Элисо Вирсаладзе - блистательная российская пианистка, профессор Московской консерватории. Её мировая артистическая карьера продолжается более четырех десятилетий, увлекая слушателей разных стран в вихрь созданных ею музыкальных образов. Успех в разного ранга исполнительских конкурсах сопутствовал Элисо Вирсаладзе уже в студенческую пору: серебряная медаль Всемирного фестиваля в Вене (1959 год), бронзовая медаль второго Международного конкурса имени Чайковского в Москве (1962 год), золотая медаль на Международном конкурсе имени Шумана в Цвиккау (1966 год). Эти победы стали важной вехой в творческой биографии молодой пианистки. Но симпатии российских слушателей Элисо Вирсаладзе завоевала, бесспорно, своими выступлениями на Конкурсе имени Чайковского. Её игра была отмечена особой поэтичностью, романтической взволнованностью, обаянием, искренностью. Все эти черты со временем не потускнели, а лишь помножились на приобретенный опыт и зрелое мастерство. Можно сказать, что сохранились и основные репертуарные пристрастия пианистки, хотя и они претерпели естественную эволюцию. "...Я с восторгом играю почти всех авторов XIX и первой половины ХХ века. Думаю, что композиторы, которые сочиняли в то время, практически исчерпали возможности рояля как музыкального инструмента. Кроме того, они все были и непревзойденными в своем роде исполнителями". Грузинка по происхождению, Элисо Вирсаладзе воспитывалась в интеллигентной семье. Её дедушка был врачом, а бабушка - Анастасия Вирсаладзе - выдающейся пианисткой и крупнейшим в Грузии педагогом, воспитавшим целую плеяду молодых исполнителей, в том числе и свою внучку Элисо Вирсаладзе. Позже, когда Элисо Вирсаладзе училась в Московской консерватории у выдающегося профессора Генриха Нейгауза, он написал бабушке Анастасии Вирсаладзе: "Я люблю и ценю вашу Элисо и от всей души желаю ей заслуженного успеха. Думаю, что мое чутье меня не обманывает". Мастер не ошибся в своих ожиданиях. Играя на сцене, Элисо Вирсаладзе по сей день словно гипнотизирует зал. Она покоряет публику отточенной техникой, глубоким проникновением в содержание произведения. Её исполнение отличает живая, мгновенная реакция на эмоциональные оттенки любого музыкального материала, а безукоризненность стиля особенно тонко раскрывается в интерпретациях сочинений Моцарта. Как постоянно концертирующая пианистка Элисо Вирсаладзе объездила весь мир, выступала на самых престижных сценах, а её педагогическая деятельность связана лишь с двумя городами: Москвой и Мюнхеном. И в Московской консерватории, и в Высшей школе музыки в Мюнхене она выпустила не один десяток молодых артистов. Многие из них заняли достойное место среди нового поколения пианистов. Ещё одна сфера деятельности Элисо Вирсаладзе - участие в конкурсных прослушиваниях. Пианистка рассказывает: "Нет почти ни одного пианистического конкурса в мире, на котором я не была бы в качестве члена жюри. Но количество этих состязаний не определяет общий исполнительский уровень молодых пианистов. Если взять 20 конкурсов, среди победителей может быть, в лучшем случае, один интересный музыкант, который в дальнейшем развитии будет интересен. Но без конкурса нельзя сделать карьеру, выйти на мировую сцену. Начинать сегодня в искусстве безумно трудно. Я не завидую молодым талантам". Призер второго Конкурса имени Чайковского, пианистка с 40-летним стажем Элисо Вирсаладзе внимательно следит за всеми тенденциями, проявляющимися в состязаниях подобного класса. Она считает, что из-за массовости классическое исполнительское искусство утрачивает элитарность. "Разные есть личности в творчестве, - отмечает профессор Вирсаладзе. - Одни музыканты - для того, чтобы передавать слушателям нечто своё в искусстве, должны вести уединенный образ жизни. Они не могут часто участвовать в презентациях и вечеринках. Другие занимаются этим с удовольствием. Но они вряд ли будут развиваться. Менеджеры, которые успешно раскручивают новых лауреатов, им не помогут, ибо должны быть лишь элементом, а не основой их дальнейшей карьеры. Молодым надо очень серьезно подумать об этом". Элисо Вирсаладзе любит играть на роялях фирмы "Стенвей". Но считает, что нужно уметь играть на любых инструментах. В больших и маленьких городах, где она выступала за свою длинную творческую жизнь, она играла на всяких роялях, приходилось музицировать и на пианино. Но везде волшебное "бельканто" оживало под пальцами Элисо Вирсаладзе, поражая меломанов. О пианистке говорят, что она играет так, как может играть человек, "знающий истину и абсолютно лишенный фальши в чувствах и в звуках".
Вот ее интервью программе "Ночной полет" с Максимовым (она редко дает интервью, а здесь очень много любопытного, о себе, о других, о проблемах своего цеха, и вообще - очень искренняя, обаятельная, как и ее игра):
mp3 (от 128 до 324). Пытался устранить треск на пластинке, ушло 30 минут работы на 30 секунд звучания, бросил это занятие. Приношу извинения за качество. Ссылка:
Послушал этюды Шопена. Ох ... Да, темперамента много (знойное происхождение ярко выражено - чур, не сердиться!), но не уверен, захочу ли я эту запись переслушивать. Никогда я ещё не слышал, например, первый этюд в сдержанном темпе, чтобы он не просто отлетал со свистом, а ещё и звучал величественно. Все-то на нём в скорости упражняются и соревнуются. И вообще всё это можно описать так: "Конь несёт меня лихой, а куда - не знаю"... Чего-то особенного, что бы меня зацепило в интерпретациях, не нашёл. Больше пока ничего не слушал. Помню, играл как-то с Вирсаладзе 1-й концерт Брамса. Сидючи в оркестре, понравилось. Как было в зале, не знаю.
Вчера слушала 1 концерт Брамса из зала! Восторг! Княгиня, аристократка, прямая спина, а руки, руки!! Изящные, безукоризненные, каждое движение величаво и точно. В игре все подчинено авторскому замыслу, прекрасное чувство оркестра. Одухотворенность и самоотдача необыкновенные. Спасибо огромное за выкладку. Отдельные благодарности за интересное и познавательное обсуждение. Я согласна с Теодором, именно "школа" и "порода" с лучшем понимании этого слова. Не школярское тупое повторение, а сохранение великой традиции, преломлённой через личный опыт.
А что - 24 этюда, чтобы "со свистом", да еще в одном отделении концерта - это тоже, по-моему, кое-что значит. А темперамент тут, по-моему, не причем. Когда слушаешь Вирсаладзе, на память в первую очередь приходят такие понятия, как "школа", "порода". Нынешние - беспородные, ниоткуда, сравнивать не с кем. А вот, скажем, ученики Нейгауза - этюды Шопена играют поразительно одинаково, специально сейчас послушал №1 в исполнении Рихтера и Крайнева. На мой взгляд, №1 медленно играть никак нельзя, потому что иначе перестанет звучать его основа, структуро-образующий элемент - октавы в левой руке. Величие-то как раз - в торжественном шествии этих октав. Правая рука - так, ерунда, сопровождение, гармонический комментарий. Вот, наговорил сорок бочек арестантов, теперь - давайте, ешьте меня кому не лень.
Вот, есть еще один основательно забытый у нас ученик Нейгауза - Раду Лупу. У меня есть в его исполнении: Брамс - опусы 79, 117-119, Шуберт - скрипичные сонаты (с Шимоном Голдбергом), Арпеджионе, Экспромты оп.90 и 142. Выложить?
Выложить. Мэтр, за такой комментарий о 1-м этюде-"Так, ерунда, сопровождение, гармонический комментарий"-любой концертирующий пианист бы Вас возненавидел и осмеял. Я-то понимаю, о чём речь, но сколько людей обломало зубы об этот "комментарий"! Хочу признаться-я написал своё мнение об игре Вирсаладзе, но посмотрев её интервью, его удалил. Она мне показалась очень симпатичным человеком. И откровенным. И всё же, при всей классности её пианизма и высоком музыканстве, не мог отделаться от впечатления, что слушаю экзальтированную истеричку, захлестываемую страстями. Повторяю,- мне нравится её игра, но явный перехлёст всегда ей присущ.
Это была моя специальная провокация, в расчете на реакцию профессионала, - дескать, вовсе не ерунда, а самое что ни на есть трудное. У меня есть что сказать: самое трудное - это не просто сыграть эти пассажи вверх-вниз, а сыграть, не акцентируя внимания на их структуре, а этого можно добиться, играя их предельно быстро (ср. с последними тактами 4-го этюда). Вот мое объяснение быстрого темпа. Никакой речи о соревновании в техничности, не такой уж №1 и трудный в заучивании. Соглашусь лишь в том, что там есть 2-3 подлянки, требующие глубокого погружения пальцев и делающие весь этюд весьма опасным для концертного исполнения. Насчет экзальтации - не соглашусь, в 60-е это было нормально, просто все мы отвыкли уже. У каждой эпохи свои акценты. Я думаю, всем нам надо помнить себя молодыми. А как еще насчет 2-х концертов Шопена от Б.Давидович?
Дорогой Теодор, съедение Вас отложим на потом, Вы ещё пригодитесь . Я и не говорю, что №1 надо играть медленно, но - сдержаннее. И октавам в левой руке это только поможет подчеркнуть их торжественную поступь. А когда на эти большие колокола накладываются не маленькие перезвоны, а наезжает в правой руке "Формула-1" - неувязочка получается. Вот шо хотите со мной делайте! Шпарить сейчас могут многие, да и тогда могли. А насчёт всех этюдов в одном концерте - это смелый шаг, и уж если ты на это решаешься, то "расшибись - а будь добёр!", то есть соответствуй. Попомня Ильича, скажу:"Лучше меньше, да лучше." А у Вирсаладзе - напор сильный, специй много... а вот не цепляет меня. Конечно, это по другому, чем Кемпф, у того вообще маловыразительно. Её Шопен мне напомнил, как ещё в советские времена, в 150-летний юбилей гибели Пушкина, было торжественное заседание, по телевизору показывали. И, помимо прочих, выступал грузинский поэт Ираклий Абашидзе. И когда он процитировал со своим бесподобным грузинским акцентом "Кавказ пада мною. Адын в вищине..." - мне до невмоготы захотелось, чтобы у меня в руке оказался рог с вином. Честное слово, по хорошему ! Жаль, ни того ни другого под рукой не оказалось . Вот, как Абашидзе Пушкина читал, так и Вирсаладзе Шопена играет. Я не скажу, что это плохо, нет. Своеобразие в этом есть, но мне её Шопен не близок. Абашидзе-то хотя бы о родных местах читал, и, в отличие от игры Вирсаладзе, его великолепный грузинский акцент вкупе с хрипловатым низким голосом вписались в этот пушкинский текст просто потрясающе!.. Раду Лупу - знаю этот диск, хороший. А год назад слышал его в концерте, будучи "там", так что не такой уж он и забытый. Было такое ощущение, что это ему не очень-то и надо. Весь концерт он просидел, откинувшись на спинку стула (!), и репертуар был какой-то весь медитативный - Баллады Брамса, прелюдии Дебюсси, и всё в такой отстранённо-гладящей манере... На последних я чуть ли не носом клевать начал.
Уважаемый Почитатель, мне как-то ну никак не идут в голову грузинские мотивы при прослушивании Вирсаладзе. Хотя я и был в Грузии, и имею много друзей и там, и здесь, но вспоминаю, что Вирсаладзе - грузинка, только когда она дает интервью, но никак не за роялем. В первую очередь она для меня - не последняя ученица Нейгауза. И вообще, кто сказал, что грузинки - страстные, патетичные, экзальтированные? Они - очень умные, тонко мыслящие, рациональные, сильные. Очаровательные - да, но не горячие. В средние века, когда в семье рождалась девочка, ей сразу дарили лук со стрелами и шахматы. Начинали учить стрелять из лука и играть в шахматы, когда девочка дорастала до длины лука. А еще каждая девочка, конечно, должна была учиться петь, танцевать и играть на чем-нибудь. Ну не нравится Вирсаладзе, - попробую ублажить Вас Бэллой Давидович. Завтра. Всем моим уважаемым собеседникам - спасибо и спокойной ночи.
*мне как-то ну никак не идут в голову грузинские мотивы при прослушивании Вирсаладзе.* А мне идут... Что делать?! Нет спасения ! А, к тому, о чём Вы говорили - одно не исключает другого. Вспомните Хануму - она и кого угодно вокруг пальца обведёт, и, если её довести, то и конкурентку так за волосы оттаскает, что мало не покажется. А к Вирсаладзе у меня смешанные чувства - вот сродни тем, как Юрий описал. А концерты Шопена с Давидович где-то в глубине сайта уже имеются, кажется. Я слышал 1-й в концерте. Замечательно! Хотя технически коварные места она подзамедляла - ну, возраст видимо уже... А нет ли у Вас вальсов с ней? На этой пластинке я вырос.
У меня есть вальсы Шопена, но в моем собственном исполнении. Я бы выставила, но боюсь быть освистанной и обшиканной почтенной публикой. Вообще-то мне нравится Шопен только в моем исполнении.
Буду действовать постепенно. Сначала покажусь, потом раскланяюсь на все четыре стороны, как Кисин, а уж затем сыграю. А то я все больше по соседям, а на бис сползаю на Мурку.
Было бы интересно узнать, к какому времени относятся эти записи Элисо Константиновны, когда были сделаны. Думаю что в разные периоды. Как бы кому нравилось или не нравилось - она Мастер, и человек удивительнейший.
Чем больше слушаю 1-ю сонату - тем больше она начинает нравиться. Когда-то самое первое впечатление было: тягомотина, формализм. А сейчас - все больше и больше "погружает". Скорее всего - от того, что Вирсаладзе сумела показать нечто, чего раньше я не замечал..
Спасибо за ссылку! Но после многократных попыток скачалась только 1 часть, и то хорошо, что не совсем впустую - не знаю, почему, все предыдущее было в порядке, и более объемные файлы закачивались без проблем. А здесь посередине загрузки просто вдруг закрывается окно - и все Поэтому могу только высказать свое восхищение бесконечное первой частью сонаты...........
Уважаемая Маша, формат wmv понимают все известные в природе проигрыватели, - Winamp, Media Player Classic, Windows Media Player, KM Player, VLC, PowerDVD, etc. Цепляйте мышью файл, тащите и бросайте на все, что первым попадется под руку, только не на значок "корзины".
Уважаемый Theodor! можно ли перезалить файлы, т.к. очень хочется послушать, а народ-РУ отвечает, "что Закончился срок хранения файла. Файл удален с сервиса."
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".