Сборник представлен в качестве методического пособия для игры песен с аккомпанементом на уроках сольфеджио в ДМШ и общих курсах МУ. Но использование его шире и многофункциональнее.
На III Всероссийском смотре методической работы преподавателей учебных заведений культуры и искусства 1982 года пособие удостоено диплома II степени. С тех пор сборник многократно тиражировался, исправлялся и дополнялся.
Данный сборник - один из немногих учебников музыки, материал которого – массовая, а также народно-бытовая, городская песня. В русской музыкальной культуре XX в. массовая песня – уникальное явление. В силу обстоятельств, к песне обращались многие композиторы-классики - А.Хачатурян, Д.Шостакович и другие, создавшие неповторимые по художественным достоинствам образцы жанра.
Массовая песня открывает удивительную способность иллюстрировать широкий спектр гармонических средств классической музыки, - от простейшей диатоники, побочных доминант, гармонических секвенций до аккордовой альтерации, эллиптических оборотов, аккордов мажора-минора. Этот факт определил принцип отбора песен для сборника и систематизацию их:
Раздел I. Диатоника................ (песни №№ 1-13) Главные трезвучия лада .........................14-18 Побочные трезвучия лада .......................19-30 Раздел II. Хроматика Отклонения в параллельную тональность 31-41 Отклонение в тональность S .................... 42-48 Обобщающий раздел .............................. 49-79 Аккорды ДД ........................................... 80-85 Гармонические секвенции ....................... 86-92 Раздел III. Эллиптические обороты ......................... 93-96 Альтерация Д ........................................ 97-99 Альтерация S ..................................... 100-102 Аккорды Dur-moll-я ............................ 103-107
Пособие призвано решать комплекс задач музыкального воспитания - и узкие учебные, и общеэтические. Одно из важных его назначений, - развитие гармонического слуха. В сборнике используется академическая система обозначения гармонии, система, фиксирующая ладово-функциональные связи созвучий и тональностей. Сохранена и принятая для подобных изданий эстрадная (буквенная) система, доступная широкому кругу любителей музыки. Игра аккордового сопровождения песни (наизусть, по академической цифровке, обязательно в разных тональностях, когда качество звучания аккорда может корректироваться только на слух) является наиболее эффективным средством формирования слуховых гармонических представлений (см. методические замечания).
Для примера представлена песня из Раздела III (альтерация Д, эллиптическая цепочка Д, дезальтерация: ДД 4/3 – II4/3). (Для экономии места на странице поэтический текст песни не воспроизводим):
В сборнике 107 песен, 104 странички А-5. В отдельном файле обложка. Размер шриф-та и нотного текста ориентирован под страницу А-5 (страницу брошюрки). В связи с этим и мы рекомендуем распечатывать текст в виде брошюры: 2 странички А-5 на каждой стороне листа А-4.
Большое спасибо! Давно знаю "Сборник песен", составленный Николаем Львовичем Вашкевичем, частенько пользуюсь им. Особенно в дни праздников, когда хочется попеть...
Отличный сборник, прекрасный интонационно-гармонический материал. Лучшее из классики советской песни, большой охват народных песен. Можно только приветствовать появление таких пособий. Единственное пожелание - в следующем издании добавить немного песен более близких по времени к нам нынешним. Детям и особенно подросткам это необходимо. Им важно чувствовать свою принадлежность к определённому времени, которая и будет определяться песнями этого времени. Не все же они плохи Большое спасибо за прекрасную выкладку
Уважаемые участники форума, большое спасибо за слова одобрения сборника. Очень рад отзыву госпожи Nixelle. Спасибо Вам! Мне понятно ваше предложение включить в сборник песни последних лет. Лучший вариант – самим преподавателям сделать это,- пополнить сборник по своему усмотрению, учитывая пожелания учащихся. Массовая песня – вчерашний день, но есть замечательные песни других жанров: эстрадная песня (выбор большой, - от довоенных до песен нашего времени); песни жанра городского романса (например, «Напрасные слова» (Д.Тухманов, В.Тушнова), «А на последок я скажу» (А.Петров, Б.Ахмадулина)); может быть, бардовская песня (в России у неё прекрасные имена поэтов-исполнителей). Возможно, кто-то не оставит без внимания (не шокировать бы читателя) лагерный (тюремный) фольклор. В нашем сборнике он представлен песней «Не слышно шуму городского» (сл. Ф.Глинки), песней каторжан «Славное море - священный Байкал», песней заключенных периода сталинских репрессий «Ванинский порт» (-свидетельство ужасающих событий в стране). Проблема в одном: в качестве учебного материала песня должна быть не только высокого художественного уровня, но и допускать при этом (неизбежное в учебной работе) свободное обращение с фактурой сопровождения. Для ДМШ совершенно необходим отдельный специальный сборник песен для пения под собственное гармоническое сопровождение, пособие, систематизированное по степени сложности мелодико-гармонического языка. Материал богатейший: это и авторские сборники детских песен, песни из репертуара детских хоровых коллективов, песни из мульт- и кинофильмов, песни из детского фольклора, допускающие гармоническое сопровождение.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".