С начала 1890-х годов Танеев работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование "Подвижной контрапункт строгого письма" (1889-1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно "Учение о каноне".
9.zolotoreina zolotov (orest) (09 Декабря 10 22:18)
[Материал]
Огромное спасибо!Всегда интересно познакомиться с наследием непревзойденного Сергея Ивановича.Каждая его работа--настоящее сокровище.Жаль только,что все приходиться собирать по крупицам,касательно и литературы,и музыки.В частности,чтобы оценить неоконченные стр.квартеты,пришлось изрядное время провести в библиотеке,а фортепианный концерт,который(помимо Т.Зандерлинга),вроде-бы,существует в записи М.Воскресенского и В.Зивы,ищу долгие годы.Учение о каноне-безусловно раритет.Еще раз спасибо!
Спасибо еще раз! Рада, что этот труд оказался нужен не только мне (как узкому специалисту). Хотела бы только уточнить, что, конечно, Танеев начал изучать строгий стиль и задумываться над теоретическими вопросами гораздо раньше, после окончания консерватории, в конце 70-х, и особенно в начале 80-х. Интересно, например, его письмо А. С. Аренскому от 28 декабря 1882: «Заходил к бывшему своему учителю Преображенскому (математику), который мне оказал услугу тем, что графически изобразил некоторые формулы, относящиеся к вопросу о применении двойного контрапункта к канонам, – вопросу, весьма меня интересующему. <…> Утром в понедельник я написал пример канона, о котором, как мне кажется, не упоминается в трактатах о контрапункте» . Как ясно из описания и нотного примера, речь идет о трехголосном бесконечном каноне I разряда. Танеев замечает: «Подобные каноны, в которых голоса вступают в унисон или октаву, очень легко писать» . И сразу же усложняет себе задачу: «Но вообразим себе, что голоса будут вступать не в октаву, а в какой-нибудь другой интервал, например, септиму. Тогда писание канона значительно усложняется, ибо приходится прибегать к двойному контрапункту. Вот о таких канонах (бесконечных) мне нигде ничего не случалось читать, ни видеть примеров, до них относящихся» . Систематическая работа над книгой началась примерно в середине 80-х годов.
Пользуясь случаем, (хотя понимаю, что не в тему, но в теме моя запись http://www.intoclassics.net/forum/7-1802-9 утонула в потоке рассуждений), приглашаю москвичей и гостей столицы на выставку в Культурном центре им. П. И. Чайковского в Москве "Танеев. День рождения композитора". Она открылась 25 ноября, в день рождения Танеева. Но называется так еще и потому, что Танеев к дню рождения Чайковского в свое время написал шуточный балет "День рождения композитора", где, по своему обыкновению, соединил множество тем из сочинений Чайковского. Выставка совсем крохотная, но любопытная. Стенды рассказывают о генеалогическом древе композитора, о создании музея в его Доме в Чистом переулке, о его интересе к фонографу (были продемонстрированы записи игры Танеева 90-х годов), его шутках: например, помимо балета, представлена партитура "Марша ямудов". Вот интересно, знаете ли Вы, кто такие ямуды и почему был написан марш... (я теперь знаю)
Очень советую посмотреть еще и потому, что на втором этаже можно посетить комнаты, где жил Чайковский в начале 70-х годов, сейчас там небольшой музей.
Адрес центра: Кудринская пл., д. 46/54 Это бывшая Площадь Восстания, напротив высотки, в здании, где "Кофемания". рядом вход. Выставка продлится примерно до 15 декабря, вход в музей - 80 рублей
Уважаемый Орест, наверное, я перепутала по поводу партитуры. Но все-таки почему возник этот марш? Кстати, раздел "Сергей Иванович шутит" есть и на сайте http://www.taneyev.nm.ru/
Спасибо, Наталья, за интересные подробности из жизни великого музыканта. К сожалению, в силу большой отдаленности от Москвы, не смогу посетить выставку. А хотелось бы...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".