Предлагаю любителям французской музыки 20го века послушать несколько интересных записей. В программе: 'Архаическая сюита' Онеггера, 'Баллада Редингской тюрьмы', 'Вакханалия', Луисвильский концерт и 'Бостониана' Ибера, двойной диск - "Дариюс Мийо дирижирует" (6 маленьких симфоний, "Бык на крыше", "Человек и его желание", концерты) и работы для маленького оркестра Альбера Русселя
Прелюдия Артюра Онеггера к пьесе Метерлинка "Аглавена и Селизетта" (1917) - его первое оркестровое сочинение, тихая красивая работа, которая, обнаруживает следы влияния Дебюсси (Игры, Образы), "Архаическая сюита" (1951) - последняя вещь, сочинённая им для оркестра, и все признаки серьёзного стиля композитора в нём налицо - возвышенные и строгие хоралы, простые темы в народном духе, сардонические соло трубы и жалобные реплики скрипки создают атмосферу неоднозначного средневековья "Баллада Редингской тюрьмы" по Оскару Уайльду (1920) - одна из самых впечатляющих ранних работ Жака Ибера. Каждая часть этой симфонической поэмы соотносится с конкретными стихотворными строками Уайльда. Средствами музыки создано томительное ожидание смерти и атмосфера тюремного заключения. В этом сочинении композитор талантливо использовал всю многокрасочную палитру музыкального импрессионизма. Причём заметно, что он больше тяготееет к традициям Равеля и Дюка, хотя интонации Моря Дебюсси тоже присуствуют.
В оркестровой "Вакханалии" (1956), которую часто сравнивают с Танцем с саблями Хачатуряна, Ибер создал динамичный, гротескный образ гулянки "на всю катушку". Луисвилльский Концерт (1953) написан по заказу американского Луисвилльского Оркестра. Это эффектная пьеса, вдохновлённая джазом и Гершвиным, её по праву можно назвать "Француз в Луисвилле". Бостониана (1955) - первая часть неоконченной Второй симфонии Ибера, впервые исполнена в 1963 году. Короткое симфоническое движение своей энергетикой напоминает о великом друге композитора Артюре Онеггере, и было написано как посвещение ему.
Prelude pour Aglavaine et Selysette, H. 10 (1917) (7:46) Suite archaique, H. 203 (1951) I. Overture: Largemento (4:25) II. Pantomime: Presto (2:02) III. Ritournelle et Serenade (3:40) IV. Processional (4:33)
Jacques Ibert (1890-1962) La Ballade de la Geole de Reading (1920) I. Il n'avait plus tunique ecarlate (12:35) II. Cette nuit la... (7:14) III. Le vent frais du matin commenca a gemir (5:28) Bacchanale, for Orchestra (1956) (8:08) Louisville Concerto, for Orchestra (1953) (11:22)
The Louisville symphony Orchestra Robert Whitney, cond. 1969-71
Bostoniana for Orchestra (1955) (6:52) City of Birmingham Symphony Orchestra Louis Fremaux, cond. http://files.mail.ru/EHKJRL
mp3-192
Дариюса Мийо можно назвать самым смелым и даже экстравагантным композитором "Шестёрки". В его сочинениях слушатель найдёт тонкую лирику и хлёсткую сатиру, мягкую утончённость и жёсткость, сочетающуюся с поразительным остроумием. Неповторимый стиль Мийо во многом сложился под влиянием фольклора разных народов, в частности южно-французского и латиноамериканского, кроме того он изучил множество направлений в музыке - от сочинений трубадуров и ренессансной полифонии до новейших течений. Его творчество поражает неиссякаемым творческим даром - никаких затруднений в темообразовании, музыка обычно жива и изливается свободно-импровизационно. При всей полифонической насыщенности фактуры Мийо обладал необычайно лёгким пером, для него не характерен нарочитый конструктивизм, строгость форм и монументальность. Форма его сочинений всегда компактна, манера композиторского высказывания лапидарна, что однако не исключает присутствие очаровательных мелодических и тембровых находок. На всю жизнь в памяти Дариюса запечатлелся оригинальный бразильский фольклор, красочный быт Бразилии, дух её карнавалов. Непосредственным результатом пребывания в этой стране явились пронизанные ритмами и интонациями бразильских народных мелодий, португальского и негритянского фольклора партитуры балетов - мистико-эротического 'Человек и его желание" (1918), написанного под впечатлением от танца Нижинского, гастролировавшего в Рио-де-Жанейро с труппой русского балета Дягилева и эксцентричного – "Бык на крыше" (1919). Сюжет "Быка на крыше" комичен: США, времена "сухого закона", налёт полицейских на подпольный бар, который владельцы тут же превращают в кафе молочную. Музыка основана на эстрадно танцевальных ритмах, которые делают действие зажигательным и динамичным. В Рио-де-Жанейро были написаны "Шесть маленьких симфоний" (1917-1923), которые вводят нас в атмосферу музыкально-поэтических впечатлений от природы, весны, любовных забав и в лабораторию мастера, радующегося своему умению сплетать из звуколиний прихотливые красочные узоры и сочетать их в остро ритмованные мелодические политональные комплексы. Мийо много писал также в жанре инструментального концерта. Ему принадлежит более тридцати концертов и концертных пьес для различных инструментов с оркестром. В 1920-е годы композитор стремится обновить привычные "классические" разновидности инструментального концерта и вводит ранее не использовавшиеся в качестве концертных инструменты - ударные, маримбу, вибрафон. Интересны его концертные пьесы c солирующими инструментами - "Карнавал в Эксе" для фортепиано с оркестром, "Цизальпинская сюита" для виолончели с оркестром и др.
CD1 1. Petite symphonie No. 1, pour orchestre de chambre, "Le Printemps", Op.43 (1918) (3:32) 2. Petite symphonie No. 2, pour orchestre de chambre, "Pastorale", Op.49 (1921) (4:37) 3. Petite symphonie No. 3, pour orchestre de chambre, "Serenade", Op.71 (1921) (3:39) 4. Petite symphonie No. 4, pour 10 cordes, "Dixtuor", Op. 74 (1921) (6:04) 5. Petite symphonie No. 5, pour 10 vents, "Dixtuor d'instruments а vent", Op.75 (1922) (6:06) 6. Petite symphonie No. 6, pour quatuor vocal, oboe & violoncelle, Op.79 (1923) (7:00) 7. L' Homme et son desir, ballet (poeme plastique de P.Claudel), pour 4 voix, 12 instruments & 15 percussions, Op.48 (1918) (17:15) 8. Concerto pour Piano et Orchestra No. 2, op.225 (1941) (12:27) 9. Suite Cisalpine sur des airs populaires piemontais, pour violoncelle & orchestre, Op.332 (1954) (14:41)
Grant Johannesen, piano Thomas Blees, cello Mallach Georges, cello; Norbert Matern, Oboe Venent Arend, tenor; Josette Doemer, soprano; Marie-Jeanne Klein, contralto; Raymond Koster, bass Luxembourg Radio Symphony Orchestra Darius Milhaud, cond. 8,9-Bernhard Kontarsky, cond.
CD2 1. Le Boeuf sur le toit, ballet sur un argument de Jean Cocteau, op.58 (1919) (15:31) 2. Concerto pour Percussion and Chamber Orchestra, op.109 (1929) (7:41) 3. Concerto pour Viola et Orchestra No.1, op.108 (1929) (12:05) 4. La Muse menagere, suite pour 2 pianos, op.245 (1944) (21:20) 5. Le carnaval d'Aix, fantaisie pour piano & orchestre, op.83 (1926) (18:20)
Faure Daniel, percussion Ulrich Koch, viola Carl Seemann, piano Darius Milhaud; Grant Johannesen, piano Luxembourg Radio Symphony Orchestra Darius Milhaud, cond. 1-Louis de Froment, cond. rec. 1967-68,1972
В последние 10 лет жизни Альбер Руссель нашёл свой "окончательный стиль" - неоклассицизм, но это была не архаика или возврат к прекрасной старине. Тематический материал сочинений Русселя этого периода состоит из коротких отрезков, различные звуковые комбинации которых и образуют развитие, а сами эти развивающиеся эпизоды цепляются друг за друга без малейшей остановки, составляя единую непрерывную музыкальную ткань, отличающуюся полифоничностью письма, склонностью к политональности и полимодальности, c влияниями джаза. Руссель активно работает над просветлением и очищением своего стиля от 'какофонии', в которой когда-то мягко упрекнул его Эрик Сати, одновременно стараясь не потерять современности музыкального языка. Своеобразным полигоном для этого движения становятся концертные симфонические произведения, появившиеся в конце 1920-х годов, среди которых можно выделить Концерт для малого оркестра (1926-27), где Руссель нео-классик возраждает причудливую структуру Сoncerto grosso и жанровую "Маленькую сюиту" для оркестра (1929) - танцевальный дивертисмент в трёх частях - Утренняя серенада, Пастораль и Маскарад. Cимфониетта (1934), написанная в год завершения трёхактной оперы "Завещание тётушки Каролины' соединяет упругие мускульные темы с контрапунктом, которым Руссель владел мастерски
1. Petite Suite pour Orchestre, op.39 (1929) (13:20) 2. Concerto pour Violoncelle et Orchestre, op.57 (1932) (12:45) 4. Concert pour petit Orchestre, op.34 (1926-27) (12:46) 5. Sinfonietta pour string Orchestre (1934) (8:55) 6. Overture Le Testament de la Tante Caroline (1934) (3:53)
Ensemble instrumental de Flandre Wallonne Bruno Membrey, cond.
http://files.mail.ru/QVGOIL mp3-192
Очень симпатичная миниатюрная сюита Жермен Тайфер.
Germaine Tailleferre (1892-1976)
Petite Suite for Orchestra (1957) (4:31) Foundation Philharmonic Orchestra David Snell, cond.
Русселя часто забывают и недооценивают, а ведь 'Шестёрка' это не только влияния Сати, но и Русселя - особенно Мийо и Онеггер много от него взяли. И Мартину c Лютославским. Если увлечься, то все они хорошо идут
Да умел быть Русcель приятным и доступным когда хотел Я больше всего у него люблю первую и 3ю, Паука, фп концерт, сюиты, Маленький концерт, симфониетту, Эльфенора, Le Marchand De Sable Qui Passe и скрипичную сонату n.2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".