Название: Коппелия (Коппелия, или Красавица с голубыми глазами) Оригинальное название: Coppélia Год: 2010 (Премьера 22 июня 1999) Жанр: Балет в 2-х действиях Композитор: Лео Делиб (Léo Delibes) Хореография: Шарль Жюд (Charles Jude) Балет Национальной оперы в Бордо (Ballet de l'Opéra national de Bordeaux) Оркестр Театра "Ла Фениче" в Венеции (Orchestra del Teatro La Fenice) Дирижер: Geoffrey Styles Сценография: Giulio Achilli Костюмы: Philippe Binot Свет: François Saint-Cyr Выпущено: Франция, Oxymore, Opéra National de Bordeaux, Teatro La Fenice Язык: Перевод не требуется. Документальный фильм на французском
О хореографе
Шарль Жюд, французский танцовщик, хореограф, родился во французском Митхо (Южный Вьетнам) 25 июля 1953 года.
Окончил консерваторию в Ницце, из кордебалета Национальной Парижской оперы выдвинут Нуреевым на главные партии в балетах классического репертуара - "Жизель", "Спящая красавица", "Щелкунчик", танцевал в двух версиях "Послеполуденного отдыха фавна" в хореографии Нижинского и Роббинса.
На высшее звание "Этуаль" был номинирован после роли в "Иване Грозном" Юрия Григоровича. Помимо "высокой" классики танцевал балеты "Русских сезонов" и Баланчина - "Аполлон", "Блудный сын", "Серенада", "Хрустальный дворец"; "Болеро" Бежара, хореографию Леонида Мясина, Хосе Лимона, Джона Ноймайера, Йиржи Килиана.
С сентября 1996 года - руководитель балетной труппы Национальной оперы в Бордо. Работы Шарля Жюда - "Щелкунчик" ( 1997), "Жизель" (1998), "Коппелия" (1999), "Спящая красавица" (2000), "Лебединое озеро" (2002), "Деревянный принц" (2003), Дон Кихот (2006).
Кавалер Ордена искусств и литературы и ордена Почетного легиона.
О произведении
Коппелия (Коппелия, или Красавица с голубыми глазами, фр. Coppélia) — комический балет французского композитора Лео Делиба. Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером (Charles Nuitter) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном). Премьера балета состоялась в Парижской Опере ("Гранд-Опера") 25 мая 1870, в присутствии Наполеона III и его супруги, императрицы Евгении. Первыми исполнителями были: Сванильда - Джозефина Бозаччи или Боцакки (Giuseppina Bozzacchi), Франц - Э. Фиокр (травести), Коппелиус - Доти; художники Ш. Камбон, Э. Деплетен, Лавастр (декорации), П. Лормье (костюмы). Балет пользуется большой популярностью, его постоянно ставят многие театры мира.
Произведение входит в избранный круг классических балетов, которые постоянно присутствуют в репертуаре балетных трупп. Вместе с тем, он занимает в этом элитном круге особое место. Комический характер, не отягощенный излишним психологизмом, большое число пантомимных мизансцен, разнохарактерные танцы делает его привлекательным для выпускных и учебных спектаклей хореографических школ, позволяя показать возможности выпускников, а также в качестве премьерного спектакля для молодых, создаваемых коллективов.
Балет появился в тот период, когда европейское искусство балета переживало кризисные явления. В обществе преобладал взгляд на балет как на искусство развлекательное, не способное к решению значимых творческих задач. Балет «Коппелия» был первым шагом на пути преодоления этой ситуации и создания симфонического балета, процесса завершившегося созданием балетов П.И. Чайковского. Балет, созданный выдающимся французским композитором, учеником Адольфа Адана, продолжает лучшие традиции романтического балета. Вместе с тем в пластичной, гармоничной, пронизанной ритмами вальса музыке этого балета развиваются симфонические элементы, большое значение приобретают описательные моменты и жанровый колорит, повышается реалистически-психологическая выразительность индивидуальности образов. Используя опыт создания оперетт, Делиб вводил в балет жанровые зарисовки персонажей. Балетная музыка Делиба высоко ценилась П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым, которым были близки его творческие принципы, в первую очередь симфонизация балета.
Основная сюжетная линия балета даёт достаточный простор для создания альтернативных сценариев, чем и пользовались большинство постановщиков. В жореографии Шарля Жюда действие переносится в итальянский квартал Нью-Йорка в начало пятидесятых годов.
Золотой век Голливуда и бродвейских мюзиклов вдохновили Шарля Жюда на создание этого балета. кукла Коппелия заимствовала многие черты Мэрилин Монро
Краткое содержание (на испанском)
Acto I Una pequeña ciudad de los Estados Unidos a principios de los años cincuenta. Amanece en una plaza. Swanie abre su ventana y descubre en el balcón del doctor Coppélius a una muchacha que hasta entonces nadie había visto. Cuando llega su novio, el marinero Fonzy, Swanie se esconde y el joven se encuentra de cara con la muchacha del balcón, quien poco a poco irá saliendo de su recato. Swanie se da cuenta de la turbación que la desconocida ha provocado en el corazón de su novio y riñe acaloradamente con él. Mientras Fonzy confía su incertidumbre amorosa a la cerveza, al doctor Coppélius, al salir de casa, se le cae el mando a distancia que Swanie se apresurará a recoger. Ella va con sus amigas al taller de Coppélius, mientras que Fonzy, decidido a reunirse con la desconocida, escala hasta su balcón, y Coppélius entra en casa.
Acto II En casa de Coppélius El doctor descubre a las muchachas jugueteando en su taller y las expulsa, pero Swanie consigue escapar y esconderse. A su regreso, Fonzy es calurosamente acogido por Coppélius, quien se informa de los sentimientos de éste por la joven. El doctor está encantado de oír que Fonzy jura amarla hasta la muerte ya que en realidad es una autómata construida por Coppélius, quien sueña darle vida apropiándose de la vida de otra persona. Entonces embriaga a Fonzy y comienza su operación.
Primer Cuadro Coppélia toma vida destrozando las otras muñecas. Coppélius cree entonces que su sueño se ha hecho realidad. Sin embargo no es más que Swanie disfrazada. Al ser reconocida por su amado Fonzy, se reconcilia con él y le saca de allí, dejando a Coppélius solo ante su destino.
Segundo Cuadro Swanie en Fonzy sufren la reprimenda del Capitán, pues han sobrepasado con mucho el permiso de Fonzy y aún no están listos para la boda. Les queda el tiempo justo para prepararse antes de unirse tiernamente bajo la mirada de sus amigos.
О композиторе
Клеман Филибер Лео Делиб (фр. Clément Philibert Léo Delibes; 21 февраля 1836, Сен-Жермен-дю-Валь — 16 января 1891, Париж) — французский композитор, создатель балетов, опер, оперетт.
Лео Делиб родился 21 февраля 1836 года в Сен-Жермен-Дю-Валь (сегодня входит в состав города Ла-Флеш), в семье почтового служащего и дочери певца "Опера комик". После смерти отца в 1847 году семья переехала в Париж. Делиб учился музыке у своей матери и дяди, органиста церкви Сент-Эсташ и преподавателя пения в Парижской консерватории.
Делиб поступил в Парижскую консерваторию по классу Тарио. В 1849 он получил второй приз по сольфеджио, а год спустя, в 1850, занял первое место. Он также занимался по классу органа у Франсуа Бенуа и по классу композиции у Адольфа Адама, Феликса де Куппе и Франсуа Базена.
Был хористом в церкви Мадлен в Париже, выступал в хоре мальчиков на премьере оперы Мейербера "Пророк" 11 апреля 1849 года. С 1853 по 1871 занимал место органиста при церкви Сен-Пьер-де-Шайо. В это же время сотрудничал с парижским "Лирическим театром" (в качестве аккомпаниатора и репетитора). В 1871 году Делиб отказался от должности органиста, женился на Леонтин-Эстель Денен и полностью посвятил себя композиции.
Творчество и его оценка Тринадцать первых небольших опер не принесли Делибу большой славы. Настоящая его известность началась с 1865 г., после его кантаты «Alger» и в особенности после балета «Источник» (фр. La source), поставленного в 1866 г. в Большой парижской опере. Делиб внес в область балета много благородства, изящества и симфонического интереса.
Среди балетов Делиба особое место занимают «Коппелия» и «Сильвия». Сюжет «Коппелии» основан на новелле "Песочный человек" Э. Т. А. Гофмана, посвященной судьбе старого доктора Коппелиуса и его куклы Коппелии. Действие балета «Сильвия», завершенного в 1876 году, происходит в Греции. Двумя этими балетами Делиба восхищался Чайковский, который писал про «Сильвию» так: "Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!".
В семидесятых годах Делиб начал писать оперы больших размеров: «Так сказал король» («Le roi l’a dit»), «Жан де Нивель» («Jean de Nivel»), «Лакме» («Lakmé»). Первая из них — самая лучшая по увлекательности, красоте и свежести музыки и прекрасной фактуре. Две последние были поставлены в Петербурге.
Опера «Лакме» считается наиболее выдающейся оперой композитораОшибка цитированияНеправильный вызов: ключ не был указан. В ней повествуется о любви британского офицера и дочери индийского жреца, служителя культа Брахмы. В опере тонко передан восточный колорит, противопоставленный миру англичан-колонизаторов.
Делиб написал много романсов, мессу, несколько детских хоров, лирическую сцену «La mort d’Orphée». Сочинения Делиба пользуются всемирной известностью.
В 1884 году Делиб был избран членом французской Академии изящных искусств.
Основные произведения:
Балеты «Ручей» (La Source), 1866. Совместно с Л. Минкусом. «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами» (Coppélia), 1870 «Сильвия, или Нимфа Дианы» (Sylvia ou la Nymphe de Diane), 1876. (В СССР с новым либретто - "Фадетта"). Оперы «Так сказал король» (Le Roi l’a dit), 1873 Jean de Nivelle, 1880 «Лакме» (Lakmé), 1883 Kassya, 1893
Бонус
Название: По следам Коппелии Оригинальное название: Sur les pas de Coppélia Год: 2010 Жанр: Документальный фильм Режиссер: Fabrice Levillain Выпущено: Франция, Oxymore, Mezzo, Opéra National de Bordeaux, Teatro La Fenice Язык: Французский
Шарль Жюд возвращается в Венецию, где в течение недели в театре "Ла Фениче" представлялась его "Коппелия". Во время встречи он рассказывает о спектакле, Рудольфе Нурееве, хореографии Вацлава Нижинского и многом другом.
Мы следуем за Шарлем Жюдом в путешествие по Венеции, где Сергей Дягилев и Игорь Стравинский вечно покоятся на кладбище Сан-Микеле...
Зеркало: (до 1.12.2010 - 21:39 мск) http://ifolder.ru/20326778 http://ifolder.ru/20327183 http://ifolder.ru/20327302
|