Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 10:02
Главная страница » 2010»Декабрь»15 » Сергей Рахманинов - 1й и 4й концерты для фортепиано с оркестром в оригинальных редакциях. Александр Гиндин, Владимир Ашкенази
Сергей Рахманинов - 1й и 4й концерты для фортепиано с оркестром в оригинальных редакциях. Александр Гиндин, Владимир Ашкенази
Первый фортепианный концерт, написанный Рахманиновым в восемнадцатилетнем возрасте (1890-1891), еще до окончания консерватории, - произведение замечательное, хотя, по признанию самого композитора незрелое. В нем чувствуется влияние Чайковского, Шопена, Шумана, Листа и особенно Грига. Некоторые места (особенно во второй и третьей частях концерта) кажутся наивными, элементарными по изложению. Вместе с тем в ряде моментов уже чувствуются рахманиновская "львиная хватка" и "колокольность", напор и энергия. Таковы бурно низвергающиеся каскады октав во вступлении к первой части, напоминание о которых несколько раз встречается в дальнейшем. Выразительны взволнованно-лирическая тема главной и спокойная, легко парящая - побочной партии. В целом эта часть безусловно лучшая и по качеству материала, и по стройности, законченности композиции. Концерт был первым произведением Рахманинова, которое он решил предать гласности, обозначив его ор.1. Первое исполнение концерта состоялось 17 марта 1892 в Московской консерватории. Солировал автор, оркестром дирижировал В.И. Сафонов. Это был единственный раз когда композитор играл концерт в первоначальном виде - в 1917 году Рахманинов существенно переработал партитуру. При сохранении основного тематического материала был внесен ряд изменений в план развития и фактуру фортепианной партии, а также была подвергнута коренному пересмотру инструментовка
Четвёртый концерт был задуман композитором ещё весной 1914 года - уже тогда в печати появилось сообщение, что Рахманинов предполагает к осени написать свой новый концерт, уже готовый в эскизах. Работа над ним растянулась на более чем 10 лет - поизведение было закончено в августе 1926 года. Некоторыми своими сторонами этот концерт близок к двум предшествующим (особенно Третьему), и вместе с тем в нем отчетливо выступают новые черты, проявившиеся ещё в Этюдах-картинах - стремление к строгой сдержанности выражения, порой жесткость, графичность музыкального письма, усиление темных, мрачных тонов, принимающих иногда зловещую окраску ("разгул злых сил" в финале). В настоящее время работа существуют в трёх версиях. Концерт, посвящённый Метнеру был впервые исполнен в Филадельфии 18 марта 1927 года композитором и Леопольдом Стоковским. Реакция критики была универсально уничтожающей - такое количество ядовитых отзывов Рахманинов не получал со времён провала его Первой Симфонии. Концерт называли "многоречивым, утомительным, незначительным", а вторую часть "просто безвкусной как наигрывания пианистов-джазменов". После неудачной премьеры Рахманинов сделал поправки, прежде чем опубликовать его в 1928 году. При продолжающемся отсутствии успеха автор пересмотрел и переиздал его в 1941 году. Первая версия концерта - длиннее по времени, кроме того в оригинальной редакции больше смелых хроматизмов, в которых чувствуются влияния современного музыкального модерна и джаза. Рахманинов, недовольный неуспехом концерта и пойдя на поводу у публики упростил гармоническое сочетание и партию фортепиано, сгладил контрасты, сделал значительные сокращения выкинув "лишние" темы - практически вырезав несколько минут музыки и полностью перестроил финал. Если переработка Первого концерта пошла на пользу, то о необходимости последней редакции концерта можно спорить. Партитура "необрезанной версии" была издана в 2000м году, и уже в следующем 2001 4й концерт вместе с 1м в оригинальной редакции был исполнен Александром Гиндиным и Хельсинским филармоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази
Ещё одна редкость - Виолончельная соната в переложении для альта и ф-но
Соната для альта и фортепиано соль минор, Op.19 (1901) Переложение виолончельной сонаты В.Борисовского I. Lento - Allegro moderato II. Allegro scherzando III. Andante IV. Allegro molto
Юрий Жислин, альт Жорж-Эмануэль Лазаридис, фортепиано
Из бокссета с Янсонсом - финал 4го в ориг. версии III. Финал: Allegro vivace (версия 1926 года) Михаил Рудый, ф-но, Санкт-Птб. гос., Марис Янсонс http://files.mail.ru/CAM2HX
Не за что! Записи концертов скачал у Чубрика, выкладываю в надежде, что кто-нибудь диском поделится. Вкусная штука - неизвестный Рахманинов. Люблю 4й, а тут практически новое сочинение
Пусть будут - забава для любителей Извиняюсь за качество - чем богаты. Зато есть возможность сравнить и почувствовать творческие муки гения
Вот ещё - из бокссета с Янсонсом (там финал 4го в ориг. версии) III. Финал: Allegro vivace (версия 1926 года) Михаил Рудый, ф-но, Санкт-Птб. гос., Марис Янсонс http://files.mail.ru/CAM2HX
Есть полная запись с Судьбиным, которую я надеюсь перезальют http://intoclassics.net/news/2010-01-28-13344
Судьбина слушал, за Рудого спасибо, смотрел его беседу со Спиваковой-он производит не совсем адекватное впечатление некоего "взрослого херувима", игры его не знаю. Настолько привык к "обычной" версии четвёртого, что сейчас слушаю, и не могу избавиться от "лишних" деталей. но это дело наживное. То же самое у меня со второй сонатой, с её двумя редакциями, но там я убеждён-от "лаконизации" она только выигрывает.
Я тоже слушал, только запись потерял - не перезалить. Читал Ашкенази с Гиндиным - очень сожалели о сокращениях и в концерте и в сонате. Здесь дело обстоит как с различными редакциями симфоний Брукнера - чем больше, тем может и не лучше, но точно интересней , можно выбрать
http://www.amazon.com/Rachmaninov-Mona-Vanna-Piano-Concerto/dp/B000000ANU - вар 1928 - только на диске. В интернете не нашёл. Может со временем появится. Здесь и неоконченная опера Мона - Ванна
Если кого интересует запись всех концертов Рахманинова с Рудым и Янсонсом - http://avaxhome.ws/music/classical/Rachmaninov_Symphonies_Piano_concertos_Jansons.html
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".