Генри Коуэлл - американский пианист, композитор и музыковед. Учился у Ч.Сигера, Р.X.Вудмена в Нью-Йорке и у Э.фон Хорнбостеля в Берлине. Автор множества сочинений разной стилистики, но прежде всего оставшийся в истории, как один из первых экспериментаторов, пытавшийся создавать новые звукосочетания, необычные по форме музыкальные произведения. Генри Коуэлл заявил о себе ещё в юности, исполняя на фортепиано свои произведения c использованием диссонантных многозвучий - кластеров (tone cluster - "гроздь", термин самого Коуэлла). В его пьесах для фортепиано 1910х годов широко применялись удары по клавиатуре ладонями, кулаками, локтями и т.п. Восхищенный Барток даже "спросил разрешения" у молодого Коуэлла использовать кластеры. Названия пьес часто "урбанистичны": "Рекламное объявление", "Фабрика" и т.п. В следующем десятилетии в Советской России такие названия сочинений будут очень часто встречаться в музыкальной литературе ("Газетные объявления", "Завод" Мосолова и др.). Звуковыразительные эксперименты в сочинениях для фортепиано достигли кульминации в пьесах 20х годов: Коуэлл пишет сочинения полностью исполняемые на струнах фортепиано. Если в "Эоловой арфе" (Aeolian Harp, 1923) Коуэлл относительно "традиционно" защипывает струны (это станет обычной практикой во 2й половине ХХ века), то в знаменитой пьесе "Баньши" (The Banshee, 1925) звук возникает при трении струн, вследствии чего слышен довольно устрашающий вой. В 30е годы К. продолжает эксперименты в электронной музыке (писал для "Ритмикона" - электронно-музыкального инструмента, созданного Коуэллом вместе со Львом Терменом), в 1935м создает "Мозаичный квартет" - ранний образец "мобильной формы" ("алеаторика").
Вместе с тем Коуэлл занимался собиранием и изучением музыкального фольклора, на основе которого написал несколько интересных оркестровых сочинений - "Ирладскую сюиту" для фортепиано с оркестром (1929), в которой воплотил образы ирландских мифологических существ - Баньши, Леприконов и Эльфов. Увлечение американской сельской музыкой отразилось в оркестровых циклах "Старинные американские сельские мелодии" (Old American country set, 1937) и "Американский пирог" (American melting pot, 1940), основанный на характерных мелодиях различных иммигрантских групп Америки - немцев, французов, выходцев с Востока, славян, африканцев, латиноамериканцев и кельтов. После кругосветного путешествия создал "Персидский цикл" для оркестра (1957), в котором стремился проникнуть в мир музыкальной культуры Ирана, Индии, Японии. Проявлял интерес к восточной музыке не только как композитор, но и как музыковед. Преподавал в крупнейших муз. уч. заведениях США (среди его учеников - Дж. Гершвин, Дж. Кейдж, Л. Харрисон).
1. The Tides of Manauaun (The Building of Bamba) (1917) (2:29) 2. Exultation (1919) (1:50) 3. Harp of Life (1924) (4:22) 4. Lilt of the Reel, irish dance (1925) (2:02) 5. Advertisment (Second Encore to Dynamic Motion) (1914) (1:09) 6. Antimony (Second Encore to Dynamic Motion) (3:07) 7. Aeolian Harp (1923) (3:43) 8. Anger Dance (Musical Letter) (1:54) 9. The Banshee (1925) (2:35) 10. Fabric (1917) (1:24) 11. What's This (Second Encore to Dynamic Motion) (1914) (0:59) 12. Amiable Conversation (Second Encore to Dynamic Motion) (0:53) 13. Fairy Answer (1923) (2:55) 14. Irish Jig (2:11) 15. Snows of Fujiyama (1925) (2:20) 16. Voice of Lir (1920) (3:09) 17. Dynamic Motion (3:15) 18. The Trumpet of Angus Og (3:24) 19. Tiger (1930) (3:32) 20. Henry Cowell's Comments (13:16)
Persian Set (1957) I. Moderato (5:10) II. Allegretto (3:53) III. Lento (5:08) IV. Presto (1:51) Hymn and Fuguing Tune for Strings (1944) I. Hymn (2:20) II. Fuguing Tune (4:32) American Melting Pot (1940) I. Chorale (Teutonic American) (2:14) II. Air (African-American) (1:37) III. Satire (French-American) (2:21) IV. Alapria (Oriental American) (3:19) V Slavic Dance (Slavic American) (2:22) VI. Rhumba with an added eighth note (Latin American) (3:36) VII. Square Dance (Celtic American) (1:37) Air for Solo Violin and String Orchestra (1952) (6:14) Old American Country Set (1937) I. Blarneying Lilt (1:49) II. Meeting House (2:41) III. Comallye (2:32) IV. Charivari (4:36) V. Cornhuskin' Hornpipe (2:26) Adagio from Ensemble for String Orchestra (1924) (3:48)
Manhattan Chamber Orchestra Richard Auldon Clark, cond
Concerto for Piano and Orchestra (1928) I. Polyharmony. Allegro (3:51) II. Tone Cluster. Lento- Allegro-Lento (8:15) III. Counter Rhythm. Allegro (3:48)
Stefan Litwin, piano Radio Symphony Orchestra Saarbriicken Michael Stern, director
Не факт И стиль изменил на более консервативный - американские фольклорные вещи именно в тюрьме написаны. Выйдя оттуда в 1941м он женился на Сидни Хоукинс Робертсон - музыковеде и этнографе
15.Константин Владимирович (konst) (27 Августа 10 22:35)
[Материал]
В общем, сменил ориентацию во всех сферах жизнедеятельности. Вернулся к традиционным ценностям, так сказать. Хорошие у них там тюрьмы...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".