Артур Схондервурд и ансамбль Cristofori исполняют шесть фортепианных концерта Бетховена на молоточковом клавире начала XIX века и исторических инструментах. Так называемый фп. концерт N.6 - это переложение для фортепиано с оркестром скрипичного концерта op.61, сделанное самим Бетховеном
Хаммерклавир, или венское фортепиано – уже не клавесин, но ещё не рояль. Именно для этого предшественника современного фортепиано и писал Бетховен. От привычного рояля он отличается рядом конструктивных и акустических особенностей - инструмент имеет меньшие размеры, нажатие на педали осуществляется коленями, но – самое главное – благодаря тонким струнам и кожаным молоточкам хаммерклавир звучит тише и мелодичнее. Присутствие хаммерклавира обязывает и солистов, и оркестр к особой дисциплине звука, к самоограничению и оглядке на исполнительский стиль позднеклассического концертирования. Надо сказать, что в сравнении с блеском романтического концерта или масштабом концертных опусов XX века этот стиль предполагал куда более скромную звучность, которая не мешает однако наслаждаться бетховенскими трудами
Из рецензий: "Вот запись бетховенских фортепианных концертов, от которой любой человек, привыкший к тому, как эта музыка обычно звучит сегодня, отшатнется в крайнем изумлении. Как, и это Бетховен? Где оркестровая мощь и пламенный фортепианный звук!? Вместо теперешнего концертного рояля - вежливое звучание исторического хаммерклавира, оркестр сведен к крохотному ансамблю, который даже в тутти никогда не бывает чересчур громогласным. Все, конечно, не без резонов: записывая свои версии концертов Бетховена, пианист Артур Схондервурд исходил не из общих представлений об историческом исполнительстве, а из конкретных фактов о тех концертах и тех залах, в которых бетховенская музыка звучала впервые. В правдоподобность получающейся реконструкции на головном уровне веришь сразу, для того, чтобы согласиться с ней как с музыкальным достижением, все-таки требуется известное усилие: слушать такого Бетховена, безусловно, приятно и любопытно, но это, скорее, приятность безукоризненно работающей старинной механической игрушки."
Ludwig van Beethoven (1770-1827)
Concerto pour pianoforte № 3 op.37 (1800) I. Allegro con brio (14:25) II. Largo (8:46) III. Rondo, Allegro (10:11)
Concerto pour pianoforte № 6 op.61a (1805) I. Allegro, ma non troppo (19:33) II. Larghetto (7:35) III. Rondo (8:28)
Concerto pour pianoforte № 4, op.58 (1806) I. Allegro moderato (16:21) II. Andante con moto (3:56) II. Rondo. Vivace (10:46)
Concerto pour pianoforte № 5, op.73 (1809) I. Allegro (21:15) II. Adagio un poco moto (6:41) III. Rondo. Allegro ma non troppo (10:46)
Arthur Schoonderwoerd, pianoforte & direction fac-simile d'un pianoforte viennois de Anton Walter, 1800 (op.37) pianoforte viennois original de Johann Fritz, 1805-1810 (op.61a, 58, 73) Cristofori orchestre sur instruments anciens
И ещё одна интересная транскрипция в исполнении пианиста Роберта Левина, который Реквием Моцарта дописал - 4й концерт Бетховена в аранжировке для ф-но и струнного квинтета
Concerto No. 4 In G Major, Op. 58 For Piano And String Quintet 1. Allegro moderato 2. Andante con moto 3. Rondo. Vivace
Robert Levin, piano Orchestre Revolutionnaire et Romantique John Eliot Gardiner conducting
Схондервурд - игра в фантики. Безусловный чемпион по умению разъять форму и содержание и выбросить последнее на помойку. Кому оно нужно, его и так все знают. Левин с Гардинером (у меня весь их цикл) - вполне можно слушать, особенно Гардинера. Ваш тег "Беховен" - это случайно или намеренно?
Я тоже считаю, что самому Бетховену больше бы Караян понравился , с другой стороны, не так часто в последнее время хочется Бетховена слушать - слишком знакомое всё Тэг - случайно А Левина я бы послушал - у него там какие-то каденции необычные
Караян - не Караян, но «От сердца пусть это идет к сердцу» - абсолютно аутентичные слова Бетховена (приписаны к партитуре Торжественной мессы), и, по идее, уж должны быть известны аутентисту.
Я вообще считаю, что аутентистов нельзя делить на плохих и хороших, они бывают более или менее эксцентричные. Люди на Саваля шли как на праздник, а уходили не дождавшись второго отделения. Призвание любого аутентиста - изначально пародия, но ведь были же и Стоковский и Бернстайн. В спорах об их гениальности рождается не истина, а только желание набить собеседнику лицо
а какая была численность струнной группы во времена Бетховена ? интересно, он именно так эту музыку слышал ? и кстати мне очень понравилось как звучит знаменитый нисходящий пассаж двойными нотами в коде первой части пятого - на одной педали - изумительно красиво получается.....
....на педали низкой валторны - ни в одном исполнении этой детали еще не слышал - специально залез в партитуру - абсолютно гениально, кому бы еще в голову такое оркестровое решение пришло бы, кроме Бетховена....и вторую часть они по-моему изумительно играют...
В любом случае (и сообщения Andrei Komissarov'а - тому пример), подобные исполнения очень полезно слушать ради свежих впечатлений для "замыленного" уха
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".