Чешский
пианист Рудольф Фиркушны (1912-1994) - ученик Яначека, принадлежит к
лучшим интерпретаторам его музыки. Пианист вспоминал, что Леош Яначек
был замечательным педагогом, умеющим открыть ребенку мир музыки во всей
красе и полноте, не ограничиваясь одной областью, одним направлением.
Причем, музыкальное воспитание не заканчивалось после того, как ученик
выходил из класса. "Яначек всегда приглашал меня на брненские премьеры
своих опер прямо в свою ложу. До сих пор я чувствую сильное волнение,
глубокое уважение и безмерное восхищение, одновременно с большой
гордостью, что я, сидя рядом с маэстро, слышал первое исполнение «Кати
Кабановой», «Лисички-плутовки» и «Средства Макропулоса». Насколько
ценное семя заронил тогда в детскую душу Яначек, я понимаю только
сегодня, когда чем дальше, тем больше и яснее осознаю величие,
богатство, гениальность Яначека в искусстве".
Наиболее раннее из
известных нам фортепианных сочинений Яначека "Зденкины вариации" (Zdenka
variationen) датировано 1880 годом. Связаны вариации очевидно, как
показывает их название, со Зденкой Шульц, ставшей вскоре женой
композитора. В вариациях заметны типичные черты композитора-романтика,
идущего стезей, проложенной Шубертом, Мендельсоном, Брамсом, но при этом
сохраняющего черты национальной самобытности. Также здесь уже видна
отличительная черта творчества Яначека, характерная для его
инструментальных сочинений - скрытая, а чаще явная программность
В фортепианном цикле "По заросшей тропе" (Po zarostlem chodnicku, 2
тетради: 1900–1911) специфические особенности чешской, моравской,
лашской музыки берут верх над традициями немецких романтиков. В нем
пятнадцать пьес, каждая из которых носит программное название. В этом
смысле "По заросшей тропе" Яначка напоминает "Картинки с выставки"
Мусоргского, только эти пьесы носят более личный характер. Также местами
заметно увлечение идеями французских импрессионистов, в частности
Дебюсси. Открывает цикл грустный ноктюрн "Наши вечера" - музыка
по-осеннему притихшая и задумчивая; затем следует "Увядший листок",
затем совсем коротенькая полька с метким названием "Пойдемте вместе";
далее воспоминание о путешествии в Фридек - старинный город, в котором
находится собор со статуей мадонны; затем живая зарисовка двух оживленно
болтающих девушек в пьесе, названной "Щебетали, как ласточки" и диалог:
горячо настаивающий, доказывающий что-то голос девушки и недовольные,
резкие интонации юноши - эта пьеса названа "Никак не убедишь"; пьеса с
названием "Спокойной ночи" - тихая колыбельная, "Невыразимая тоска" -
воспоминания композитора о долгой болезни его дочери, пьеса "В слезах"
описана Яначеком как плач сквозь слёзы, "Сыч не улетел!" намекает на
суеверие, что, когда кто-то вот-вот умерет птица-сыч прячется в доме.
Пять пьес второй тетради не имеют названий
Соната "С улицы"
("I.IX.1905") представляет собой хронику реальных событий, произошедших в
Брно 1 октября 1905 года - тогда состоялась молодёжная демонстрация в
поддержку открытия в городе национального университета. Демонстрация
была разогнана немецким магистратом, при этом погиб 20-летний рабочий.
Яначек немедленно принялся за сочинение и в январе 1906 года закончил
сонату в трех частях: «Предчувствие», «Смерть», «Похоронный марш». Она
была сразу же исполнена в Клубе друзей искусства Людмилой Тучковой, но
перед самым концертом композитор сжег третью часть, а после уничтожил и
ноты оставшихся двух частей (точно так же он поступил и со многими
другими своими сочинениями). Только в 1924 году, по случаю 70-летия
композитора, Тучкова призналась, что у нее сохранилась копия двух частей
сонаты. На сей раз Яначек не стал уничтожать сочинение, а, напротив,
снабдил его программой: «Белый мрамор ступеней Беседного дома. Простой
рабочий Франтишек Павлик падает, истекая кровью. Он пришел, только чтобы
бороться за высшее образование, и был лишен жизни жестокими убийцами».
Это драматичное программное произведение выдает руку прирожденного
театрального композитора, автора прекрасных опер. Моравский колорит
музыки связан не только с интенсивными занятиями Яначека фольклором, но и
с тем, что события в Брно были вызваны именно борьбой за национальную
культуру.
Сюита
"В тумане" (V Mlhach) завершена 21 апреля 1912 года для конкурса,
объявленного Клубом друзей искусства в Брно. Считается, что в этих
четырех пьесах запечатлены воспоминания композитора о жизни в
Старобрненском монастыре в качестве малолетнего певчего. Пьесы поначалу
производят обманчивое впечатление салонных. Однако чем дальше, тем
больше музыка насыщается необычными ладами и нерегулярными ритмами
моравского фольклора, так что финал, написанный в духе рапсодии, – не
салонное, а вполне авангардное сочинение.
Воспоминание (Vzpominka) -
последнее фортепианное сочинение Яначека, написанное им в год смерти.
Краткий музыкальный обрывок его бурного прошлого, выражающий бурю чувств
от игривости до разочарования и гнева
Концертино для
фортепиано, двух скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота написано в
первые месяцы 1925 года. Сначало оно было задумано для фортепиано с
оркестром, а потом превратилось в камерный концерт, озаглавленный
"Весна". В 1927 году Яначека добавил комментарии к окончательной
программе. Тема из первой части сравнивается с "сердитым ежом", которому
Яначек как-то гуляя по лесу в шутку перекрыл вход в нору, кларнет во
второй части с "вертлявой, скачущей с ветки на ветку белкой", третья
часть с "совой и другими птицами ночью", и последняя часть со "сценой из
сказки, где все звери спорят друг с другом".
Каприччио для
фортепиано (левой руки) и камерного ансамбля (флейты, двух труб, трех
тромбонов и тубы) написано осенью 1926 года для пианиста Отакара
Холлмана, который потерял правую руку во время войны. Пианисту трудно
было убедить Яначека сочинить для него концерт, поначалу он отказался,
заявив: "Но, дорогой мой, почему вы хотите играть с одной стороны, это
то же самое, как танцевать, когда у вас есть только одна нога". Однако,
позднее он согласился, и летом 1927 года начались первые репетиции.
Музыка каприччио несёт на себе типичные черты зрелого стиля Яначека. Все
части написаны в довольно свободной форме, фортепиано не всегда играет
ведущую роль, а к духовым инструментами предъявляются очень необычные
требования. Яначек отмечал с юмором, что духовики с трудом справлялись
со сложностями партитуры и были вынуждены заниматься на дому. В письмах к
Камиле Штесловой Яначек называл своё Каприччио "Вызов" (по чешски
Vzdor) намекая на необычный характер сочинения - как вызов судьбе и
музыкантам
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".