Музыкальная зрелость Рихарда Штрауса наступила рано: в совсем еще юном возрасте издательство начало печатать его сочинения. Будучи ребенком, он имел возможность посещать оркестровые репетиции Мюнхенского придворного оркестра, там же от ассистента дирижера получил частные уроки по теории музыки и оркестровке. В распоряжении молодого Штрауса были многочисленные залы, где он представлял свои первые творения. Своё первое оркестровое сочинение - Польку портного (Schneiderpolka) Рихард Штраус написал уже в 6 лет. В одиннадцатилетнем возрасте мальчик начал постигать теоретические дисциплины - гармонию, анализ форм, оркестровку под руководством мюнхенского дирижера Ф. В. Мейера. Участие в любительском оркестре помогло практически изучить инструменты, что оказало неоценимую помощь в дальнейшей деятельности. Рано созревшее мастерство сказалось в произведениях различных жанров, создававшихся в процессе учения. Партитура Торжественного марша, написанная двенадцатилетним музыкантом, была издана. В возрасте 13-20 лет он писал много, в разных жанрах, как бы закрепляя на практике полученные знания и очень быстро завоевал у критики и публики репутацию подающего надежды музыканта. Одновременно он постигал искусство дирижирования исполняя собственные сочинения с оркестром из таких же юных музыкантов
Написанная 17-ти летним композитором Симфония ре минор (1880) была довольно высоко оценена - критик Э.Ганслик и Йоганнес Брамс увидели в ней большую одаренность юноши. Известный дирижер Герман Леви включил её в программу абонементских концертов Мюнхенской музыкальной академии. Как и другие его композиции этого периода, симфония ещё консервативна. Штраус писал тогда в традиционном стиле, в рамках классических и романтических традиций, но профессионально - он прекрасно чувствовал возможности и специфику звучания различных инструментов и умел облекать казалось бы отвлеченные идеи в богатую музыкальную форму. В дальнейшем Штраус отказался от этой симфонии как от незрелого опуса. Интересно, что ещё в 1874 году Штраус впервые услышал оперы Рихарда Вагнера 'Лоэнгрин', 'Тангейзер' и 'Зигфрид' и влияние музыки Вагнера на стиль Штрауса могло стать определяющим, но его отец запрещал ему изучать Вагнера - в доме Штраусов музыка Рихарда Вагнера считалась музыкой низкого сорта и приветствовались традиции классиков, Бетховена, Шумана, Мендельсона. Видимо поэтому ранние сочинения Штрауса традиционны по стилю и выдержаны в строгих классических формах. Тем не менее, его музыка своей мелодической яркостью выгодно отличалась от произведений многих композиторов, сочинявших в духе Брамса или Шумана, и имела успех.
Симфонии № 2 фа минор (1883), в отличие от первой он присвоил опус - 12. Симфония написана для стандартного оркестра, в обычных четырех частях, хотя скерцо и медленная часть переставлены. Первая часть симфонии своим тематизмом очень обязана музыке Бетховена (Седьмая симфония, Eroica, увертюра Эгмонт). Главная тема финала чем то похожа на мелодии Брукнера, ближе к концу Штраус (как и Брукнер в своей 3й) напоминает темы из предыдущих частей симфонии. Иоганнес Брамс выразил отношение к музыке симфонии двумя словами: "Очень красиво!", посоветовав молодому композитору "обратить внимание на танцы Шуберта,", чтобы принять меры "против тематической неуместности," и "чрезмерного скопления многих тем, которые противопоставлены друг другу." Последнее можно списать на дилетанство автора, но что-то подобное можно увидеть в сочинениях других композиторов уже в 20м веке, например в Концерте Белы Бартока для Оркестра. Симфония фа минор принесла Штраусу известность за границей. В 1884м Теодор Томас дирижировал ею с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, а в следующем году она исполнялась в Кёльне известным дирижером Ф.Вюльнером. Г.Бюлов настоял, чтобы Рихард продирижировал фа-минорной симфонией в Саксен-Мейнингене. Симфония имела успех у публики, как и мастерство молодого дирижера
1. Schneiderpolka o.op.1 (1870) (2:27) Serenade in G o.op.32 (1877) 2 I. Introduktion. Andante - Allegro vivace (7:09) 3 II. Adagio (5:09) 4 III. Scherzo. Allegro vivace - Trio (4:08) 5 IV. Finale. Andante - Allegretto (5:32) 6 Gavotte IV in D o.op.59 (1879) (3:09) 7 Serenade (Andante) for 13 wind instruments op.7 (1881) (8:21) 8 Concertouvertüre in C minor o.op.80 (1883) (13:02) 9 Grand March in C o.op.87 (1888) (7:14)
Почему же незрелые - просто стиль другой. Хотя конечно перемена резкая была Вот что пишут: "Новаторства Листа и Вагнера не одобрял и не воспринимал отец Рихарда, не воспринимал его и сам Рихард. Однако уже первая поездка летом 1886 года в Байрейт со скрипачом оркестра А.Риттером, страстным поклонником творчества Вагнера, с которым он подружился в Мейнингене, поколебала мнение Рихарда о музыке этого композитора, постановки «Тристана» и «Парсифаля», которые им удалось посмотреть, не оставили Рихарда равнодушным. Кроме того друг Риттер убедил Штрауса отказаться от своего консервативного юношеского стиля и приступить к сочинению симфонических поэм в духе Берлиоза и Листа; он также познакомил Штрауса с сочинениями Шопенгауэра "
А кроме того это коллекционерам интересно. 4 симфонии лучше, чем 2 В известном оркестровом интеграле с Кемпе их нет http://www.intoclassics.net/news/2009-04-11-5099
Большое спасибо. Ещё один коллекционер. Не знаете л и Вы, в тематическом каталоге Р Штрауса есть большое количество ф-ной музыки самого раннего периода - сонатины и масса разных пьес. Опубликовано ли это?
Если нравится, у меня ещё есть три концерта с Ашкенази - ранний скрипичный и два концерта для кларнета и гобоя с оркестром 40х годов, где Штраус к классицизму вернулся
Здесь http://intoclassics.net/news/2010-09-29-18789 Ранние оркестровые сочинения добавил - из этого же комплекта, что и симфонии - vol.1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".