Симфонии великого Брукнера уже давно заняли почетное место в классическом репертуаре, а вот два его единственных камерных ансамбля почему-то обходят вниманием, хотя и часто сравнивают с последними квартетами Бетховена.
Струнный квартет до-минор сочинён Брукнером во время учёбы у линцкого дирижёра Отто Кицлера в 1862 году. В квартете чувствуется влияние венских классиков - прежде всего Бетховена и романтическая линия, идущая от Мендельсона и Шумана. Наряду с этим уже заметны брукнеровские гармонические особенности - сплетение церковного и светского стилей, отголоски музыки Баха. Через неделю после завершения квартета Брукнер сочинил новый вариант финала - Рондо до минор, близкое своими темами к скерцо из 3й симфонии. Интересно, что в ещё в 1861, Йозеф Хельмесбергер - директор Венской консерватории и лидер основанного им одноименного струнного квартета, где он играл первую скрипку, просил у композитора сочинить что-нибудь камерное, видимо поэтому Брукнер и написал этот квартет, но почему-то не стал обнародовать его, вместо этого через два десятилетия написав для Хельмсмесбергера квинтет. Партитура замечательного, мелодичного, но к сожалению неопубликованного квартета была обнаружена в архивах композитора лишь в 1950 году.
Фа мажорный Квинтет (1879), написан в одно время с 5й и 6й симфонией. Сочинив его, Брукнер выполнил своё давнее обещание, данное Йозефу Хельмесбергеру 18 лет назад - написать сочинение для его знаменитого квартета. Музыка квинтета отличается близостью к монументальному стилю симфоний композитора, возвышенностью, интимностью настроения и филигранной отделкой деталей,она наделена поразительной мелодической красотой и необычностью гармоний. Изобретательность тематического развития в квинтете сочетается с мастерским использованием струнных инструментов. Квинтет состоит из четырёх частей. После ритмически-изменчивой первой части, полной необычных гармонических полутонов, следует быстрое синкопированное скерцо в типично брукнеровском народном духе, с игривым менуэтом в средней части, а затем - созерцательная лирика Адажио: по силе мелодического вдохновения эта часть принадлежит к прекраснейшим страницам мировой камерной литературы. Резкий контраст вносит финал, исполненный внутреннего беспокойства. Глубокое своеобразие его формы и главная тема "органного" склада отводят этой музыке особое место в творчестве Брукнера, показывая какой богатый внутренний мир был у одного из самых потрясающих композиторов своего века. Хельмесбергер нашёл скерцо слишком трудным для исполнения, поэтому в декабре 1879 в качестве замены Брукнер сочинил более лёгкую часть - Интермеццо. С тех пор за этим опусом закрепилось название "Квинтета с интермеццо". Однако, Хельмесбергер не решился исполнить квинтет и с облегчённой автором II-й частью. Честь его открытия принадлежит нескольким молодым музыкантам, которые выступили с ним 17 ноября 1881 года в зале Бёзендорфер под эгидой "Вагнеровского общества"
Послушайте камерную музыку Брукнера в исполнении известного ансамбля L'Archibudelli
Квинтет фа мажор для двух скрипок, двух альтов и виолончели (1879) I. Gemäßigt (13:49) II. Scherzo. Schnell - Trio. Langsamer (7:33) III. Adagio (14:17) IV. Finale. Lebhaft bewegt (8:44)
Интермеццо для струнного квинтета (1879) Moderato - Trio. Langsamer(4:21)
Рондо для струнного квартета (1862, альт. вариант финала Квартета)(5:20)
Квартет до минор для двух скрипок, альта и виолончели (1862) I. Allegro Moderato (8:22) II. Andante (6:01) III. Scherzo. Presto - Trio (3:11) IV. Rondo. Schnell (3:56)
Ансамбль L'Archibudelli: Vera Beths, Lisa Raitenberg - скрипки (A.Stradivarius, 1715, 1727) Guus Jeukendrup, Jürgen Kussmaul - альты (W.Forster, 1782, M.Moller, 1946)
Кроме квартета, квинтета и дополнений к ним, в каталоге камерных сочинений Брукнера значится ещё одна небольшая вещь - "Вечерние звуки" для скрипки и фортепиано 1866 года.
Спасибо! Послушаем, по-моему, уже в -надцатый раз....как-то в памяти не остаётся. А что это у герра Антона в левой руке? платок или нотный лист? симпатишная картинка.
По-моему это платок, как и зонтик, для того, чтоб от чернильных брызг с перьев критиков не намокнуть Ещё есть цветной вариант - там красная тряпка, как на быка прут) http://www.photographersdirect.com/buyers/stockphoto.asp?imageid=530133
После симфоний (которые я в последние дни частенько слушаю) квинтет хорошо идёт, есть красивые мелодии, на самом деле И исполняют не какие-нибудь заштатные европейцы, скрипочки сами видите - Страдивари всякие)
Вообще у Брукнера камерных сочинений 5ть - те что здесь и ещё Abendklänge Fur Violin & Piano, WAB 110 (1866) "Вечерние звуки" для скрипки и фортепиано, но его почему-то таинственным образом не записывают. Или я плохо искал, в интернете одни ноты, и те не посмотреть
Скачал первую часть. Но Касперский предупреждает, что защищено паролем. Я обычно не открываю такие архивы. А вы? Что это вообще означает? Зачем защищать паролем архив?
Ага, а я с удовольствием саккомпанирую! заодно и в Россию съезжу... Олег, не обижайте критиков, я сам критицизмом балуюсь, и никогда не глумлюсь, ехидничаю иногда-так по заслугам жеж! " Когда на земле поставят памятники всем, кто того заслуживает, дойдёт очередь и до музыкальных критиков". как говорится...
Пожалуйста! Вот Адажио из квинтета в оркестровом варианте Оркестр Берлинского радио, дирижёр Ашкенази http://i812.photobucket.com/albums/zz42/DrBanan/Bruckner00TRACKS.jpg
Чудесная у него камерная музыка,я кощунственно считаю,что симфонической она не уступает ничуть Как жаль,что он писал так медленно и немного,в общем.Да,я знаю,что и признание его симфоний было лишь в конце жизни. Все равно - так жаль.Мы лишились чего-то.
Очень рад, что вы так увлечены камерным Брукнером! Что же касается "писал немного" - по продолжительности его сочинения, особенно симфонии, да и квинтет 45ти минутный - этот как три обычных опуса в одном, и ещё разные редакции, да и концентрация гениальных находок на кв см уникальная для поздних романтиков - есть что послушать. Жалею только, что 9ю не дописал...там такая мелодия в финале
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".