (включая чтение Евангелия нараспев), арий, хоралов и хоров. Общая продолжительность звучания — около 3 часов. Произведение, предназначенное для исполнения за лютеранским богослужением, в наши дни чаще исполняется на концертах. Благодаря драматизированному сюжету и конкретным действующим лицам, пассионы тяготеют к опере больше, чем другие хоровые произведения Баха. Музыка «Страстей по Матфею» принадлежит к вершинам творчества композитора.
История написания
Пассионы Баха, или страсти — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения в Великую пятницу в церквях св. Фомы и св. Николая в Лейпциге. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» полностью дошли до наших дней.
За годы службы кантором Бах более двадцати раз исполнял «Пассионы», как свои, так и других авторов, приноравливаясь к возможностям лейпцигских певцов и музыкантов. Они исполнялись в пятницу страстной недели попеременно в двух церквях. Богослужение начиналось около двух часов дня, сначала пелись хоралы, шла первая часть «Страстей». Затем, после пяти часов, исполнялась, тоже вместе с хоралами, их вторая часть.
«Страсти по Матфею» И. С. Баха были впервые исполнены в церкви Св. Фомы (нем. Thomaskirche) в Лейпциге в Великую пятницу (11 апреля) 1727 года [1] в церкви св. Фомы. К 1736 году Бах переработал их, исполнив вновь 30 марта 1736 года, использовав на этот раз два органа для инструментовки. Последний раз «Страсти по Матфею» исполнялись Бахом, по-видимому, в 1749 году.
Структура
«Страсти» писали многие композиторы конца XVII века. Как и другие пасхальные оратории эпохи барокко, «Страсти по Матфею» в постановке Баха передают текст глав 26 и 27 Евангелия от Матфея в немецком переводе Мартина Лютера в виде обычного речитатива, в то время как арии, хоры и хоралы представляют поэтические переосмысление событий, изложенных библейском тексте, и дают представление о чувствах главных героев в виде лирических монологов. Из деятельности Баха в качестве кантора в церкви св. Фомы вытекали две особенности его постановки «Страстей». Во-первых, использовалось два хора, как и в мотетах, которыми обычно начинались воскресные службы. Во-вторых, интенсивно использовались традиционные четырехголосные хоралы — как между ариями, так в качестве хоральных мелодий (лат. cantus firmus) в больших полифонических номерах, например, в «O Mensch, bewein dein’ Sünde groß» в заключительном хоре первой части (та же музыка используется и в «Страстях по Иоанну» Баха) и в начальном хоре «Kommt, ihr Töchter, helft mir Klagen», в котором «soprano in ripieno» венчает огромный нарастающий драматизм полифонического и гармонического напряжения, при исполнении стихов хорала «O Lamm Gottes, unschuldig».
Повествование текста Евангелия исполняется тенором «Евангелиста» в форме сухого речитатива в сопровождении генерал-баса («basso continuo»). Солисты исполняют роли различных действующих лиц, также речитативом: кроме Иисуса, есть также реплики Иуды, Петра, двух первосвященников, Понтия Пилата, жены Пилата, двух свидетелей и двух служанок, хотя они не всегда поются обязательно разными солистами. Те же действующие лица также регулярно исполняют арии (с хорами или без них). Два дуэта поются парой солистов, представляющих двух одновременно говорящих людей. Есть также нескольких мест со многими говорящими, которые поются одним или двумя хорами.
Речитативы Иисуса отличаются тем, что они всегда сопровождаются не только «basso continuo», но и струнным квартетом с использованием долгих растянутых нот, как бы проливающих неземное сияние, что создаёт эффект часто называемый звуковым «нимбом» Иисуса. Только последние слова Иисуса на Кресте, арам. Или, Или! лама савахфани? то есть: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46), поются без этого «нимба».
Возрождение интереса к музыке «Страстей по Матфею»
Впервые вне Лейпцига «Страсти по Матфею» были исполнены только 11 марта 1829 года, когда Феликс Мендельсон исполнил в Берлине сокращённую и переписанную версию с большим триумфом у публики. Посетивший концерт Гегель позже назвал Баха «великим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого только недавно вновь мы научились ценить в полной мере»[3]. Возрождение Мендельсоном «Страстей по Матфею» способствовало развитию интереса к личности и творчеству великого композитора, особенно к его большим произведениям.
В последующие годы продолжилась работа Мендельсона по популяризации музыки Баха и рост известности композитора. В 1850 году было основано «Баховское общество» (нем. Bach-Gesellschaft), основная задача которого — публикация полного академического собрания произведений Баха — была выполнена к 1900 году.
В XX веке «Страсти по Матфею» исполнялись оркестрами под руководством известных дирижёров, предлагающих различные толкования, — в частности, ими дирижировали Вильгельм Фуртвенглер, Карл Рихтер, Отто Клемперер, Герман Шерхен, Николаус Арнонкур, Густав Леонхардт, Тон Коопман, Гельмут Риллинг, Георг Шолти, Джон Элиот Гардинер, Филипп Херревеге, Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Масааки Судзуки. Либретто Пикандера (Из книги М.А. Сапонова "Шедевры Баха по-русски") вы сможете найти здесь: http://musclass.ru/libretto1.htm
Зеркало:
|