Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 09:07
Главная страница » 2010»Ноябрь»24 » Леош Яначек - Сонаты для скрипки и виолончели. Концертино и Каприччио для ф-но с оркестром. Симфония "Дунай", "Моравские танцы"
Леош Яначек - Сонаты для скрипки и виолончели. Концертино и Каприччио для ф-но с оркестром. Симфония "Дунай", "Моравские танцы"
Pohadka для виолончели и фортепиано (1910) написана на сюжет Сказки Жуковского "о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери". Несмотря на свободную форму сочинения его можно назвать "Сонатой" или "Сонатой-фантазией"
Скрипичную сонату Яначек начал писать в 1914 году в разгар первой мировой, а окончательно закончил лишь в 1922м. Катастрофа 1914 года – не только эмоциональный фон этой вещи, но едва ли не сюжет ее. Один из первых исполнителей Сонаты сообщает, что Яначек, объясняя характер кульминационного эпизода финала, говорит: «Это русские войска вступают в Венгрию!» (Русофильство Яначека общеизвестно.) Несмотря на общую напряжённость и драматичность сонаты, композитор придал её темам качества лиричности, напевности, душевной теплоты, свойственной народной песне
Концертино для фортепиано, двух скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота написано в первые месяцы 1925 года. Сначало оно было задумано для фортепиано с оркестром, а потом превратилось в камерный концерт, озаглавленный "Весна". В 1927 году Яначека добавил комментарии к окончательной программе. Тема из первой части сравнивается с "сердитым ежом", которому Яначек как-то гуляя по лесу в шутку перекрыл вход в нору, кларнет во второй части с "вертлявой, скачущей с ветки на ветку белкой", третья часть с "совой и другими птицами ночью", и последняя часть со "сценой из сказки, где все звери спорят друг с другом".
Каприччио для фортепиано (левой руки) и камерного ансамбля (флейты, двух труб, трех тромбонов и тубы) написано осенью 1926 года для пианиста Отакара Холлмана, который потерял правую руку во время войны. Пианисту трудно было убедить Яначека сочинить для него концерт, поначалу он отказался, заявив: "Но, дорогой мой, почему вы хотите играть с одной стороны, это то же самое, как танцевать, когда у вас есть только одна нога". Однако, позднее он согласился, и летом 1927 года начались первые репетиции. Музыка каприччио несёт на себе типичные черты зрелого стиля Яначека. Все части написаны в довольно свободной форме, фортепиано не всегда играет ведущую роль, а к духовым инструментами предъявляются очень необычные требования. Яначек отмечал с юмором, что духовики с трудом справлялись со сложностями партитуры и были вынуждены заниматься на дому. В письмах к Камиле Штесловой Яначек называл своё Каприччио "Вызов" (по чешски Vzdor) намекая на необычный характер сочинения - как вызов судьбе и музыкантам
Также в программе незаконченные оркестровые сочинения - симфония "Дунай" (1923-1928) и музыка к спектаклю "Schluck und Jau" (1928), "Моравские танцы" (ар. фп пьес для оркестра, 1904) и Сюита для оркестра, op.3 (1891), впервые исполненная после смерти композитора
Pohadka (Cказка о царе Берендее) для виолончели и фортепиано (1910) 1 Con moto (5:56) 2 Con moto (4:54) 3 Allegro (3:06) Presto для виолончели и фортепиано (2:55) Сонатa для скрипки и фортепиано (1914-1922) 1 Con moto (5:49) 2 Ballada - Con moto (5:20) 3 Allegretto (2:36) 4 Adagio (4:48) Каприччио для фортепиано (для левой руки) и камерного ансамбля (1926) I. Allegro (5:04) II. Adagio (5:34) III. Allegretto (3:48) IV. Andante (6:02) Концертино для фортепиано и камерного ансамбля (1925) I.Moderato (5:35) II. Piu mosso (3:05) III. Con moto (3:28) IV. Allegro (4:16)
Mikhail Rudy, piano Pierre Amoyal, violin Gary Hoffman, cello Solistes de l'Orchestre de l'Opera National de Paris Charles MacKerras, cond
В марте 1923 Яначек посетил Братиславу, чтобы услышать первое исполнение своей оперы Катя Кабанова. Эти дни он провел в столице Словакии, и там же решил написать симфоническую поэму о Дунае - реке, протекающей через четыре славянских государства. Однако композитор сочиняя музыку не пошёл по пути Сметаны, который запечатлел в музыке историю своей страны. Дунай представлялся Яначеку как женщина со всеми ее страстями и инстинктами. После смерти композитора в 1928 году в его архивах были обнаружены эскизы четырех частей симфонии, которые были закончены чешскими музыковедами. Первая часть основана на стихотворении "Лола" Александра Инсарова, истории проститутки, которая проходит путь от весёлой разгульной жизни до холода и голода, а затем топится в реке. Вторая часть принимает в качестве источника мрачное стихотворение о молодой девушке, ставшей свидетелем того, как утонул маленький мальчик. "Но прошел час, и девушка последовала за ним в пучину". Музыка следует за сюжетом. Скерцо, в которое введено сопрано, поющее вокализ изображает представление в опере. В финале - трагическом и интенсивном снова появляется мотив утопления из второй части Симфонии
В 1928 году Яначеек был приглашён режиссёром Густавом Гартунгом написать музыку к немецкому варианту Шекспировской "Укрощение строптивой" - "Шлюк и Яу" Герхарта Гауптмана (1900), Яначек был в восторге от предложения, но успел закончить всего два музыкальных номера
Творчески претворив песенно-танцевальные народные обороты, Яначек в фольклорный период пишет два цикла - Лашские танцы и Моравские (Ганацкие) танцы. В последние входят: Тётка, Коломыйка, Тройки, Дороги, Рожок
Сюита для оркестра, Op.3 завершена в январе 1891 года, но впервые исполнена только после смерти композитора, в сентябре 1928 года. На момент сочинения Яначек работал над своей оперой "Начало романа", позже уничтоженной. Сюита, которая первоначально носила название Пьеса для оркестра, использует тематический материал из оперы
Дунай, cимфония в 4-х частях (1923-1928; не закончена) , JW 9/7 (заверш O. Chlubna & M. Stredron) I. Andante 3:42 II. Adagio 5:31 III. Allegro 3:07 IV. Vivo 4:37 Шлюк и Яу, музыка к спектаклю (не закончена) (1928), JW IX/11 I. Andante 4:22 II. Allegretto 4:47 Моравские танцы. ар. фп пьес для оркестра (1904), JW VI/7 I. Kozich 2:58 II. Kalamajka 0:57 III. Trojky 1:17 IV. Silnice 2:02 V. Rozek 1:32 Сюита для оркестра, op.3 (1891), JW VI/6 I. Con moto 2:41 II. Adagio 5:29 III. Allegretto 2:24 IV. Con moto, allegro 2:30
Zdenek Husek, viola Jana Valaskova, soprano Slovak Philharmonic Orchestra Libor Pesek, cond. Concert Hall of the Slovak Philharmonic
Кстати, интересный сюжет в симфонии Дунай, весьма странный
В марте 1923 Яначек посетил Братиславу, чтобы услышать первое исполнение своей оперы Катя Кабанова. Эти дни он провел в столице Словакии, и там же решил написать симфоническую поэму о Дунае - реке, протекающей через четыре славянских государства. Однако композитор сочиняя музыку не пошёл по пути Сметаны, который запечатлел в музыке историю своей страны. Дунай представлялся Яначеку как женщина со всеми ее страстями и инстинктами. После смерти композитора в 1928 году в его архивах были обнаружены эскизы четырех частей симфонии, которые были закончены чешскими музыковедами. Первая часть основана на стихотворении "Лола" Александра Инсарова, истории проститутки, которая проходит путь от весёлой разгульной жизни до холода и голода, а затем топится в реке. Вторая часть принимает в качестве источника мрачное стихотворение о молодой девушке, ставшей свидетелем того, как утонул маленький мальчик. "Но прошел час, и девушка последовала за ним в пучину". Скерцо, в которое введено сопрано, поющее вокализ изображает представление в опере. В финале - трагическом и интенсивном снова появляется мотив утопления из второй части Симфонии
В буклете нет его фото, поди опознай. Ну раз с французами играет, то наверное Рудь http://www.pravda.ru/culture/music/classical/18-12-2008/296465-rudy-0/
Это имена на самом деле Я в вики нашёл в статье о драматурге http://ru.wikipedia.org/wiki/Gerhart_Hauptmann Там пьесу обозвали «Шлюк и Яу»
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".