Скерцо для 4х Фаготов, Op. 12бис - переложение одной из фп пьес опуса 12го. По словам Прокофьева юмористическая тема звуками изображает смех и забавную походку неуклюжего российского бюрократа, мчащегося с кипой бумаг. Внезапно(когда вступает жалобная тема) он останавливается передохнуть, чтоб подумать о бренности своей " моторизованной" жизни, но дела не ждут и вот он снова спешит куда то по своим бюрократическим делам
Симфония № 7, оп.131, написанная по заказу редакции передач для детей и юношества Гостелерадио - последнее законченное сочинение Прокофьева. Первоначально она имела подзаголовок "Детская", но бабушкам с радио так понравилась эта музыка, что те выдвинули симфонию на Гос.премию - пришлось Прокофьеву заголовок стереть и поставить просто №7. Интересно, что симфония эта имеет два варианта финала. Ростропович в 1996г. так рассказывал об их происхождении: "Самосуд - с большой фантазией был дирижер, гениальный! Я его любил так, что о нем книгу мог бы писать. Но у него всегда бывали какие-то идеи. Музыкальные. Вот пример: Седьмая симфония Прокофьева. Она заканчивается сказочными звучаниями: с челестой, колокольчиками. И вдруг Прокофьев мне говорит: "Слава, знаете, мне Самуил Абрамович Самосуд сказал, что эта симфония будет выдвигаться на премию. Но он хочет другой конец".
- "Как другой конец, зачем?"
- "Нет, нет, не буду делать".
И вдруг сделал! Другой - быстрый. Я говорю: "Зачем вы это сделали?" А он посмотрел на меня так даже воинственно: "Вы знаете, что существуют сталинские премии разных степеней? Мне Самосуд сказал, что если у меня будет такой тихий финал, какой был, то я получу премию второй степени, то есть на 50 тысяч меньше". И тут же добавил: "Вы будете жить дольше меня, Слава, я вам поручаю: отстаивайте тот финал, который я сочинил вначале". От себя замечу, что сам-то Самосуд все-таки записал первый вариант, но некоторые дирижёры, как например Николай Малько исполняют и с быстрым финалом
Cюита для маленького оркестра "Летний день" (1941) - это оркестровка 7 пьес из цикла "Детская музыка" (12 лёгких пьес для фортепиано), созданных Прокофьевым в Поленове в течение лета 1935 года. Их музыкальный язык вызывает в памяти детские сборники Шумана и Чайковского и в то же время он типично Прокофьевский. Это акварельные пейзажные зарисовки (Утро, Вечер, Ходит вечер над лугами), живые сцены детских игр (Пятнашки, Марш), танцевальные пьесы (Вальс), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания (Раскаяние).
Зимний костёр (1949) - сюита со стихами и пением из жизни пионеров: в зимние каникулы группа школьников отправилась на поезде за город, в подшефный колхоз. Поездка по железной дороге, зимний лес, каток на речном льду, вечерний костёр, ночь у колхозных ребят, возвращение - таков сюжет.
В 1932, ещё будучи в Париже, Прокофьев предпринял пересмотр своих более ранних работ. Среди них - исправленная и оркестрованная версия музыкальной сказки "Гадкий утёнок", которая здесь представлена (естественно на французском языке)
В 1936 году к 100-летней годовщине смерти Пушкина решили поставить заново пушкинского «Бориса Годунова». Прокофьев написал 24 музыкальных фрагмента, а Мейерхольд набросал сцены и приступил к репетициям. На следующий год сталинский террор избрал своей жертвой Мейерхольда, и мастер отказался от проекта. Музыка прокофьевского "Бориса Годунова" особенно значительна, поскольку сочинена в 30-х годах, когда Прокофьев был в расцвете таланта. Партитура, написанная от руки и с комментариями, была изъята при аресте Мейерхольда и Прокофьев никогда не услышал свою музыку. В 80х Геннадий Рождественский исполнил отрывки, а позднее Михаил Юровский записал всю музыку к несостоявшемуся спектаклю
Балет "Трапеция" (1924) был заказан Прокофьеву русским танцовщиком и хореографом Борисом Романовым. Его постановка предполагала синтез хореографии с элементами акробатики, эксцентрики, пантомимы. Кроме того, музыка была рассчитана на исполнение небольшим ансамблем - скрипка, кларнет, гобой, альт и контрабас. Три основных номера представляют собой цирковые номера. Спектакль открывается чудом. На висящей трапеции, словно белая птица, появляется прелестная, необычайно гибкая девушка - балерина. В цирковое представление вторгается Грубиян - матросня, дорвавшаяся до власти. Он нагло пристает к Балерине, но появившиеся Прыгуны вырывают девушку у Грубияна и вроде бы спасают ее. Однако и они играют с ней, как с куклой, отнимая ее друг у друга. Следующий цирковой номер - Силовые акробаты. Музыка этого номера, с обозначением "медленно и тяжело", исполнена напряжения, трудного преодоления - дуэт акробатов представлен как поединок. На фоне поединка пробегают Прыгуны, тянущие каждый в свою сторону Балерину. В это время появляется решивший всех уничтожить Грубиян. Он устраивает игрушечный взрыв (хлопок петарды), от которого Балерина умирает. Финал - шутовские похороны. Под непристойное нытье музыки плачущие Прыгуны пролезают между ног друг у друга, чешутся, танцуют, забываясь, кувыркаются. Они вынимают из балерины тряпочную душу и рвут ее на носовые платки, вытирают слезы и сморкаются. В конце (в соответствии с музыкой) эти безобразные персонажи, как тараканы, разбегаются на четвереньках в разные стороны. Остается один треугольник – подмостки. Прокофьев, не уверенный в репертуарности своего балета, изначально представлял его и как самостоятельное камерно-инструментальное сочинение - на материале "Трапеции" был написан Квинтет оп.39
Прокофьев и талантливая арфистка Элеонора Дамская вместе учились в Петербургской консерватории. Их связывали общие друзья, музыка, юность и любовь. В 1918 году на двадцатый день рождения композитор преподнёс девушке неожиданный подарок - пьесу для арфы "Элеонора".
Также в программе несколько транскрипций:
- оркестровки Мимолётностей;
- Петя и Волк (версия без чтеца);
- Фортепианный концерт № 3 (переложение для ф-но и духового оркестра);
- Музыка для физкультурных упражнений (1936, их ноты не опубликованы, но они есть в архивах. Английские энтузиасты расшифровали рукописи Прокофьев. Казалось бы прикладная, чепуховая музыка, а там звучат темы, которые Прокофьев позже использовал в Александре Невском и др сочинениях);
- скерцо из симфонии № 5 для ф-но (переложение А.Ведерникова)
- две авторские оркестровки - Анданте из фп. сонаты N.4 для оркестра, Op. 29bis (1934, когда-то задумывавшееся как часть симфонии) и Анданте из Первого квартета для оркестра, Op. 50bis (1930)
- оркестровка английской народной песни "Oh No, John", пяти поэм оп.23 и др
Сергей Прокофьев (1891-1953)
Увертюра на Еврейские темы, op.34b (авторская версия для оркестра, 1934) (8:59)
Концерт для флейты с оркестром (оркестровка Кристофера Палмера Сонаты для флейты и ф-но op.94)
I. Moderato (8:16)
II. Scherzo (5:02)
III. Andante (4:10)
IV. Allegro Con Brio (6:30)
Cимфония № 1 D-dur, Op. 25 "Классическая" (1917)
I. Allegro (4:39)
II. Larghetto (4:29)
III. Gavotte: Non troppo allegro (1:30)
VI. Finale: Molto vivace (4:13)
Соната для 22 скрипок в унисон, op.115 (авторская версия сонаты для 2х скрипок, 1947)
I. Moderato (4:51)
II. Andante dolce (4:07)
III. Con brio (4:35)
Юмористическое скерцо для четырёх фаготов, соч.12bis (1912) (2:38)
Джонотан Сноуден, флейта
Оркестр London Musici
Марк Стивенсон, дирижёр
Мартин Гэтт, Мейрик Александр, Мелбо Макки, Джон Орфорд - фагот
Симфония № 7 cis-moll, op. 131, со вторым вариантом финала (1952)
1 Moderato (8:30)
2 Allegretto - Allegro (7:48)
3 Andante espressivo (5:22)
4 Vivace - Moderato marcato. Finale (8:13)
Филармонический оркестр
дирижёр Николай Малько
mp3-256
Гадкий утёнок, музыкальная сказка, op.18 (версия 1932 года, Париж)
Увертюра на еврейские темы, op.34 (1934)
"Летний день", детская сюита в 7ми частях для оркестра op. 65bis (1941)
I. Утро II. Пятнашки III. Вальс IV. Раскаяние V. Марш
VI. Вечер VII. Ходит вечер над лугами
Francoise Ogeas, soprano
L'Orchestre du Theatre des Champs-Elysees
Andre Jouve, cond.
1956
Борис Годунов Op.70bis, музыка к неосуществленному спектаклю театра им. В. Мейерхольда, 24 номера (1936)
1 №1-2. Песни Мисаила и Варлаама
2 №3 Песня одинокого странника.
3 №4-6 Дуэт. Монолог Бориса Годунова
4 №7 Хор бояр
5 №8 Песня Ксении
6 №9 Мечты
7 №10 Полонез
8 №11-12 Мазурка. Скерцандо
9 №13 Аморозо
10 №14-15 Самозванец у фонтана и в саду
11 №16-19 Узурпатор
12 № 20-21 Песня юродивого. Песня нищих.
13 №22-24 Народ
Симф оркестр и хор Берлинского радио
Виктор Савалей, Юрий Сватенко, Марина Домашенко
дирижёр Михаил Юровский
Трапеция, балет в одном акте для камерного ансамбля, op.39 (1924)
1. Балерина (4:27)
2. Танец грубияна (1:52)
3. Прыгуны выпрыгивают; Они защищают балерину (1:28)
4. Силовые акробаты - поединок; Грубиян с петардой; Общая суматоха; Взрыв (11:55)
5. Похороны балерины (5:04)
В. Соколова, Г. Капитонов, Р. Авархин, М. Хейфец, И. Михайлов
С. Сапожников, дирижёр
Зимний костёр, сюита для чтеца, детск. хора и оркестра на стихи Маршака (1949)
1. Стихи
2. Отъезд
3. Стихи
4. Снег за окном
5. Стихи
6. Вальс на льду
7. Костёр
8. Стихи
9. Пионерский сбор
10. Возвращение
Концертный хор ансамбля песни и танца им. И.О.Дунаевского
Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.
Александр Титов, дирижёр
flac
Мимолётности (оркестровка Рудольфа Баршая фп. пьес оп.22) (17:31)
Оркестр Академии святого Мартина в полях
Невилл Маринер, дирижёр
Мимолётности, op 22 (1917)
Оркестровка Рудольфа Баршая / Балашова (7, 17-20)
I. Lentemente (1:37)
II. Andante (1:48)
III. Allegretto (1:07)
IV. Animato (1:00)
V. Molto giocoso (0:21)
VI. Con eleganza (0:37)
VII. Pittoresco (1:51)
VIII. Commodo (1:45)
IX. Allegretto tranquillo (1:15)
X. Ridicolosamente (1:01)
XI. Con vivacita (1:25)
XII. Assai moderato (1:25)
XIII. Allegretto (0:48)
XIV. Feroce (0:55)
XV. Inquieto (1:00)
XVI. Dolente (2:46)
XVII. Poetico, andantino (1:04)
XVIII. Con una dolce lentezza (0:45)
XIX. Presto agitatissimo e molto accentuato (0:42)
XX. Lento irrealmente (3:01)
Оркестр "Солисты Москвы"
Юрий Башмет, дирижёр
Петя и Волк, симфоническая сказка для детей (1935) (версия без чтеца)
1. Петя
2. Птичка
3. Утка
4. Кошка
5. Дедушка
6. Петя не слушается
7. Дедушка отводят Петю домой
8. Волк
9. Кошка взбирается на дерево
10 Утка выпрыгивает из лужи
11 Волк съедает утку
12 Кошка и птичка на дереве
13 Волк бродит вокруг
14 Петя берет веревку и поднимается на дерево
15 Он говорит птичке отвлекать волка
16 Петя накидывает на волка лассо
17 Волк пытается убежать
18 Приближаются охотники с ружьями
19 Петя предлагает отвести волка в зоопарк
20 Они идут все вместе - Петя, охотники с волком
21 После них ворчащий дедушка и кот
Симфонический оркестр Чехословацкого радио
Андрей Ленард, дирижёр
http://files.mail.ru/NFBR14 mp3-256
Музыка для гимнастических упражнений для фортепиано (1936)Борис Берман
Скерцо из симфонии №5 (ар. для ф-но Ведерникова) Анатолий Ведерников
Фортепианный концерт № 3 (переложение для ф-но и духового оркестра)
I. Andante Allegro (8:53)
II. Tema e Variazione (8:44)
III. Allegro ma non troppo (9:05)
Анна Мария Моттола, фортепиано
Оркестр Морской пехоты США
Леонард Слаткин, дирижёр
Анданте из фп. сонаты N.4 для оркестра, Op. 29bis (1934) (8:08)
Анданте из Первого квартета для оркестра, Op. 50bis (1930) (8:19)
Пять поэм, соч.23 для голоса с оркестром (1915)
оркестровка Геннадия Рождественского
1. Под крышей
2. Серое платьице
3. Доверься мне
4. В моём саду
5. Кудесник
Лондонский Филармонический оркестр
дирижёр Г. Рождественский
Любовь Соколова, Валентина Цидипова, Виктор Луцюк
Лондон, Royal Festival Hall, 3.XII.1997
http://files.mail.ru/J7SM5Y
mp3-224
Сказки старой бабушки (оркестровка Г.Рождественского) Гос. оркестр СССР, Геннадий Рождественский http://files.mail.ru/U040S8 Концерт для кларнета с оркестром ( транскрипция флейтовой сонаты Кента Кеннана) Richard Stoltzman, кларнет
Warsaw Philharmonic Orchestra, Laurence Leighton Smith http://files.mail.ru/F0HF3K
Англичане записали всего Евгения Онегина (удручает что Пушкина там читают по английски)
http://files.mail.ru/HOL0RG