Создавая свою Девятую Малер естественно не мог не помнить о Бетховене. "Она тоже идёт в Ре, и меньше всего - в мажоре!" Это середина незавершённой трилогии композитора - начальные такты 9й подхватывают мотив, отзвучавший в коде "Песни о Земле". Одно настроение постепенно переходит в другое, как накатывающиеся волны, приводя то к лирической кульминации, то к фанфарным мотивам, то к траурному маршу с колокольным звоном (воспоминаю о похоронах), то мощному оркестровому тутти. Совершенно потрясающе (особенно у Теннштедта) звучат последние минуты первой части - нежно и трогательно, вновь заставляя вспомнить красоты Земли. Скерцо-лендлер наполнено ироническим подтекстом - развесёлый, самоуверенно и прямолинейно звучащий до мажор вызывает ощущения ограниченности и тупости. Такое впечатление достигается нарочито примитивной мелодией, бесконечными повторениями одних и тех же попевок, алогичными акцентами и комическими приёмами оркестровки. В Рондо-бурлеске третьей части, шутке с оттенком цинизма (вот откуда Шостакович вышел) слышатся темы прежних симфоний Малера - победного марша из 3й, скерцо 5й, народные мелодии, искажённые словно в кривом зеркале, потерявшие своё лицо, подчинённые общему бездушному движению. В середине возникает светлая пасторальная тема с широким распевом, но через мгновения снова врывается музыка грубого рефрена, постепенно сметая все красоты резкими звучаниями злобного чардаша. Финал начинается с пения скрипок и валторн - бесконечно разворачивающейся томительно прекрасной мелодией, песни о небесной любви в зените жизни. Второй образ - холодноватая, отрешённая от всего земного мелодия скрипок в высоком регистре, предвещающая лирику медленных частей симфоний Шостаковича. Это глубокое личное высказывание, повествующее о самом затаённом. Тихая торжественность финала даёт импульс началу Десятой - одноголосной теме альтов, продолжая готовую прерваться жизнь... Прослушав Адажио с Теннштедтом может быть кто-то захочет весь его Малеровский комплект, выложенный на Фоноархиве имени Чайковского. «Малер был пророком, - говорил Теннштедт, - он писал музыку не для своего времени, но для нашего». Лондонский филармонический самозабвенно отдавал себя в распоряжение его страстности. . «Девятая редко видела такое единство, - писал один из критиков. - Начинаешь думать, что Малер был бы доволен». Ни один дирижер со времен Фуртвенглера не относился к делу столь трепетно.
Густав Малер (1860-1911)
Симфония № 9 (1909) I. Andante Comodo (30:45) II. Im Tempo Eines Gemaechlichen Laendlers (16:25) III. Rondo - Burleske. Allegro Assai (12:59) IV. Adagio (25:41) Симфония № 10: I Adagio (28:04)
Клаус Теннштедт, Лондонский филармонический оркестр
Тем кому интересно (мало) предлагаю послушать ещё и полную версию Десятой в редко звучащей в силу своей новизны и нетрадиционности редакции композитора Ремо Маццети, сделанную первоначально в 1989 от неудовлетворённости существующими редакциями и окончательно законченную в 1997. Множество десятых уже доступны и доказывают, как трудно жить с невыполненным обещанием ещё одного гениального. Естественно сравнение этой версии со ставшей уже классической версией Кука. Кук строит симфонии на малеровских аналогиях, он оглядывается назад, как там у Малера. Маццети скорее развивает малеровские идеи, между прочим, в духе самого Малера, который не цеплялся за аутентичность исполнения и не чурался менять инструментовку, темпы, фразировку любого автора, каким бы тот не обладал авторитетом. Традиция исполнения первой части говорит - "Адажио", здесь звучит как "Andante нон Troppo", а главное отличается смелым, порывистым, я бы сказал даже осовремененным звуком (снова вспоминается Шостакович, но уже не только в плане мелодий, но и оркестровых тембров). В апофеозе Адажио гремит мотивом смерти!!!, а заканчивается вопросительным знаком. Его характер и темпы задают настроение остальным частям. В этой редакции традиционно трагический характер музыки двух Скерцо и Пургаторио рассеивается, иногда и практически сведён на нет. Звучит как ересь? Однако, даже Кук отмечал "Последняя симфония мастера полна безнадёжных предзнаменований, но это не музыка смерти, но ... любви". В заглавие партитуры финала вписаны слова: "Жить для вас! Чтобы умереть за тебя! Альма!" Совсем не болезненное чувство. Малер ещё много собирался сделать, но смерть остановила его. И хотя в этой редакции то и дело звучит повсюду страшным акцентом как необходимость и апокалиптическое напоминание органный аккорд мотива смерти из Адажио " (он громоподобно возвращается и в финале), но в остальном жизнеутверждающие элементы выходят на передний план. Финал огорошивает слушателя ударами барабана-судьбы по голове и мрачными духовыми, но просветлён возвышенными флейтой и скрипками. Всё это звучит как музыка из могилы. И ещё раз приводит к мысли, что это очень интересная и увлекательная версия, которую даже не большой поклонник Малера не должен пропустить, ибо она проливает новый свет на 10ю, показывая ее как работу композитора озабоченнного жизнью, а не смертью. Предсмертную весёлую симфонию Густава Малера исполняют дирижёр Хесус Лопес-Кобос и симфонический оркестр Цинциннати. Версия и интерпретация не из обычных. Восклицательный знак - справа :)
Симфония № 10 (ed. Remo Mazzetti, 1997) 1. Andante-Adagio (22:06) 2. Scherzo I (12:18) 3. Purgatorio (3:58) 4. Scherzo II (10:53) 5. Finale (23:53)
Cincinnati Symphony Orchestra Jesus Lopez-Cobos, cond. 2000г.
Я тоже Кубелика люблю, ещё есть Бернстайн, некоторые Горенштейна ставят на первое место, конечно классический Вальтер, из наших Баршай, Кондрашин, много их, всё зависит от вашей слушательской эрудиции Но давайте обратим взоры на Теннштедта - дирижёра-бродягу с советским прошлым, товарищи!
для меня то, что первым услышано (тот дирижёр и оркестр) являются эталоном раз и навсегда.. Вот почему я не занимаюсь пустым собиранием различных исполнением какой-нибудь одной симфонии.. (скачать и послушать - ладно, но диски более привык покпать, а там исполнителей одного и того же сочинения нет (за редчайшим исключением) И после Кубелика никакой Хайтинк или Теннштедт для меня не уществуют..
Ну и глупо) Сравнением тоже не занимаюсь, композитор для меня всегда на первом месте, но услушать знакомую музыку по-новому - что может быть интересней!
Так это же из комплекта с Теннштедтом) Отличная трактовка - для тех кто любит музыку, а не интерпретации
Весь комплект на фоноархиве - я не стал перезаливать, оттуда легко скачать, да и дружественный архив нужно поддерживать) http://s57.radikal.ru/i157/1012/f0/d0a48dac4af0.jpg
http://phonoarchive.org/music/Mahler/Complete%20Symphonies%20(Klaus%20Tennstedt,%20LPO)/ Пароль, если не знаете можно спросить по мылу phonoarchive собака gmail.com
9-ку люблю только в исполнении Курта Зандерлинга с Берлинским симфоническим, очень хорошо поймано настроение послушаем конечно и Теннштедта, только не все и сразу)) спасибо!
Не задавался таким вопросом. У меня он давно прослушан (местами затёрт), пара пластинок даже на виниле есть, ещё советских На фоноархиве комплект есть http://phonoarchive.org/music/Mahler/Symphonies%20Nos.%201-3,%205-9%20(Kubelik)%20%5bAudite%5d/
Кубелик сейчас не в моде. Хотя я его версии малеровских симфоний одними из первых услышал. Некоторые стали образцом как раз из-за невозможности избавиться от первого впечатления, но я сумел это преодолеть
Кстати, интересно - в юбилейный комплект, выпущенный в 2010 к 150-летию Малера вошли записи Фуртвенглера, Вальтера (Песни), Джулини (1), Клемперера (2, Песнь о Земле), Рэттла (3,7,10), Горенштейна (4), Теннштедта (5,8), Барбиролли (6,9)
Какой же невероятный Малер у Теннштедта. Последнее время намеренно не слушал в этом исполнении. Пытался оценить Малера у других. Понравился Нойман, Шайи Кубелик. Всегда нравился и трогал Вальтер. Почему-то не всегда получается с Шерхеном. Не определился с Светлановым. К Шолти и Барбиролли с большим уважением. Но Теннштедт - особая статья. Пробивает всегда. У него с Малером свои отношения. Это, по-видимому, любовь.
Oleg(legoru), скажите, пожалуйста, в Ваших ссылках формат аре, а в комплекте flac. Сумашествие, конечно, но мне начинает казаться, что у Вас звук лучше. И во времени разница. На секунды, но есть. Это одно исполнение? И нет ли комплекта в аре?
Хотя, там промежуток между треками. Порезать можно по разному. Но, откуда аре? Значит, и такая выкладка где-то есть? Опять-таки, я где-то читал, что flac - это реально занимаемый объем lossless-формата. Мол, в 1411 кб реальный объем информации - это как раз объем flac-a. Но зачем тогда аре вообще? В этом вопросе отношусь к "неандестендам". Может кто просветит?
Мне у Теннштедта Девятая однозначно не понравилась. Темпы утрированы: в медленных частях слишком медленные, в быстрых - слишком быстрые. Из-за этого симфония, и так не отличающаяся цельностью (я уже об этом писал http://intoclassics.net/publ/5-1-0-247), совсем разваливается на куски. Очень неряшливо играют медные духовые. Как альтернативу могу посоветовать, так сказать, смешанное исполнение Бруно Вальтера: 1-я часть - 1938 года с ВФО, 2-4 части - 1961 года с Колумбийским симфоническим оркестром.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".