Шесть первых месяцев своей работы с Лондонским симфоническим оркестром Валерий Гергиев посвятил хитроумному миксту Стравинского с двумя другими классиками первой половины ХХ века – Прокофьевым и Дебюсси. Этот блестящий союз официально начался в январе 2007 года, хотя маэстро Гергиев и оркестр, конечно, встречались и раньше. Впервые это случилось еще в 1988 году, когда молодой маэстро показал лондонской публике совсем юных Женю Кисина и Вадима Репина. Так что участие последнего в этом концерте можно считать отголоском тех событий. Стравинский и Прокофьев всегда относились к "фирменным" композиторам Гергиева, поэтому им такое особое предпочтение, причем как дома, так и в Лондоне. Ударные номера лондонского концерта - два сочинения юбиляра Стравинского, которому в 2007м исполнилось 125 лет - Симфония в трех движениях и музыка к балету "Петрушка". Вадим Репин с невероятной идеальностью сыграл Первый концерт Прокофьева, придав мероприятию дополнительной звездности. Открытием для публики стали три фортепианные прелюдии Дебюсси, с роскошью оркестрованные современным английским композитором Колином Мэтьюсом. К слову сказать, ровно через три дня программа Лондонского концерта была повторена в Москве
ЛСО входит в самую что ни на есть оркестровую элиту, что предполагает очень уважительное отношение в первую очередь к самим себе, а потом уж к главному дирижеру. Тем более что у ЛСО помимо господина Гергиева есть еще такие знаменитости, как Колин Дэвис в качестве президента и Дэниел Хардинг с Майклом Тилсоном Томасом в качестве главных приглашенных дирижеров. Главный дирижер для них — это не верховная власть, тиран, диктатор, идол, одному движению бровей которого надо молниеносно повиноваться, а скорее такой равноправный компаньон, которого они сами себе на время выбрали. Он и репетирует с ними совсем по-особенному. Выслушивает вопросы с мест, интересуется, хотят ли они повторить еще раз то или иное место, и гораздо больше, чем со своими, говорит, пытаясь объяснить и вдохнуть в них свой магнетизм и прочую мистику, за которую, собственно, все его и любят. Лондонцы - суперквалифицированные музыканты, где каждая группа знает, как и что надо делать. К фигуре за пультом они относятся с вниманием, но без фанатизма. Все происходит очень достойно, размеренно, без суеты и неожиданностей. Соло так соло. Пиано так пиано. Форте, в том числе у медной группы, очень интеллигентное, без фирменного гергиевского надрыва. Брутальный театр "Петрушки" превращается в изысканную импрессионистскую картину. Каждый тембр - загляденье. Переключения тембров как прекрасный калейдоскоп, в котором каждая краска подана предельно ярко и выпукло. А сам маэстро дирижируя едва ли не танцует Камаринскую
Симфония в трёх движениях создана в 1945. Это пятая симфония Стравинского. Начало ее сочинения относится к 1942 году и сходно с историей возникновения балета Петрушка - замысел возник в виде фортепианного концерта, и уже созданные разделы его музыки послужили основой Симфонии, когда в 1945 году, получив заказ, композитор приступил к ее написанию. Этим, по-видимому, и объясняется наличие в партитуре фортепиано, его активная, часто солирующая роль, как и трехчастная композиция цикла, необычная для симфонии, но характерная для инструментального концерта. Это произведение зрелой мысли и неистощимого темперамента художника в новом стилистическом единстве суммирует черты всех предшествовавших этапов его творчества: оно сочетает в себе стихийную силу "Весны священной", характерность и остроту ритмов "Петрушки", мелодическую непринужденность и умиротворенную возвышенность неоклассических балетов, пластичность использования инструментов "Истории солдата", экспрессивность Симфонии псалмов. Новое в выразительности Симфонии - драматический лиризм, ранее не свойственный Стравинскому и напоминающий о том, что это произведение создано в конце Второй мировой войны. Сам композитор свидетельствует: "Симфония не имеет никакой программы, было бы напрасно искать таковую в моем произведении. Однако возможно, что впечатления нашей тяжелой эпохи, с ее стремительно меняющимися событиями, с ее крайним напряжением и, наконец, некоторым просветлением, оставили след в этой симфонии. Сущность формы в Симфонии - вероятно, более точным названием было бы "Три симфонических движения" - разработка идеи соперничества контрастирующих элементов нескольких типов. Один из таких контрастов, самый очевидный, это контраст между арфой и роялем, главными инструментами-антагонистами".
В балете "Петрушка" на фоне праздничной суеты ярмарочного гуляния развёртывается драма одушевлённых кукол - Петрушки, Балерины и Арапа, имитирующая сложные переплетения человеческих страстей. В музыкальную ткань балета вторгаются обороты уличных, площадных мелодий, поданных с подчёркнутой экспрессией и блеском.
В 1910-1913 гг. Клод Дебюсси сочинил два тома по 12 прелюдий. Их причудливые и пестрые названия обозначают не только сюжеты, а вероятней и больше всего - субъективные ассоциации, вызванные музыкальными образами или возникшие параллельно с ними. В прелюдии Дебюсси вложил опыт, полученный при сочинении таких оркестровых работ, как прелюдия к "Послеполуденному отдыху Фавна", три "Ноктюрна" и тоническая поэма "Море" – произведений, свершивших революцию в звучании оркестра и справедливо считающихся краеугольными камнями новой музыки двадцатого века. Возможность услышать фортепианные сочинения Дебюсси в оркестре выглядит чрезвычайно привлекательно. Не зря существуют многочисленные оркестровые транскрипции. В 2005 году английский композитор Колин Мэтьюс, прославившийся тем что догадался дописать к Планетам Холста "Плутона", оркестровал несколько из них
Первый скрипичный концерт Прокофьев сочинил в переломном для России 1917 году. Как писал Ойстрах, - "его никак нельзя отнести к числу выигрышных для солиста произведений. Среди благоухающей, неповторимой по своей откровенности и задушевности лиричности и тонкой поэтичности музыки этого концерта, последние звуки которого истаивают, растворяясь в беспредельной вышине, завораживая слушателя, есть и вторая часть, в которой преобладают скерцозность, гротеск, колористическая причудливость. Основную нагрузку музыкального развития несет солирующая скрипка. Прокофьев предоставляет ей право быть ведущим, доминирующим участником ансамбля. Чрезвычайно интересна новаторски использованная специфическая техника инструмента.
Валерий Гергиев, Вадим Репин, Лондонский симф. оркестр
Игорь Стравинский (1882-1971) Симфония в 3х движениях (1942-45) I. Crotchet=160 II. Andante piu mosso - tempo 1 III. Con moto
Сергей Прокофьев (1891-953) 1й концерт для скрипки с оркестром (1916-17) I. Andantino II. Scherzo. Vivacissimo III. Moderato - Allegro moderato
Клод Дебюсси (1862-1918)
Три прелюдии (1910-13, оркестровка Колина Мэтьюса) 1. Ворота Альгамбры 2. Звуки и ароматы в вечернем воздухе 3. Что видел западный ветер
Игорь Стравинский (1882-1971) Петрушка, потешные сцены в четырех картинах (1911) I. Народные гулянья на масляной. Фокус. Русская II. У Петрушки III. У Арапа IV. Народные гулянья на масляной (под вечер). Танец кормилиц. Танец кучеров и конюхов. Ряженые
13 июня 2007, Барбикан-холл, Лондон, Великобритания 1ч.44мин. Трансляция BBC Four TV c комментариями и интервью
Спасибо! С роскошью-это хорошо! Интересно, рекомендует ли кто-нибудь Гергиеву в Лондоне, что ему играть? Недавно в Киеве с оркестром Мариинки он играл 4-ю и 5-ю Малера, не был, но отзывы восторженные. У меня есть студентка, к-рая считает его лучшим дирижёром современности, и пытается его копировать-получается смешно. Просто она больше никого не застала...
С роскошью - не то слово. Даже по-моему через чур переусердствовал с литаврами и духовыми, у Дебюсси всё не так бурно Неудивительно что Гергиева студентки любят - у него харизма есть Кстати, помните я говорил, что в Симфонии в3х движениях пианист тоже нужен - здесь заметно, даже известный какой-то англичанин играет - Джон Аллен, оператор его часто показывает
Люблю Гергиева,особенно с иностранными оркестрами,спасибо,Олег! С ними он проявляет свои лучшие музыкантские качества,с нашими - часто худшие человеческие.Хотя заслуги его велики и здесь
Не то чтобы я фанатею от Гергиева (я не студентка ), но всё таки должна же быть какая-то объективная оценка его заслуг перед Родиной) А в этом репертуаре он и правда очень силён. Да и оркестр тоже..несмотря на чопорность)
Невероятная идеальность - это либо очень правильно, слишком по ученически либо проникновенно, виртурозно-напоказ и так как надо. По-моему и то, и другое. В скерцо такого жара дали, что в конце все охнули)
Да, прикольная тётя, тоже повеселила Пожалуйста! Всех с Новым годом!
Ещё один концерт той же лондонской серии докачался http://www.barbican.org.uk/music/event-detail.asp?ID=4200 Стравинский - Свадебка Дебюсси - Рапсодия для кларнета с оркестром Прокофьев - Кантата к XX-летию Октября
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".