Две свои скрипичные сонаты (1920, 1924) Эрнест Блох в шутку противопоставил сказав, что первая (с драматичной, местами яростной и даже зловещей музыкой) - это 'мир как он есть', а вторая, названная "Мистической поэмой" (более простая и лиричная) - 'это мир каким он должен быть'. Обе сонаты отмечены яркой мелодикой, богатством ритмов, изысканностью, и прекрасно иллюстрируют не только еврейские, но и французские влияния на музыкальную идиому Блока. Также в программе "Баал Шем" - три картинки из жизни хасидов (1923), Еврейская сюита (1951), две сюиты для скрипки соло (1958) и пьесы для скрипки и фортепиано
Vol.1 Sonata for Violin & Piano No. 1 (1920) 1. Agitato 2. Molto quieto 3. Moderato Abodah (A Yom Kippur Melody), for Violin & Piano (1929) Suite No. 1 For Solo Violin (1958) Prelude - Andante Tranquillo - Allegro - Andante - Allegro energico Suite hebraique for Violin & Piano (1951) I. Rhapsody (Andante moderato) II. Processional (Andante con moto) III. Affirmation (Maestoso)
Vol.2 Sonata for Violin & Piano No. 2 'Poeme Mystique' (1924) Baal Shem (Three Pictures of Chassidic Life) for Violin & Piano (1923) I. Vidui (Contrition) II. Nigun (Improvisation) II. Simchas Torah (Rejoicing) Suite No. 2 for Solo Violin (1958) Energico, deciso - Moderato - Andante - Allegro Molto Nuit Exotique for Violin & Piano (1924)
Donald Weilerstein, violin Vivian Hornik Weilerstein, piano
Первая скрипичная соната (1938-1946) - одно из самых мрачных и задумчивых сочинений Прокофьева. В этой музыке отразились впечатления военных лет. Начинается соната в ритме похоронного марша, обращают на себя внимание пассажи скрипки о которых Прокофьев говорил, что "это ветер гуляет по кладбищу". Вторая часть - демоническое скерцо, едкое и злобно-ироничное. Третья - проникновенное типично прокофьевское Адажио - символ чистоты и кротости. Финал начинается торжественно, он полон радостных звучаний, однако возвращающиеся "кладбищенские пассажи" из первой части омрачают веселье. Вторая скрипичная соната - переложение Сонаты для флейты и фортепиано, сделанное Прокофьевым по просьбе скрипача Давида Ойстраха в 1943 году. Сочинение очень виртуозное, но вместе с тем лирически изящное, в котором солнечные мотивы переливаются то детскими рисунками на песке, то веронскими пейзажами из балета "Ромео и Джульетта", то фирменной прокофьевской воздушной лирикой, то пионерскими маршами. Советское музыковедение повесило на эту музыку ярлык бесконфликтной драматургии, тем не менее среди этой беззаботной музыки, то и дело возникают драматичные места и солнце заслоняется тенью, вызывая в воображении какой-то неприятный и даже порочный образ. Пять мелодий» для скрипки и фортепиано – транскрипция «Пяти песен без слов» для голоса с фортепиано, сделанная Прокофьевым в Париже в 1925 году. Очень изящные и утончённые лиричные пьесы, отразившие французские впечатления Прокофьева посвящены скрипачам - друзьям композитора. Также в программе скрипичные транскрипции танцевальных пьес Прокофьева, Бартока, Равеля, Хачатуряна, Дворжака, Брамса, Крейслера, Гранадоса, Альбениса, Венявского
Соната для скрипки соло, Op. 115 I. Moderato II. Andante dolce (Theme and Variations) III. Con brio Соната для скрипки и фортепиано № 1, Op. 80 I. Andante assai II. Allegro brusco III. Andante IV. Allegrissimo - Andante assai, come prima Пять мелодий для скрипки и фортепиано, Op. 35 I. Andante II. Lento, ma non troppo III. Animato, ma non troppo IV. Allegretto leggero e scherzando V. Andante non troppo Соната для скрипки и фортепиано № 2, Op. 94 I. Moderato II. Presto III. Andante IV. Allegro con brio
CD2 Сергей Прокофьев - Пять пьес из балета "Золушка" (арр.М.Фихтенгольц) 1. Вальс (Allegretto) 2. Гавот (Allegretto) 3. Паспье (Allegretto) 4. Фея Зимы (Moderato quasi Allegretto) 5. Мазурка (Allegro ma non troppo) Antonin Dvorak - Slavonic Dance No. 10 in E minor Op. 72 No. 2 (B147) (arr. Fritz Kreisler) Johannes Brahms - Hungarian Dances: No.6 in G minor (arr. Paul Klengel) Bela Bartok - Rumanian Folk Dances Sz56 (arr. Zoltan Szekely) I. Joc cu bata II. Braul III. Pe loc IV. Buciumeana V. Poarga romaneasca VI. Maruntel Henryk Wienawsky - Kujawiak in A minor Henryk Wienawsky - Polonaise No. 1 in D major Op. 4 Fritz Kreisler - Liebesfreud Fritz Kreisler - Liebesleid Fritz Kreisler - Schon Rosmarin Enrique Granados - Spanish Dance No. 5 Op. 37 (Andaluza) Isaac Albeniz - Recuerdos de viaje Op. 71: No. 6, Malaguena (arr. Fritz Kreisler) Maurice Ravel - Valses nobles et sentimentales (arr. Jascha Heifetz) I. Vif II. Moins vif Арам Хачатурян - Танец Айши Арам Хачатурян - Танец с саблями
Дмитрий Ситковецкий, скрипка Павел Гилилов, фортепиано
Панчо Владигеров (1899-1978) - болгарский композитор. В его зрелых произведениях национальная песенная и танцевальная основа органически сочетается с высокой композиторской техникой, современными приёмами письма. Для музыки Владигерова характерны романтичитическая приподнятость образов, яркая эмоциональность, утончённость гармонии, завершённость формы, доминируют светлые образы, картины природы, бытовые сцены
Bulgarian paraphrases, Op.18: Ratschenitza (1925) (7:52) Bulgarian Suite, Op.21: Chant (6:41) Violin Sonata in D major, Op.1 (1914) I. Agitato (6:10) II. Andante cantabile (9:11) III. Allegro con brio (9:08) 4 Pieces, Op. 12 (1919) 1. Illusion (3:00) 2. Intermezzo (2:57) 3. Romance Du Nord (5:15) 4. Valse (2:42) Bulgarian Rhapsody, Op.16, "Vardar" (1922) (7:40)
Спасибо! Музыковеды снова "зажигают"-теперь порочной объявлена с детства знакомая вторая соната Прокофьева- лучезарная музыка, пионерское детство! Предлагаю дискуссию на тему-"Что есть порочная музыка?", или , в духе соцреализма "Порочная музыка:кому это выгодно7"
Нет, Прокофьев тут ни при чём, да и с гражданкой Мендельсон он был, кажется, в официальном браке. Я о том, как одним словом можно или привлечь внимание, или исказить сущность. Ну и об абсолютной оторванности теоретиков от исполнительских реалий. Мне тоже 50, а ей было этим летом 19...и кто мне скажет, что я порочен?
По моему от знакомства с гражданкой до ухода из семьи большой срок прошёл. И почему же оторванность. А Престо? Обычные музыканты вот что пишут - мнения разные:
"Играл и даже записывал ее в обоих вариантах. Обсуждал со скрипачами и флейтистами. Все флейтисты говорят: да что же это, на скрипке она совсем не звучит, просто ужасно! А скрипачи говорят - флейтисты же эту сонату вообще не могут сыграть,убожество какое-то выходит! : Я болею все же за флейтистов. Эта музыка напоминает мне какие-то детские рисунки на песке, а в скрипичном варианте в ее звучании появляется нечто знойное, порочное. Да и в середине второй части, и особенно в третьей, скрипка явно проигрывает флейте."
"Субъективное восприятие примерно такое - 1 мистифицирующая, несерьезная, не требующая привнесения излишей драмы в "драматические" места. 2- самое интересное здесь середина, опять - таки принято наворачивать там Бог знает какие страсти, а не следует. 3- медитация. Hикто почему-то не играет фразу той длины, которая написана. 4 - пионерская, самая детская"
То есть всё от исполнителя зависит. Здесь всё почти беззаботно (у Ситковецкого). Прокофьева можно и так трактовать, но всё-таки у него даже в чопорных менуэтах острые ритмические шпильки тут и там
Вот именно-всё от исполнителя зависит. Эти дискуссии-флейта или скрипка-мне знакомы, и тут каждый отстаивает своё. У меня есть друг скрипач, одессит, к-рый утверждает, что только в Одессе знают , как делается музыка, причём ограниченным его не назовёшь.так, к слову... Я о многочисленных завиральных идеях музыковедов. А происхождение они имеют то, по моему убеждению, что люди не играют-поют сами. и поэтому представления не имеют, что есть музыка на самом деле. Только пропуская её через свои пальцы и нервы (голосовые связки, сердце, душу) можно понять её истинное значение и силу. И это не в обиду меломанам. Среди них, теоретиков, есть люди , хорошо, даже великолепно чувствующие и оценивающие, может быть, более интуитивно. Музыка умеет быть коварной, умеет и мстить. Вот свежайший пример-сегодня на репетиции играл клавир "Царской невесты", игранный уже сотни раз=играл позорно, т.к. за лето руки совершенно забыли свой путь, и то, что раньше игралось " с закрытыми глазами", сегодня потребовало неимоверных усилий. Какой критик это поймёт?-просто напишет-сыграно плохо...
Сочувствую Никто у вас право на собственное творческое видение не отнимает. Даже Прокофьев (не теоретик) самому Рихтеру сказал задорно: 'И так можно играть эту сонату'. А тот не обиделся, но играл по-своему
Комплимент вполне в духе Прокофьева. Поди разбери-то ли похвалил, то ли утешил. Господи, сколько шишек набьёшь, пока в тебе признают исполнителя! и не раз придёт желание стать критиком-а что, за роялем ежедневно сидеть не надо, строчи себе о порочности и прочем,...и слава тебя найдёт.
Юра, переквалифицировайтесь в критика. В самом деле, согласен - не такой тяжкий труд. Хотя с другой стороны - музыка - как о ней словами рассказать, тоже не просто, проще сыграть. Замкнутый круг
Да это радикал вредничает. Вы нажмите показать картинку, если не хочет. Картинка по теме - там еврейские дядечки сидят, выпивают, один пиликает на скрипке
Нажимал, естественно... тишина. Сходил по ссылке: http://s003.radikal.ru/i203/1010/fa/075a98acb4dc.jpg - выдаёт ошибку 404, мол переименована, либо перемещена.
Я так думаю, что сначала художник нарисовал трёх дядек, соображающих на троих. Но организаторы выставки отклонили картину под предлогом малой сюрреалистичности сюжета. Огорчённый художник хотел уж было смыть картину, не пропадать же холсту. Принял немножечко на грудь... так, всего один стаканчик и, прежде чем приступить к процедуре расставания с таким душевным сюжетом, намалевал в свободном уголке скрипача... отступил на шажок, стрельнул критически глазом и уравновесил композицию фигурой ещё одного неизвестного, полускрытого деревом. Тут зашёл на огонёк один критик. Увидел... Воскликнул: "Шедеврально!!!" Репутация художника была спасена.
Художника не запомнил, а скрипачу повезло, что хоть сидит рядом с едой - может нальют, а кого-то в лес выгнали _ Нашёл: Владимир Любаров Лехаим. Из серии Еврейское счастье. _ Скорей всего это сюр. Не стоит копаться в смыслах - фантазия художника не поддаётся логике
Маэстро, натрите смычок канифолью, И скрипку привычно приладьте на теле, Водите по струнам любовно и больно... Водите, водите - ведь Вы так хотели. И даже Она Вас о том же просила. Как странно все спуталось в мире желаний... К чему Вам теперь сбереженные силы? Уже не секрет: Вы придуманы сами. Уже не секрет: Вы - закрытая книга, Вино в запыленной старинной посуде... Поверили сплетням, погрязли в интригах. Вы только начните - мелодия будет...
В этом жж ещё куча картинок и стихов http://www.liveinternet.ru/users/2010239/rubric/1580969/
Если музыка вызывает порочные образы а аоображении, то, скорее всего, порочно воображение. Я бы посоветовал его отключить и включить сознание, направив его на слежение за развитием формы и деталями гармонии.
Отключить воображение при прослушивании музыки? Протестую. Тогда исчезнет вообще музыка, будут бессмысленные звуки. Скорее уж так - постараться изменить воображение и мыслительной силой воли и разума поработать над ассоциативным рядом. "Слежение за развитием формы" - для этого тоже нужно воображение. А формально за деталями гармонии также следить не удастся, если гармонии не будут вызывать ощущений, ассоциаций, образов (пусть и на уровне эмоций, ощущений), то есть, опять-таки, воображения.
Мне нравится, когда внимательно читают и понимают смысл написанного. Особое внимание прошу уделить третьей строчке, посвящённой как раз этому вопросу "порочных образов".
Воображение не надо отключать - надо его развивать и над ним работать. И даже Вы, как бы не ратовали за "Путь Сознания", но этот сознательный подход к музыке будет просто ничем - сухой, непонятной фикцией, "математикой" - если за ним не будут подкреплены некие ощущения, образы (не обязательно конкретные), и воображение. У Вас тоже, наверняка, так и есть - иначе бы это "сознание" без наполнения Вам бы давно ничего не говорило и уже надоело бы.
Однако чего в этих словах больше - признания в зачем-то намеренно написанных глупостях или же демагогического "трюка" для очень красивого завершения обсуждения - вопрос интересный.
А я специально иногда скандальные аннотации подбираю. Очень приятно когда их замечают. А когда человек слишком серьёзен и при этом ещё и нравоучителен и даже в чём-то прав, это настораживает и вызывает недобрые чувства у окружающих. И мне нравится прокофьевское разложение, вырождение, оно всегда радостное, уводит от жуткой реальности в мир порочных грёз
Тут по моему просто сравнение было между флейтовым и скрипичным вариантом. Последний кому-то показался чуть декадантским. Конечно, у Прокофьева и в мыслях не было превращать пионерский лагерь в гнездо порока и разврата. Это было бы слишком Пожалуйста!
Начал прослушивание снизу, огромное спасибо за Владигерова, уже слушал концерт для фортепиано, теперь для скрипки... действительно веет теплым ветром с черного моря, угадывается слынчев бряг вечером
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".