Fantaisie Lyrique en deux parties (1920-1925)
Nederlands Dans Theater, 1986
Libretto Colette
Choreography and staging Jiri Kylian
Conductor Lorin Maazel
Orchestre National, Paris
Choeur et la Maitrise
de la RTF
Marly Knoben, Roslyn Anderson, Stephen Sheriff, Leigh
Matthews, James Vinsent, Glen Eddy, Karin Heijninck
Объем 696 Мб, AVI
Продолжительность 51'11"
Вступительное слово Иржи Килиан (англ.)
Ссылка: files.mail.ru/6XWG246XWG246XWG246XWG246XWG24XX Кое-что интересное об образной системе оперы (ст. Н.Бикбаевой "Герменевтика музыкального текста"): Образ пастушков на обоях. Дань
преклонения Равеля перед музыкой
французских клавессинистов 18 века (в чьем
творчестве был распространен музыкальный
жанр пасторали), французской живописью 18
века (пасторальные мотивы). Кроме оперы,
образ Пастухов и Пастушек встречаем в
балете Равеля « Дафнис и Хлоя» на античный
мифологический сюжет. Некоторые декорации
и костюмы в балете «Сон Флорины» выдержаны
в духе Франции 18 века. Образ
часов. Друзья Равеля отмечали
маниакальное увлечение композитора
техническими изобретениями и сферой
механического. От отца, инженера по
профессии, который получил известность
своими техническими изобретениями, Равель
унаследовал любовь к машинам, автоматам,
механизмам. Сам «процесс изобретения»
отразился в музыкальной стилистике
композитора в стремлении к
экспериментаторству, поисках новых
технических средств музыкальной
выразительности. Образ часов, помимо оперы
« Дитя и волшебство», присутствует в опере «
Испанский час», в которой он, наравне с
фигурой часовщика, становится центральным (из
описания интерьера комнаты в первом
действии оперы, узнаем, что все стены
увешаны часами, количество которых доходит
до нескольких десятков). Образ зверей, птиц. « Любовь к жизни и
природе жили в нем рядом с интересом к
игрушкам и автоматам, даже увлечением ими,
странным для взрослого человека,
вызывавшим подчас насмешки и даже
пренебрежение окружающих». В музыкальном наследии композитора есть
несколько произведений, специально
посвященных данной теме: пьесы из цикла
« Отражения» («Печальные птицы», « Ночные
бабочки»), вокальный цикл
« Естественные истории». В опере « Дитя
и волшебство» среди персонажей есть: звери,
птицы, бабочки, стрекозы. Японская, китайская
музыкальная стилистика. Оперу
открывает инструментальное вступление,
создающее атмосферу
происходящего действия. Звучит
пентатоничный мотив (лейтмотив,
скрепляющий оперу). Использование его можно
трактовать двояко: дань увлечения
композитора востоком, либо
как использование ладовой основы
баскского фольклора. Пентатоника
всегда использовалась композиторами либо
для воплощения восточной специфики, либо
для подчеркивания архаичности.
В дуэте Чашки и Чайника
звучат японские слова
(«харакири», «саора»), отметим сам образ
китайской Чашки. Все выше перечисленные
особенности являются опосредованным
проявлением увлечения композитора ориентальной культурой. «Всемирная
выставка в Париже оказала сильное влияние
на четырнадцатилетнего композитора. Он
останавливался перед японскими лавочками,
китайскими лотками и восхищался яванскими
танцовщицами. Их колючие ритмы и ладовые
последования восхищали его».Восточная
тематика в содержании, использование
китайской пентатоники в музыкальном языке
характерны для творчества композитора:
поэма «Азия», «Мадагаскарские песни», пьеса
« Дурнушка, или императрица китайских
статуэток (или пагод)» из цикла « Моя
Матушка Гусыня».
|