Татьяна Минеева – сопрано Полина Баканова – меццо-сопрано Вячеслав Воробьев – тенор Дмитрий Кузнецов – бас
Академический Большой хор Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Мастера хорового пения». Художественный руководитель — Заслуженный деятель искусств России Лев Конторович. Тихоокеанский симфонический оркестр. Художественный руководитель и главный дирижёр — Заслуженный артист России Михаил Аркадьев.
Запись с концерта 22 сентября 2010 года в Большом зале Приморской краевой филармонии, г. Владивосток.
В конце данной записи вместо заключительного аккорда финальной фуги следует повтор Lacrimosa. Михаил Аркадьев так прокомментировал это свое решение: «Прием буквального повтора музыки в рамках мессы (а Реквием это траурная месса) использовал Бах в своей Высокой Мессе,а прямое влияние Баха на Моцарта хорошо известно. Идея повторить в конце уже написанное Моцартом, которой следовал Зюсмайер, здесь тоже пригодилась. Кроме того, в Лакримозе опять возникают слова "dona eis requiem”. И, наконец, это единственная часть, которая заканчивается минорным плагальным кадансом с мажором в конце на слове "Amen”. Так что у меня, кроме психологических (любовь к Лакримозе и посвящение исполнения памяти Моцарта), было еще несколько независимых причин решится на такое изменение структуры».
Хорошее серьезное исполнение. К сожалению, динамика на записи несколько выровнена компрессором. Очень понравилась сопрано, хор, эмоциональное бескомпромиссное звучание струнных. Правда, плохо слышно низкие струнные – тоже, видимо, проблемы записи. В Requiem перед вступлением хора и в Lacrimosa перед громкой репризой предпочитаю более резкие переходы. Хороший темп Kyrie (при повторе в финале, кажется, еще быстрее), жгучее страстное исполнение (то же самое можно сказать и про Dies irae), мощная кода. В Tuba mirum тромбон звучал с верхнего балкона – несколько громковат. Rex tremendae очень хорош, возможно, лучший номер в данном исполнении. Confutatis можно было сыграть пожестче, в voca me сопровождение, на мой взгляд, громковато. Lacrimosa с начала восхождения – мурашки, потом бывали моменты излишне сдержанные, в частности, первый слог “Amen” (дело, конечно, исполнительское – кто-то вообще весь “Amen” исполняет тихо); очень сильное начало второй фразы в репризе (сильнее, чем при повторе всего номера в конце произведения). Хорошо получилась фуга quam olim Abrahae. Понравился Agnus Dei, то мрачно-мучительный, то медитативный. К началу финальной фуги страсти накаляются и, дойдя до предела, обрываются, выразительной паузой и началом Lacrimosa. Можно долго спорить о правомерности такого решения, но, на мой взгляд, чисто исполнительски все получилось достаточно обосновано. Лично я не вижу в таком решении ничего криминального в силу того, что незавершенность автором произведения дает некоторый простор для различных версий (что мы уже не раз наблюдали на Погружении). Мы все равно так до конца и не узнаем, что же в точности говорил Моцарт Зюсмайеру. Единственное, что нарушено в данной трактовке – это классический порядок номеров заупокойной мессы.
Особо хочется отметить литавры! Здорово звучат, а то часто их партия в "Реквиеме" в кашу превращается! Здесь отчетливо! В Lacrimosa мне, конечно, больше нравится, когда в литавры не просто ударяют, а делают tremolo crescendo в кульминации... Но так Lacrimos'y очень редко исполняют.
Да не только литавры.. Весь оркестр и хор продемонстрировали блестящую работу, виртуозную, тонкую. А сколько неистовой страсти, глубины, проникновенности в самозабвенной работе дирижера! Какая сила духа, какая музыкантская и человеческая мощь! Такое исполнение Реквиема и такую интерпретацию слышу впервые. В потрясении! Могу вообразить, что испытали слушатели, сидящие в зале. Восхищаюсь выдающимся мастером Михаилом Аркадьевым!
Все исполнительские штрихи как в оркестре, так и в хоре - это пожелания маэстро. Что исполнители сделали в точности.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".