КАРЛОВИЧ (Кarlowicz) Мечислав (11 XII 1876, Вишнево, Литва - 8 II
1909, Закопане) - польский композитор и дирижёр. Сын Яна К.
(1836-1903), этнолога-славиота, композитора-любителя и виолончелиста,
выступавшего в России и Польше. Учился игре на скрипке у Ф. Розенкранца
в Гейдельберге (с 1885) и у С. Барцевича (с 1887) в Варшаве, где также
изучал композицию под рук. П. Машиньского, Г. Рогуского и З.
Носковского. В 1895 изучал естеств. науки в Варшавском университете. В
1896-1900 занимался композицией под рук. Г. Урбана, а также философией
и историей музыки в университете в Берлине (там он писал печатавшиеся в
Варшаве статьи о конц. жизни, особо выделяя произв. П. И. Чайковского и
С. И. Танеева). В 1900 возвратился в Варшаву, в 1902 организовал при
Варшавском муз. обществе любительский симф. оркестр, с которым выступал
как дирижёр (в 1905-06 гл. дирижёр). В 1903-04 дирижировал в Вене и
Берлине авторскими концертами. С 1906 К. - участник группы «Молодая
Польша», оказавшей большое влияние на его мировоззрение. В 1906 учился
дирижированию у А. Никиша в Лейпциге. Погиб в Татрах (был засыпан
снежной лавиной). К. наряду с К. Шимановским - наиболее выдающийся
польский композитор нач. 20 в. Ему принадлежит первая польская
программная симфония - «Возрождение» и ряд программных симф. поэм. В
музыке К. ощущается влияние П. И. Чайковского («Серенада» для струн.
оркестра и др. ранние произв.), проявляющееся в особой выразительности
лирич. начала, которое доминирует даже в виртуозных произв. (в т. ч. в
скр. концерте, 1902), а также в характере гармонии и оркестровки; в
обращении к жанру программной симф. поэмы заметно воздействие Р.
Штрауса. Поэма «Эпизод на маскараде» («Epizodnamaskaradzie»,
1908-09) написана на сюжет повести «Три встречи» Тургенева - любимого
писателя К. (не была завершена К.; закончена и инструментована Г.
Фительбергом в 1911). В использовании рус. литературы проявился
воспринятый от отца интерес к рус. культуре. В основу симф. поэм К.
(наиболее значит. - «Станислав и Анна Осьвенцимы», 1906-07) положена
форма сонатного allegro, где гл. темы
приобретают значение лейтмотивов, в преобразовании которых важную роль
играют тембровые средства. Приёмы вариационного развития способствуют
композицион. цельности его симф. поэм. К нар. материалу К. почти не
обращается; лишь в «Литовской рапсодии» использован литовско-белорус.
муз. фольклор. Вок. лирика К. (гл. обр. произв. раннего периода
творчества) отличается мелодич. богатством; в песнях К. заметны влияния
Ф. Шопена, С. Монюшко, а также Ф. Листа. К. выступал в печати как
музыкальный писатель и критик (статьи о Ф. Шопене, русских и зарубежных
композиторах, старых польских скрипках), а также со статьями об
альпинизме (был одним из первых пропагандистов польского альпинизма и
лыжного спорта). Соч.: для орк. - симфония Возрождение (Odrodzenie, op. 7, 1901-02), 7 симф. поэм, в т. ч. Возвращающиеся волны (Powracajacefale, op. 9, 1903-04), симф. триптих Извечные песни [(Odwiecznepiesni, 1904-06): Песнь о вечной тоске (Piesn о wiekuistejtesknocie), Песнь о любви и смерти (Piesn о milosciismierci), Песнь о всебытии (Piesn о wszechbycie)), Литовская рапсодия (Rapsodialitewska, 1906), Грустная повесть, или Прелюдия о вечности (Smutnaopowiesc…,
1908); камерные соч. - менуэт для струн. квартета (1895), пьесы для
скр. и фп.; для фп. - соната и сонатина, 2 фуги (впервые по рукоп. фуга
1897 издана в СССР) и миниатюры; 2 марша для дух. орк.; романсы, 24
песни на сл. польских поэтов (К. Тетмайера, З. Красиньского и А.
Асныка); вок. ансамбли; музыка для театра - симф. прелюдия и интермеццо
из музыки к драме Ю. Новиньского «Белая голубка» (1900, Варшава), Лит.
соч.: NiewydanedotychezaspamiatkipoFr. Chopinie, Warsz., 1904; ZyciorysMoniuszki, «EchoMuzyczne, teatralneiartystyczne», 1900, No 49; HenrykUrban, там же, 1900, No 52; Notatki о dawnychpolskichskrzypcach, «КM», 1911, No 1-2, и др.
(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Tracks:
CD1
1. Stanislaw and Anna Oswiecimowie, Op.12 22:43 2. Lithuanian Rhapsody, Op.11 19:36 3. Episode at a Masquerade, Op.14 28:22
Total time: 70:41
Warsaw Philharmonic Orchestra, Antoni Wit (cond.)
CD2
1. Returning Waves, Op.9 24:12 2. A Sorrowful Tale (Preludes to Eternity), Op.13 11:00 3-5. Eternal Songs, Op.10 28:01 I. Song of Everlasting Yearning II. Song of Love and Death III. Song of Eternal Being
Total time: 63:13
New Zealand Symphony Orchestra, Antoni Wit (cond.)
Может импрессионизма не хватает, не дожил до него - жаль Мне ещё бы хотелось его сотоварища по "Молодой Польше" Ружицкого в лосслессах найти - тот дожил
5.Константин Владимирович (konst) (15 Декабря 10 19:40)
[Материал]
Я имел ввиду, что его творческие поиски лавина и ранняя смерть прервала. Верной дорогой шёл
7.Константин Владимирович (konst) (15 Декабря 10 19:47)
[Материал]
А, Вы в смысле, что он до собственного импрессионизма не дожил. Ну, это не факт, что он стал бы с возрастом менять свою романтическую манеру. Не все могут, как Стравинский, кузнечиком скакать по стилям.
А причём тут Стравинский? Вспомните Шимановского хотя бы - тот ещё кузнечик был
9.Константин Владимирович (konst) (15 Декабря 10 20:08)
[Материал]
Так, к слову пришёлся, как характерный пример. Хотя он тоже ведь из поляков родом по мужской линии, так что причём получается. А Шимановский - да, тоже из кузнечиков. Но таких композиторов не так уж много, большинство всё жизнь более-менее в одной манере проработали.
Даже Рахманинов менялся. Я просто хотел сказать, что талантливый комозитор, склонный к модернизму (а тут его ростки налицо) не стал бы на месте стоять. Тот же Стравинский скакал не от хорошей жизни - просто не хотел повторяться В этой выкладке мы имеем удовольствие послушать те сочинения, про которые, если бы Карлович прожил подольше писали бы - "образцы раннего творчества". Вот это я и хотел сказать, Константин
11.Константин Владимирович (konst) (15 Декабря 10 21:31)
[Материал]
Я понял. Можно меняться в пределах своего стиля, а можно скакать по стилям. Мне думается, первое лучше. А второе - и правда - "не от хорошей жизни".
New link to KarlowiczSymphonicPoemsVol1WitFLAC.rar KarlowiczSymphonicPoemsVol2WitFLAC.rar:
www.file-upload.net/gal-250918/wq4m2w/1.html
15.Евгений Капишников (keb) (17 Июля 24 07:12)
[Материал]
Спасибо!
16.Евгений Капишников (keb) (20 Июля 24 06:19)
[Материал]
Спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".