Ignacy Jan Paderewski (1860-1941) Symphony 'Polonia' BBC Scottish Symphony Orchestra, Jerzy Maksymiuk (conductor)
1 Movement 1: Adagio maestoso – Allegro vivace [30'08] 2 Movement 2: Andante con moto [17'01] 3 Movement 3: Vivace [27'04]
Игнаци Падеревский - прославленный пианист листовского масштаба. В 1910 году Падеревский вложил средства от своих гонораров в сооружение памятника в честь 500-летия великой победы в Грюнвальдской битве против Тевтонского ордена. Национально-патриотическая деятельность привела к его назначению в 1919 году премьер-министром независимой Польши. Он проявил также незаурядный талант композитора.
* * * Крупнейшее оркестровое сочинение Падеревского — Симфония h-moll — было начато в 1903 году, однако работу над ним композитор возобновил лишь в 1907—1908 годах, когда в очередной раз отошёл от концертов. Премьера состоялась в Бостоне 12 февраля 1909 года под управлением Макса Фидлера. Вскоре в Лондоне симфонией продирижировал Ханс Рихтер. Симфония не пользовалась большой популярностью: написанная в национально-романтическом духе и отмеченная стилистическим непостоянством, она казалась неким анахронизмом на фоне бурно развивавшейся европейской музыкальной культуры начала XX века. Общеевропейское уважение к Падеревскому позволило этой симфонии некоторое время оставаться в репертуаре и получать одобрительные отзывы критиков. Сочинение длится семьдесят минут, в нём отображены различные эпизоды польской истории.
* * * Каждая часть симфонии, не имея открытой программы, по сути является позднеромантической симфонической поэмой. Медленное вступление заставляет вспомнить Сибелиуса и Рахманинова, современников Падеревского, имеющих тесные связи с традицией Листа-Чайковского. Славянский самоанализ сменяется беспокойным, боевым Allegro. Польская история изобилует доблестными восстаниями и горькими поражениями и эйфория длится недолго. Итог подводят низкие мрачные аккорды духовых. В коде солирует орган, выполняя трансцендентную функцию аналогично симфонии Чайковского "Манфред", но это не кульминация всего сочинения, а негромкое заключение первой части.
Светлая печаль, элегические приливы и отливы преобладают во второй части Andante con moto. Невольно вспоминается "Остров мёртвых" Рахманинова, написанный почти в то же время.
В финале композитор использует завуалированные переработки народных мелодий. Звучит воинственная "Мазурка Домбровского" ("Ещё Польша не погибла..."), ставшая позднее официальным гимном. Но низкий рокот духовых опять останавливает движение. Умиротворённость последующего Andantino ma non troppo отвергает грубую силу этих аккордов, и музыка переходит через военный марш (опять включающий мотив национального гимна) на второй остров спокойствия. Английский рожок воспроизводит темы из первой части - собираются силы возрождения. Почти вагнеровское ликование наполняет последние минуты, но долгожданная кода представляется несколько вымученной.
* * * Художественно-историческая ценность симфонии несомненна. Большой оркестр не поражает яркостью красок, но сдержанная звукопись подсвечивается богатым гармоническим подслоем. Для создания своеобразного мрачного лейттембра, композитор использовал редкие инструменты - три контрабасовых сарюзофона. (Инструмент, подобный контрафаготу, но имеющий характерную металлическую окраску звука). Найти три таких инструмента для исполнения - непростая задача. Слишком большая протяжённость симфонии также не способствует её популярности.
Скажите пожалуйста, в этой аудио фиксации звукового материала, действительно используется сарюсофон?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".